Фильм Левиафан Андрея Звягинцева

Максим Странник Петров
КАКОМУ БОГУ ТЫ МОЛИШЬСЯ?
Драманализ фильма Левиафан Андрея Звягинцева

Какие вопросы мы задавали себе до сих пор, хотя бы на протяжении последних 100-200 лет? "Кто виноват?" и "Что делать?" Мы всё время строим образ врага, а потом с ним боремся. На первый вопрос ответ у нашего человека давно найден: виновата власть. А на второй отвечают или революцией, или равнодушием к власти. Но пришёл Звягинцев и поставил другой вопрос: "За что?" За что с нами это происходит? И может быть, как говорил Жванецкий, надо поменять уже что-то в консерватории?

Талантливые учителя существовали во все времена и во всех областях деятельности человека, будь то школа, ВУЗ, религия, наука, спорт, искусство. Сущность талантливого учителя иллюстрирует учение и поведение Сократа. Он не спорил со своими учениками и собеседниками. Не вдалбливал в их головы знания или какие-то истины. Он задавал вопросы. Тем самым заставляя людей задумываться над сущностями этого мира.

То же самое делали талантливые преподаватели на экзаменах. Студент приходил сдавать предмет. Но привычных билетов не было. Всё, что необходимо было, это задавать вопросы преподавателям, которые накопились за время учёбы, но на которые сам студент не смог найти ответы. Начиналась беседа. И вот по этим вопросам и оценивались не просто знания студента, а его умение мыслить и глубина погружения в дисциплину. Т.о., правильно поставленный вопрос - это уже полдела. Таким вопросом человек задаёт направление своего движения по пути познания мира. Вопрос создаёт матрицу мировоззрения.

Какие вопросы мы задавали себе до сих пор, хотя бы на протяжении последних 100-200 лет? "Кто виноват?" и "Что делать?" Не случайно, так называются два программных произведения Герцена и Чернышевского, предваряющие русскую революцию. Эти вопросы управляют нами до сих пор. Мы всё время строим образ врага, а потом с ним боремся. "И вечный бой - покой нам только снится". На первый вопрос ответ у нашего человека давно найден: виновата власть. Она всегда несправедлива, жадна, эгоистична и беспредельничает. А народ всегда бесправен в России, унижен. А поэтому всегда ненавидит власть, борется с ней, ей не доверяет. Так появляются революционеры, диссиденты, правозащитники. А ещё есть просто обыватели, которые стараются власть не замечать, и строить свою жизнь отдельно от власти внутри своего дома, своей семьи, своей работы. По мере возможности, отрезав себе свой кусок пирога.

Талантливыми учителями, ставящими вопросы, могут быть и писатели, и художники, и режиссёры кино. Вот фильм Звягинцева "Левиафан" показывает одну семью. Главный герой живёт в своём доме где-то в российской глубинке на побережье. Имеет своё небольшое дело (ремонт машин). За счёт этого дела у него есть круг "друзей" в ГАИ. Есть свой джип. Есть сын и есть жена (вторая). Он, видимо, воевал в горячих точах. У него есть друг-юрист из Москвы, с которым они вместе нюхали порох, и которого он считает своим братом. Время от времени с начальником ГАИ он выезжает семьями на шашлыки, пострелять по мишеням, попить водки. Водку в этом фильме пьют часто и по любому поводу. Так же, как и матерятся.

Главное, с чего начинается фильм, это то, что земля на побережье, на котором стоит дом Николая, и на которой жили его отец, дед, приглянулась мэру этого городка. И он (мэр), используя свою власть, отбирает у Николая по суду землю. Судья, прокурор, начальник милиции - все люди мэра. И вот восстанавливать справедливость приезжает его "брат" из Москвы.

Если поверхностно смотреть этот фильм, то конец фильма воспринимается однозначно: "Ничего в России изменить нельзя. Справедливости нет. Прав тот, у кого сила. Чиновник всегда прав. Народ всегда бесправен". В общем, полная безысходность.

Но Звягинцев - режиссёр талантливый. У него нет конъюнктурных картин, вроде современных бандитских сериалов. Все его фильмы тяжелы для просмотра. Это не развлекательное кино. Но все они имеют глубокий внутренний смысл. И дают пищу для размышлений. Вот одно из определений, что такое искусство: "В приходящем в упадок обществе подлинное искусство должно отражать это разложение. Если искусство желает выполнять свою социальную роль, оно должно показывать изменчивость мира и содействовать его преобразованию" (Эрнст Фишер). Т.е., задача художника сродни целителю: поставить диагноз, объяснить причину заболевания и показать способы лечения. Но болезнь рассматривается не как некий частный феномен у конкретного героя, а как явление массовое, общественное. Значимое для всей страны или даже человечества.

Герой фильма сначала теряет дом, затем жену, а потом и свободу. И задаётся вопросом: За что? И его встреча со священником не случайна. Чтобы понять фильм, его идею, надо сжать весь сюжет в один образ, перестать видеть его в виде множества эпизодов. В талантливом фильме всегда есть один эпизод, который вбирает в себя весь сюжет. Все остальные события нанизываются на общий стержень, чтобы уточнить тот образ, который возник в воображении режиссёра. Важно теперь, чтобы включились наши чувства и наше воображение.

Так вот, главная сцена фильма - это встреча со священником. "Где же твой бог?" - спрашивает Николай. "Мой Бог при мне. А вот где твой? Какому богу ты молишься?" Помните, как один из персонажей фильма "Берегись автомобиля", священник, говорит Юрию Деточкину: все во что-то верят - одни верят, что Бог есть, другие, что Его нет. Т.е., смысл в том, что можно верить в Бога как Творца всего во Вселенной, а можно молиться, например, на свой дом, работу, машину, любимого человека и т.д. Оказывается, верит и Николай, и его друг-юрист. Юрист, как он сам говорит, верит в факты, т.е., в закон человеческий. Николай молится на своё благополучие, на свой собственный дом, на свою молодую жену, на своё дело, которым занимается, на своих друзей "при делах", на которых можно опереться в случае необходимости, чтобы решить проблемы. И священник пересказывает притчу о бедном Иове, который был очень набожным, исполнял все обряды, ритуалы, вёл праведную жизнь. Но когда его стали настигать одно несчастье за другим, вскричал: за что? Он потерял всё своё богатство, семью, здоровье. Потому что считал себя защищённым Богом, богоизбранным. И священник говорит строками из библии (книги Иова): "Можешь ли ты удою (удилищем) вытащить левиафана и верёвкою схватить за язык его? Будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? На Земле нет подобного ему. Он царь над всеми сынами гордости".

Этой цитатой священник показывает Николаю, что его несчастье в его гордыни. Бог посылает левиафана для лечения гордецов. И сейчас он воплощён в облике мэра, в облике тех самых правоохранительных и судебных органов, которые лишают его свободы. И если он не сможет этого понять, проблемы на этом не закончатся. Потому что, когда мы прирастаем к земному, то для нас перестаёт играть роль воля Божественная. И остаётся значимость воли человеческой. Мы начинаем тогда строить свою жизнь в соответствии со своей волей. И когда появляется тот, чья воля сильнее, то он подавляет нашу волю. А мы начинаем злиться, беситься, ненавидеть, бороться. Или ломаемся, подчиняемся чужой воле. Возникают две крайности: непримиримость и борьба или смирение и полное самоуничижение.

Но по-настоящему верующий человек понимает, что всё от Бога: и плохое и хорошее. И добро и зло. И война и мир. Но всё это нужно только для излечения нашей души. Для веры в приоритет души над телом и сознанием. Для того, чтобы главную свою заботу мы направляли на сохранение любви в душе, а не на создание комфорта и материальных благ. Если из души уходит любовь, человек пытается заменить её суррогатами: алкоголем, наркотиками, сексом, азартными играми. Но временное облегчение сменяется тем, что нужно искать всё более сильные ощущения.

Человек гордый выше любви ставит своё сознание. Алкоголь притупляет сознание. Частично это помогает снизить уровень проблемы. Разрушая сознание, мы облегчаем душу. Но это только временное средство. И Николай пьёт всё больше и больше, чтобы полностью отключиться, чтобы приглушить боль души. А жена его ищет спасение в сексе с его другом. А потом кончает жизнь самоубийством. Потому что любовь из её души уже ушла. Это видно даже по её лицу. Оно как маска: нет ни эмоций ни чувств. Такое же лицо у Елены, героини одноимённого фильма Звягинцева. Они в чём-то похожи. Они похожи на биороботов. Каждый день делают одно и тоже, но всё как заведённые механизмы. Только Елена в конце концов убивает своего мужа, потому что он не хотел поделиться с семьёй её сына деньгами. А Лилия убивает себя. Но причина одна и та же: отсутствие любви в душе. Кстати, дети всегда чувствуют душу другого человека. И сын Николая реагирует на душу мачехи агрессией. И обвиняет во всех проблемах именно её.

И есть ещё один эпизод в самом конце фильма. И снова он связан с Православной церковью. Земля под домом, оказывается, нужна была под строительство храма. На службу в новом храме собираются высокопоставленные чиновники, в т.ч. и мэр. Местный иерарх читает проповедь. "Пока мы с вами ещё не осознаём, что происходит. А происходит то, что мы возвращаем душу народа. Александру Невскому принадлежат слова: Не в силе Бог, а в правде. Не силой, а любовью, не хитростью, а премудростью Божьей, не злобой и ненавистью, а дерзновением совершались многочисленные победы над врагами веры и Отечества... Как можно, разрушая основы нравственности говорить о том, что люди проповедуют свободу. Свобода есть познание истины... Современный мир отличается тем, что постоянно меняет ориентиры. И ценности истинные подменяет ценностями ложными... Мы знаем, что церковь защитит и наставит нас. Но церковь - это мы с вами все. С нами Бог! С нами Правда! С нами Любовь Божья!"

Помните фильм "Ворошиловский стрелок". Там герой Ульянова, пенсионер, фронтовик стреляет по молодым шалопаям, которые надругались над его внучкой. Так вот там он, не найдя защиты у власть предержащих, сам встаёт на защиту. Но на защиту чего? На защиту нравственности. Потому что безнравственность - это тоже зараза и она может распространяться. Тем самым он защищает не только своё личное благо, но свою душу и душу общества, в котором живёт. Он не побоялся отстаивать нравственность, даже понимая, что может сесть в тюрьму. А вот Николай, что он защищает, ведя борьбу с чиновником? Он защищает своё добро, своё благополучие, своё эго, свой статус, своё тело и свою гордыню. Но он не борется за свою душу. А чиновник, по прошлому и настоящему своему бандит, уголовник, забирает лучшее место в городе под храм. Который как раз и призван взращивать в душах людей любовь, веру, коллективное начало.

Звягинцев показывает одну простую мысль в фильме. Проблемы нам нужны для того, чтобы перенести центр тяжести с тела и сознания на свою душу. Ощутить приоритет души над всем остальным. А главная устремлённость души должна быть к Любви. Если один уровень проблем не помог, придёт более серьёзный. И так, пока мы не увидим свет в конце тоннеля. Кому-то достаточно потерять деньги, чтобы ощутить Любовь. Кому-то переболеть. Кому-то отсидеть в тюрьме. А кому-то очищение души придёт через смерть. И это тоже спасение души.

И бессмысленно бороться с левиафаном. Он порождение Бога. И он уже мёртв. Мы видим в фильме скелет морского чудища. И это есть символ того, что душа России возрождается. И левиафан уже не нужен. Потому что история усмирения гордыни нашего народа насчитывает не одно столетие. И похоже, что мы перешли к процессу выздоровления нашей души. Души народа, души России.