Голуби нашего детства. 11. Новогодний подарок

Анатолий Колисниченко
    Мой интерес к голубям постепенно начал притупляться. Причина была более чем банальна, я мечтал гонять их  каждый день,  а они ни разу не выходили на крышу.

 Закрыл своих голубей и дядя Гриша. «Гонять будем, когда прилетят ласточки, а на дубах появятся листья». «Только с появлением листьев на дубах ястреб перестаёт зверствовать - появляется перелётная птица. Ему проще добыть поющего любовные трели скворца, чем гонятся за голубем».
 
  Сколько  раз мне приходилось вскрывать почки  на голых  ветках деревьев, проверяя,  скоро ли они распустятся, но тщетно.

 
  Приближался новый 1961 год, а новогодний праздник не чувствовался по причине отсутствия снега даже высоко в горах. Даже ночью уличный термометр стабильно показывал плюсовую температуру.
 Отец принес ёлку, вставив её в свежеизготовленный крест, установил в большой комнате.  Мама и её «помощница» Надя развесили игрушки.


     Утром 1 января нас разбудили родители, прибывшие с новогоднего огонька. Сестра в мгновение ока оказалась под ёлкой, в поисках подарков.  Кроме стандартных кульков из серой бумаги с красным дедом Морозом и белой снегурочкой у зелёной ёлки,  как в детском саду. Только под нашей ёлкой лежали две крупные куклы с лилипутскими фарфоровыми лицами и коробка с оловянными солдатиками. Рядом большая коробка.  Оставив сестре все находки, я извлек только большую фанерную коробку с дырками, в которой что-то шевелилось.
 
    К моему огромному удивлению, в ней  находились голуби, да какие, таких голубей  не встретишь ни на одной голубятне в наших местах.  Это были белые  с цветными боками голуби. Одна пара с чёрными боками, другая жёлтыми. Их оперенные ноги были похожи на крылья.  Головы с двумя  чубами,   один из которых закрывал длинный клюв, а широкий второй  примыкал к тыльной части  головы.  Я таких голубей не видел даже в Сашкиной книжке «Das Ganze der Taubenzucht» 1937 года на немецком языке о голубях.

      -Дед Мороз  передал теплоходом из Одессы, - заметив моё изумление, сказал папа. 

      -Это голуби?
 
      -Конечно.

      -Как они называются?

     -В период моего детства их называли вертунами.  Много лет назад к нам в село подобных голубей из турецких походов завезли наши предки.
   
     -Что значит вертуны?

     -Во время полёта голуби совершают кульбиты. Обычно при взлёте и  посадке.

     -Какие ещё  кульбиты?

     -Взлетая, они зависают на одном месте, затем несколько раз подряд кувыркаются. В одесской области их разводили главным образом в селе Рыбальском. Голуби кровные.

     -Кровные?
 
О кровных голубях я слышал на рынке, предполагал, что это красные голуби.
 
    -Вот у тебя николаевские, у дяди Гриши  павлины.  Вы их разводите в чистоте крови, и не скрещиваете между собой. Если создать пару, например, из николаевской голубки  и павлина то это и называется смешение крови.  У павлина широкий хвост до 50 перьев,  николаевской 14 - 17.  У детей могут быть хвосты по 24 пера и более,  это тебе пример помесной породы. Птенцы получаются промежуточных линий,  а в эту породу других кровей  не вмешивали. Не забивай голову, тебе об этом  расскажут в школе на уроках ботаники на примере  выращивания  гороха. 

   Моих новых голубей приходили смотреть не только мальчишки и Сергей,  но даже сам дядя Гриша.

 Позднее от Светки мне стало известно, как дядя Гриша, по договорённости с папой, больше месяца прятал у себя на чердаке мой новогодний подарок и всё это время молчал как рыба,  делая вид, что ничего не знает.
 
     -Прекрасные  двухчубые.  Куплю  с большим удовольствием птенцов. Разводи.

     -Это радует.
 
  «Это радует» - была любимая фраза дяди Гриши, и он загадочно улыбался, а меня просто распирало.  Дядя Гриша  никогда не разрешал мальчишкам заходить даже во  двор, а тем более на свой чердак,  сегодня говорил со мной  как   равным.  Всё намного проще, у него нет таких вертунов, какие появились у меня, и это на самом деле меня радовало.

     -Могу в качестве задатка подарить тебе пару павлинов.  Скоро сядут на яйца.

     -Не надо, мне больше нравится птица, которую можно гонять.

     -Тогда я первый на очереди на этих одесситов.

     -Поживём-увидим.

     -Копия отец, палец в рот не клади. –  Пробурчал Павлов  и пригласил меня  и друга  Кольку сегодня же посмотреть его голубей,  хотя на Кольку обижался за то,  что тот летом в своём огороде пытался на петлю поймать его голубей.
   
   Родители пригласили гостя на чай.  Потом с папой они  долго пили не только чай, высказывая многочисленные тосты в новом году.

 Дождавшись окончания «чаепития»,  мы пошли к дяде Грише, дом которого был на второй улице.
   
       ......