Караидель

Светлана Дарящая Свет
Тех давних дней и след седой простыл, где, среди леса, жил один батыр. Служил он верно своему царю, и тот сказал:

- Тебя я одарю! Ты смел, отважен был в боях, ты предан мне, не ведом тебе страх, ты спас Отчизну нашу, ты герой, что хочешь – забирай, вези с собой! Мои сокровища открыты для тебя, чем хочешь, отблагодарю, любя.
- Мне многого не надо, лишь две вещи, лишь две они достойны моей чести.
- Так говори же, слово я даю, что волю всякую я выполню твою.
Сказал джигит:
- Ты, царь, мне дай свободу. Служил я честно своему народу, теперь хочу я вольным быть, уеду далеко, и там до смерти буду жить.
-  Я поразмыслю над желанием твоим, второе говори – и потому решим.
- Ещё ты дай коня мне вороного, в твоей конюшне видел я такого – он быстр, как ветер, дух его неуловим, я думаю, подружимся мы с ним.

Что делать, слово ведь не воробей, раз выпустил – нет для него сетей. Велел коня он вороного привести, и с ним батыра отпустить.

Вскочил батыр на своего коня, - летели пуще пламени огня, сливаясь воедино над землёй, и ветер вольный им служил, порой. Домой, к горам Уральским полетел, и там, в родном краю, навек осел. Дивились люди вороному скакуну, и породили алчной зависти волну, и не было ни одного в стране, кто б не мечтал о вороном коне. Батыр подумал:
- Вольная я птица, есть верный конь, что ж буду средь людей ютиться?

Немного он поездил той землёй, а после, оселился под горой, землянку вырыл, стал один там жить, чтобы коня от глаз подальше скрыть. Но слава разнеслась по всей стране о вороном батыровом коне. Всяк приезжал, воочию чтоб убедиться, и всяк желал коня того добиться. И конь сказал на человечьем языке:
- Пока сидим – с тобой мы на крючке. Тогда лишь ты меня убережёшь, когда со мною в вольный путь пойдёшь. Открыты нам просторы, мы вольны, пойдём, мой брат, дорогами страны…

- Нет! – отвечал батыр ему, принадлежишь лишь мне ты одному, тебя укрою глубоко в горе, вот в этой среди стен немых дыре, камнями завалю большими вход, чтоб не видал тебя мирской народ.

Сказал – и сделал, друга верного укрыл, громадным камнем вход в пещеру завалил. Но люд всё шёл, чтоб повидать коня, батыра донимал день ото дня. А конь в пещере тёмной тосковал, и, часом, так неистово он ржал, что голос разносился по округе. Кричал он о свободе, и о друге…

И стали к тому месту прибывать гонцы, - батыра удалося им связать, затем, найдя, где был упрятан конь, тяжёлый стали разбирать заслон. Беду почуял конь, и, затаив дыханье, весь замер, в ожиданье. Лишь был немного вход освобождён – из недр горы он вскачь пустился вон. Копыт могучих сильного коня гора не вынесла, и рухнула она. И быстрых вод бушующий поток исторгся, сквозь завалы и песок. А конь бежал, куда глаза глядят, вперёд, и не было пути назад, - через леса, через поля и горы, и след реки за ним сплетал узоры. Домчал до Агидели он большой, и скрылся в ней, исчезнув с глаз долой. И Агидель-река ему приют дала, и Черной речки воды приняла. С тех пор никто не видел вороного скакуна. Лишь вьётся тёмной лентою волна, входя в прозрачной Агидели воду… В ней конь обрёл навек свою свободу…


11.02.2015
г. Киев

Картина Танзили Гайфуллиной «Караидель».

Караидель (башк. Каризел) — дословно, Черная река, нынешняя река Уфа.