Круизные лайнеры Мурманского морского пароходства

Вячеслав Кисляков 2
Три сестры

 В истории, как и в жизни, все неоднозначно. Прозванные застойными семидесятые - восьмидесятые годы прошлого века стали временем расцвета пассажирского флота в нашем крае.  Начиная с 1975-го в состав Мурманского морского пароходства были приняты современнейшие для того времени теплоходы «Мария Ермолова»,  «Алла Тарасова» и «Клавдия Еланская». Наши моряки называли их любовно - три сестры. Впрочем, «сестер», или, как еще говорили, «артисток», было больше. В Югославии по заказу министерства морского флота построили для пароходств серию из восьми пассажирских судов, на бортах которых красовались имена народных артисток СССР.   

   Первым был красавец-лайнер - «Мария Ермолова». Длина судна составляла 100 метров, ширина 16,2 м. Это современное комфортабельное трехпалубное судно, снабженное успокоителями качки, располагало открытыми и закрытыми палубами, большим музыкальным салоном, барами, кинотеатром, рестораном. Каждая каюта оборудована душем, туалетом и кондиционером. Судно могло принимать на борт 262 пассажира. Через год к нам пришла «Алла Тарасова». А 30 декабря 1977-го был поднят Государственный флаг СССР на третьем пассажирском лайнере – «Клавдия Еланская». Так, в течение трех с небольшим лет, Мурманское морское пароходство стало обладать самым молодым в стране пассажирским флотом. В 1978 году его средний возраст составлял всего 6 лет.

   С получением новых лайнеров необходимо было перестраивать всю работу пассажирского флота. До 1975 года суда пароходства практически не ходили за границу. Новым теплоходам, общей пассажиро-вместимостью 786 мест, предстояло найти достойное применение. Пассажирская служба ММП  во главе с Семеном Коганом сумела решить эту задачу. Суда не только выполняли рейсы на местных линиях, но и сдавались в аренду английской туристической фирме СТС, «Интуристу», перевозили военный контингент на Кубу. Возобновились регулярные круизные рейсы в Арктику, которые были очень популярны среди соотечественников, выполнялись ежегодные  Балтийские круизы на линии Ленинград - Рига - Таллинн - Гдыня - Варнемюнде. Туристы из разных уголков СССР стали частыми гостями на борту белоснежных лайнеров.

      Хочу затронуть здесь один из важных вопросов на морском флоте и, в частности - на пассажирском флоте. Это вопрос о женщинах в экипажах судов.

      В любом экипаже грузовых судов ММП было всего лишь несколько лиц женского пола - буфетчица, дневальная, повар, кухонная рабочая, и пожалуй всё. На пассажирских судах, как каботажного так и загранплавания, женского пола было в экипажах до 40%, т.е. 30-50 девушек и женщин, при общем количестве экипажа до 120 человек. Приличное количество женского пола было и на ледоколах, и на рыболовецких плавбазах. С получением трёх новых современных пассажирских судов, в ММП началась совершенно новая эпоха в жизни экипажей. В штате многочисленного экипажа морского судна, почти всегда, в среде традиционно-ориентированных моряков, конечно же, появлялось желание для близких связей с ними. Для этого и существовали на судах в СССР такие должности, как помощники капитана по политической части - помполиты. Помполиты выявляли и регулировали эти внебрачные связи. Они разрывали такую "связь" путем списания одного из партнеров в распоряжение отдела кадров. Если связь выявлялась среди холостяков, то их старались поженить. Муж уходил в море, а жена же оставалась на берегу. Каждый моряк желал работать на судах загранплавания, но из-за неосторожной "связи", можно было на долго "загреметь" в каботаж.

     Отсутствие женщин на борту судна, кстати, тяготит моряка гораздо меньше. Это дома, когда перед глазами постоянно мелькают соблазнительные округлости, мы постоянно думаем о сексе. В море отсутствуют эти внешние раздражители, поэтому и переносится  отсутствие женской ласки легче. Кроме того, постоянная занятость и усталость тоже сказывается. Конечно, если очень уж приспичило, то найти себе подружку на ночь абсолютно не проблема. Данный сервис в портовых городах очень развит. Но вы удивитесь - далеко не все моряки им пользуются.

      Вы спросите меня - так что, в жизни моряка нет счастья? Ведь на судне он хочет домой, а дома в моря? Счастье, конечно, есть! - отвечу я -  имеется момент абсолютного  равновесия. Момент, когда моряк полностью удовлетворен и счастлив - это время дороги с судна домой!

      Ты бродишь по аэропорту в ожидании своего рейса. Тебя уже не волнуют проблемы на судне - это уже не твоя забота. Тебя ожидает длительный отпуск, который ты уже распланировал по своему вкусу. В кармане тугой бумажник. Дома ожидает желанная жена и приветливые дети. Об их недостатках ты уже забыл, в памяти - только хорошее. Ты ходишь по магазинам и покупаешь духи и шоколадки на подарки. Тебя еще не начали грузить домашними проблемами.  Можно зайти в бар и пропустить пару рюмок чего-нибудь вкусного и никто тебя не осудит. Душу наполняет ожидание праздника и радости от скорой встречи с любимыми тобой людьми. Это ли не счастье...

Бывает, что после вахты, валяешься в койке без сна...
Накроет вдруг одиночество, сердце скрутит тоска.
Будто свинцом наливается от вопросов дурных голова,
Поступил ли я мудро когда-то -  выбрав судьбу моряка?

За относительный достаток близких сердцу людей,
Вдали от них мы проводим долгие тысячи дней,
В железных коробках болтаясь посредине морей -
На их комфорт мы меняем годы жизни своей.

Счастье, когда это ценит и понимает родня.
Но часто в моряцких семьях тоже хватает вранья...
Пока есть деньги в кармане - для многих ты лучший друг,
Но кончились бабки - и сразу становится пусто вокруг

     Вы спросите, а почему же не приветствуются семейные пары на флоте? Ответов может быть несколько. Когда супруги не имеют возможности уделять друг другу достаточно внимания, на помощь могут прийти окружающие... И не факт, что такие контакты останутся чисто дружественными. Если же супруги работают в одной сфере, то производственные проблемы также часто ведут к семейным конфликтам. Ну, а если один из супругов в начальниках – тут уже не избежать кучи проблем: от простых коррупционных схем до зависти и претензий коллег. Кстати, одно время на флоте практиковали разрешать жёнам, при наличии свободного места, просто так, пассажирками, идти в рейс с мужьями. От этого пришлось вскорости отказаться, так как вызвало кучу нареканий: не все члены экипажа имели такую возможность (по большей части, только комсостав), возникали проблемы с расселением, жёны маялись от безделья и порой являлись причиной чисто мужских разборок. Насмотревшись на условия жизни и судовые будни, они начинали ещё больше терроризировать своих мужей, подозревая их и по делу, и без повода. Да и мужья в присутствии второй половинки на судне чувствовали себя не совсем в своей тарелке. Один мой знакомый даже развёлся на этой почве. Как он мне объяснил, жену, ранее скромную в запросах и даже скупую, после рейса как подменили. Она, увидев впервые в жизни полки западных магазинов, стала в дальнейшем предъявлять мужу такие требования, что он просто не «потянул»…

     Флот – обитель матерей-одиночек и разведёнок, одиноких мужчин и донжуанов, имеющих по несколько семей и платящих уйму алиментов.

     Молоденькие девушки-морячки часто вносят смятение в умы мужской части экипажа, выступая в качестве катализатора недюжинных межличностных конфликтов. Частенько их легкомысленное поведение или невинный флирт выливаются в разборки, заканчивающиеся списанием на берег и крахом карьеры для поддавшихся на их провокации. Как тут не вспомнить морское поверье: «Женщина на борту – к беде!»

     Ну, это всё проблемы, как бы, единичные. Но есть вещи, которые затрагивают многих и могут осложнить жизнь всему экипажу. Я имею в виду правильную комплектацию экипажа и подбор его членов. Здесь многое зависит от капитана, его жизненного опыта, знания людей и… способности противостоять давлению со стороны отдела кадров и руководящих структур судоходной компании. Не секрет, что многие из начальников пытаются всеми правдами и неправдами продвинуть своих протеже – детей, родственников, знакомых и так далее – в плавсостав. Раньше такая работа считалась одной из самых престижных и денежных.
   
     Мне особенно памятен 1980-й год - год Московской олимпиады. «Клавдия Еланская» доставляла европейских туристов в порт Таллин, где проходила олимпийская парусная регата. Мне довелось в этот период работать на судне дублером капитана. Это были незабываемые круизы, которые проходили по многим портам Европы.

     А вот начало экономических реформ 90-х годов, обернулось крахом для пассажирского флота. Если в советское время флот стоял на дотации государства, то с момента акционирования компаний, превратился в убыточный. Первым нашим пассажирским судном, ставшим лишним для ММП, оказалась «Мария Ермолова». Ее передали в Новороссийское морское пароходство, где она отработала до 2006 года. Затем лайнер еще раз продали, а после ремонта и переоборудования,  она начала работать на круизных линиях Каспия. А вот, что писали  о  работе «Марии Ермоловой» в 2006 году: «Открыт круизный маршрут по Каспию. Первый рейс теплохода «Мария Ермолова» по программе Каспийской круизной линии состоится 5-11 октября». Вот что сообщила директор ТОО  фирмы «Турист» Евгения Слюсарева: «Вчера из Астрахани в свой первый рейс по Каспийскому морю отправился круизный теплоход «Мария Ермолова». Рейс приурочен к международному фестивалю «Каспий - море дружбы», который пройдёт в г. Актау Республики Казахстан. На борту теплохода в Казахстан прибудет обширная делегация астраханских предпринимателей и чиновников с целью укрепления двусторонних партнёрских связей и демонстрации потенциала Астраханской области. Круиз пройдет по маршруту Актау – Баку – Махачкала – Астрахань - Актау. Участников ожидает насыщенная программа, в которую включены экскурсии, посещение музеев, шопинг, всевозможные выставки прямо на борту теплохода и масса развлекательных программ».

     Теплоход «Алла Тарасова» в 1998 году  был куплен зарубежным судовладельцем США, затем судно было  реконструировано за 13 млн. долларов в Швеции, превращено в современнейший комфортабельный теплоход и теперь совершает вояжи в Европу, Канадскую Арктику, Северную и Южную Америку и Антарктиду. Теперь он называется «Отличный искатель приключений» - «Клиппер Эдванчер» -  «Алла Тарасова»  - совершает круизные рейсы в Антарктиде. «Clipper Adventurer» осенью 2007 года приходил в Мурманск и стоял на морском вокзале у южной стенки. И так сошлось, что рядом стояла белоснежная красавица «Клавдия Еланская», единственная из трех «сестер-близняшек», оставшаяся работать на Севере. Можно было наглядно сравнить, насколько время наложило свой отпечаток на каждую из «артисток». С совсем недавно, уже в 2015 году, я увидел в интернете еще одно новое название судна -  «Sea Adventurer».

        И лишь «Клавдия Еланская» до сих пор совершает рейсы на линии Мурманск – Островной. Только она связывает этот  когда-то  крупный военный гарнизон, который по старой памяти еще часто называют Гремихой, с Большой землей. Но долго ли останется теплоход при деле не очень ясно. «Морем сюда завозится все: от продуктов питания и предметов первой необходимости до автомобилей, снегоходов и другой техники, - говорит один из жителей Островного. - На «Клаве» уезжают в отпуска и возвращаются обратно. Иногда даже гоняют на выходные в Мурманск со своими машинами, ночуя во время пребывания в городе на борту в каюте. Благодаря статусу ЗАТО, который имеет Островной, для содержания судна выделяются бюджетные финансовые дотации. Потому стоимость проезда по карману многим - всего 340 рублей с человека; примерно столько же (зависит от веса) платится за автомобиль. Но, говорят, скоро с Островного статус ЗАТО могут снять: останутся ли тогда здесь люди? Еще несколько лет назад здесь была база атомных подводных лодок Северного флота, и жизнь кипела, население достигало 35 тысяч человек. Сейчас, когда атомоходы вывели, осталось едва больше двух тысяч...» 

      Последнее сообщение в мурманской печати меня очень порадовало: 11 марта 2014 года состоялся визит межрегиональной рабочей группы по круизному туризму на теплоход Мурманского морского пароходства «Клавдия Еланская». Об этом сообщила пресс-служба ОАО «Мурманское морское пароходство». В рабочую группу вошли представители Министерства транспорта и дорожного хозяйства и Министерства экономического развития Мурманской области, Агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области, Национального парка «Русская Арктика», Мурманского пароходства и туроператоры, участвующие в формировании и реализации арктического туристического продукта. Предложенный маршрут включает в себя доставку туристов из Мурманска на архипелаг Земля Франца Иосифа (ЗФИ), Соловецкие острова и в Архангельск. Гости осмотрели лайнер, проверили состояние кают и наличие в них условий для проживания пассажиров, оценили существующие на судне места для комфортного отдыха и развлечений туристов, выяснили необходимые для планирования маршрута нюансы. По итогам этой поездки в Правительстве Мурманской области прошло заседание с участием всех заинтересованных лиц, на котором обсуждались детали маршрута и вопросы организационно-технического характера. Все участники высказали свои варианты и предложения, определили направления для дальнейшей разработки турпродукта. Мурманское морское пароходство - компания - первооткрыватель высокоширотных туристических рейсов, имеющая богатую историю круизных плаваний. С участием специалистов пароходства было разработано немало туристических маршрутов в Арктику, завоевавших популярность далеко за пределами нашей страны, благодаря которым о заполярном Мурманске узнали во всем мире. В 1966 году Мурманским пароходством был организован первый арктический круиз по линии Архангельск - Игарка с заходом на Диксон и в Дудинку, а на обратном пути - на остров Вайгач, Соловки и в порт Архангельск. С 1967 года «Вацлав Воровский» начал выполнять арктические высокоширотные круизы с заходом на ЗФИ. Здесь впервые туристов высадили на остров Хейса, который был окружен плавающими айсбергами и льдами. Вокруг бродили белые медведи, а на льдинах лежали огромные моржи - настоящая полярная экзотика.

     «Клавдия Еланская» в советские годы перевозила иностранных и российских туристов по маршруту Мурманск - ЗФИ - Диксон - Дудинка - Норильск - бухта Варнек (Новая Земля) - Соловки - Архангельск. Такие рейсы были востребованы среди пассажиров - запись на эти круизы растягивалась на годы вперед. По словам туроператоров, и сегодня много желающих увидеть своими глазами эту удивительную и загадочную Арктику с ее ледяными просторами, неповторимой флорой и фауной.

      Последние 13 лет перед уходом на пенсию, я проработал капитаном-наставником СБМ. И все эти годы в моем подчинении, кроме 13 грузовых судов типа «Дмитрий Донской», дизельных  и атомных ледоколов, были и пассажирские суда – «Клавдия Еланская» и «Поларис».  Последние годы капитаном на теплоходе «Клавдия Еланская» был мой воспитанник и очень хороший товарищ - капитан Рапацевич Николай Васильевич, с которым мы работали, начиная с 1987 года, еще на теплоходе  «Вацлав Воровский». Николай Васильевич стал при мне одним из лучших капитанов Мурманского пароходства. Это был не просто замечательный капитан, но и очень хороший организатор экипажа, а также грамотный и профессиональный судоводитель, а главное - прекрасный моряк. Он каждый год, в день рождения судна - 30 декабря,  устраивал замечательные праздники не только для своего экипажа, но и для многих капитанов и ветераном судна, которые когда-либо работали на этом теплоходе.  Я, практически каждый год,  приглашался Николаем Васильевичем на этот судовой праздник. Это был всегда настоящий судовой праздник! Это был незабываемый праздник, который навсегда оставался в памяти тех, кто был на  этом дне рождения судна. И эти стихи я посвящаю ему и другим настоящим капитанам!

На вахте только Капитан. Быть в море - вот его призванье. Ему не страшен ураган,  стоит один, как изваянье.  Мы все заложники судьбы,  и что нас ждет - никто не знает,  как хороши былые дни... Пусть кто-то смерть и призывает.  Но Капитан всегда готов  вступить в борьбу с морской стихией,  ему не нужно громких слов...  Он не стремится стать Мессией.  Держись же, божий человек,  всех пассажиров заберешь ты,  нам не забыть тебя вовек.  Есть капитаны крепче стали.