Гоп-стоп, или наша зебра 1

Оф Аржанг
ГОП-СТОП, ИЛИ НАША ЗЕБРА
(Отрывок из повести)
Если тебе уже одиннадцать лет, представь, что ты стоишь перед выбором: или быть в тепличной среде, где тебя не воспринимают всерьёз, или быть родненьким, миленьким добытчиком, благодаря спившейся матери, для уличной братвы.
Не правда ли, выбор будет там, где тебя, хоть немного, но уважают?
И поэтому, ты ищешь пути, чтобы уйти из-под опеки родителей, и готов даже простить сверстнику попытку ограбления, лишь бы заиметь брата и не быть «терпилой».
Об этом повесть Бек Жылдыз «Гоп-стоп, или наша зебра», в которой два подростка становятся друзьями там, где скорее можно стать врагами.
Автор повестью хочет сказать, что из любой ситуации есть выход, что нужно не забывать задумываться об окружающей жизни, чтобы расставить для себя приоритеты.

Глава 1

Бакыт забежал в подъезд, позвонил в квартиру на первом этаже и бросился на второй этаж.
 – Стой! Гони капусту,cотку  давай, – со второго этажа спускался небольшого роста мальчишка. В его руках блестел нож-бабочка .
 – Ты чё, совсем, что ли? – опешил Бакыт, но тотчас пригнулся к перилам и зашипел: – Тс-с-с!
 Снизу раздался крик:
 – Я же говорила, чтобы ты не баловался! Вот расскажу родителям – будешь знать! Чего спрятался?
 С намотанным на голову полотенцем по лестнице поднималась дородная женщина.
 – А ты кто? – сверлящим взглядом она пронзила побледневшего незнакомого мальчика.
Пацан густо покраснел и уставился в носки ботасов. На нём была фирменная куртка, дасовские  джинсы, дорогая кепка. Женщина перевела взгляд на Бакыта. Тот распрямился и громко выпалил:
 – Тётя Люба, это мой друг!
 – Друг?! – она стала грозно теснить Бакыта с лестничной площадки. Он увернулся, проворно взбежал на площадку второго этажа и весело зазвенел ключами.
 Встретившись с прямым, честным взглядом мальчишки, тетя Люба смутилась. Она спустилась по лестнице и громко хлопнула дверью. Раздался вялый лай собаки.
 Бакыт открыл дверь и позвал незнакомца:
 – Айда! Не бойся её, она добрая: бездомных собак кормит.
 Мальчики зашли в квартиру. Вкусно пахло печеным и ещё чем-то, что принято называть атмосферой домашнего уюта.
 Бакыт бросил портфель, снял куртку и пошёл на кухню.
 – Ой, чуть не забыл. Руки ж надо помыть, – он включил свет в ванной и позвал гостя:
 – Пойдем мыть руки, что стоишь?
 Гость мялся у порога и не снимал обуви.
 – Ты чё, пошли, снимай ботасы, – настаивал Бакыт.
Мальчик скинул ботасы и остался в дырявых, грязных носках. Бакыт, вскользь глянув на носки гостя, бросил ему тапочки.
Пацан помыл руки и смущённо уставился на Бакыта.
 – Есть будешь? – Бакыт жестом пригласил идти за ним.
На кухне хозяин вытащил колбасу из холодильника и положил на доску.
– Умеешь резать?
– Давай, – гость вытащил свой нож и аккуратно нарезал колбасу.
Бакыт с завистью смотрел, как его сверстник ловко управляет ножом.
 – Вот классно! Где так научился?
 – Жизнь научила, – не по-детски ответил мальчишка.
 – А меня научишь?
Тон разговора неожиданно поменял русло.
 – Заплатишь – научу, – пошутил пацан.
 Бакыт поставил в микроволновку плов и открыл коробку с соком.
 – Садись! Есть будем!
 Мальчик бочком сел на краешек стула.
 – Не стесняйся, ешь, – Бакыт пододвинул к нему блюдо. – Меня Бакытом звать!
 – Я Тоха, – мальчик насупился.
 – Сколько тебе лет?
 – А тебе чё? Много! – начал злиться гость.
 – Да чё ты нервный какой-то?! Мне девять лет.
 – Мне больше.
 – Да не ври. Ты ростом меньше меня.
 – Тебя колышет?!  – вспылил Тоха и перестал есть.
 – Да ладно, не злись! – Бакыт разлил сок. – Пей!
 Зазвонила сотка. Бакыт закричал:
 – Всёо-кей , мам! Я дома. Кушаю. Пока!
 Он снова сел за стол. Ему явно что-то мешало обедать, и допрос возобновился.
 – Тоха, ты чё делал в подъезде? Хотел грабануть меня, что ли?
– Это называется «гоп-стоп», понял? – сказал Тоха с полным ртом.
 Потом проглотил еду, шумно прихлебнул и хмыкнул:
 – «Гоп-стоп» – значит отработать  деньги, шмотки, – уточнил Тоха.
 Бакыт ковырял ложкой в тарелке, отделяя морковку. Вдруг заявил:
– Слушай, оставайся у нас жить. Я у родителей один. Скучно мне. У всех есть братья и сёстры, а у меня нет. Родители какие-то нервные. Вечно грызутся между собой. В доме тоска. То мама дуется, то папа молчит. На мне вместе отрываются . А я один.
Тоха громко отрыгнул и серьёзно посмотрел на Бакыта. Потом оглянулся. Они сидели в большой кухне, да и кухней её не назовёшь – почти зал. Половину комнаты занимал овальный стол. В огромном фигурном зеркале отражался красивый резной буфет, полный посуды. В углу стоял широкий трехкамерный холодильник, на котором весело мигали маленькие магнитные фигурки.
Тоха перевёл взгляд на Бакыта. Худой, долговязый, бесцветные глаза, кудрявые волосы, кривые ножки. Только и было в нём голоса, громкого и звонкого.
– Да, вон какая у вас хата . Хавчик бодрый . Чего тебе не хватает? Шмотки, капуста  есть!
– Да это всё нужно взрослым. Чтобы выпендриваться  друг перед другом. За это папа с мамой вкалывают без выходных. А я вечно торчу  дома один. Вечером родители приходят с работы усталые. Говорить со мной не могут. Мама проверит то, что я написал, и всё – про меня забыла. Если училка позвонит, то начинают проверять мой дневник, – горестно вздохнул Бакыт.
 – Вот моя мама добрая. Она никогда не кричит. Только и слышишь: «миленький, родненький». А денег-то нет.Живём в трубе, – в тон его грусти произнёс Тоха.
 – В какой трубе?
 – Да ты не поймёшь. В трубе – значит нигде.
 – Тем более. Тебе негде жить, а мы живём втроём в пяти комнатах.
 – Думаешь, это просто? Вот так остаться и жить у чужих людей? Никто не разрешит. По-любасу , твои предки не захотят, чтобы ты дружил с уличным пацаном.
 – Да я уговорю их. Был уличным – станешь домашним.
 – Ты не можешь упросить их, чтобы они не ругались, – разве сможешь уболтать , чтобы у вас поселился чужой? Да и на шее у меня мама, Ленка с дитём.
 – Мамка – ладно. А кто Ленка?
 – Ленка – моя старшая сестра. Она ганжу  курит. Родила ребёнка, а он не спит, орёт. Ленка от него убегает. Мы с мамкой его нянчим.
 – А муж у Ленки есть?
 – Да какой муж?! Муж – объелся груш. Я единственный мужчина в доме – добытчик. Курю сигареты, когда нервы не выдерживают, – свысока посмотрел на Бакыта Тоха.
 – Вот здорово! Научишь курить? – Бакыт заинтересованно глянул на Тоху.
 – Конечно! А деньги дашь? Из-за тебя сегодня ничего не пробил .
 Бакыт выскочил из-за стола и повёл Тоху в свою комнату.
 С потолка свисал светильник-слон. Взгляды мальчиков встретились с его добродушной физиономией. Зелёный гарнитур занимал полкомнаты, а на другой её половине были расстелены настоящие спортивные маты.
На полу лежали гантели. Блестел стальной тренажёр с ярко-красной сидушкой. Тоха разинул рот.
 – Это мы с папой занимаемся, – перехватив его взгляд, похвастался Бакыт.
Он покормил рыбок в аквариуме. Вдруг в часах затрещала белка и заговорила: «Три часа дня. Пора садиться за уроки!»
 – Пошла вон! Сам знаю. Спрячься! Кому сказал! – неожиданно заорал Бакыт.
 Белка исчезла, и дверь в часах захлопнулась.
– Вот единственный мой собеседник. И то, только приказывает, – пояснил он. Бакыт принёс портфель и вытащил тетрадки. Тоха подошёл к столу:
– Чё, уроки будешь делать?
– Да, на черновике. Мама проверит, потом перепишу в тетрадь.
– Я тоже делал уроки зимой, когда жил в центре Петрушевского.
– Школа, что ли?
– Да вроде того. Добряк Петрушевский собирает детей типа меня. Там тепло, хорошо, хавчик бодрый. Только братаны  били меня и отбирали шмотки.
– Значит, там плохо, если били.
– А нас везде бьют, – Тоха вздохнул.
– А у нас не бьют. У меня классная школа – шоха . Эсбэшники  охраняют. Оставайся у нас! Будем вместе ходить в мою школу. Ты будешь меня защищать от пацанов со двора!
Тоха насмешливо глянул на Бакыта:
– Братухой хочешь стать?
– Да! Твоим братом.
– У меня никогда не было братух. Одни братаны-звери.
– Как? Братан разве может быть зверем? – удивился Бакыт.
– Ещё каким! Братан – это тот, кто тебя грузит, а братуха не грузит. Усёк? Понял? – сказал Тоха, и в глазах его появились злые искорки.
– Понял! – удивился Бакыт. – Странные слова, какие-то непонятные употребляешь, Тоха, – Бакыт растерянного посмотрел на гостя.
– Это общение по понятиям, иначе пропадёшь, – пояснил Тоха. – Так вот, братаны капусту требуют. Мозги хавают . Житья от них нет, – подпёр ладонью подбородок Тоха.
– А капуста это что?
– Капуста, капа – это деньги.
Бакыт схватил линейку и заорал:
– Капу давай!
Тоха вскочил от неожиданности.
– Меня тоже бьют пацаны со двора, заставляют приносить из дома конфеты, роются в моих карманах – деньги ищут. Я сам им деньги даю, чтобы не обыскивали. – Бакыт вздохнул и продолжил: – И пугают ещё, чтобы не козлил . А еще терпилой  обзывают.
– Кто, понторезы  со двора, что ли?
– Да, вроде! Да я уже и не выхожу во двор!
– Что, дома таришься?  – Тоха захохотал.
– Тебе смешно, а мне охота поиграть на улице. Иногда меня теть Люба защищает. Как заорёт, так они разбегаются кто куда. А потом дразнят.
 – Что-что, а заступаться я умею. Побакланить  люблю. Эти понторезы будут бегать от меня. Да пропадут мои без меня. С голоду помрут, – печально произнес он. – Если хочешь, чтобы тебя пацаны уважали, то наперво начинай серьёзно заниматься спортом. Обычно достается щенкам  вроде тебя. Второе, не показывай, что боишься пацанов. Если вызовутпо разам  – бейся. Пусть даже тебя побьют, всё равно дерись. Третье,как только начнут грузить, ничего не давай, не бойся – расскажи отцу. Он грамотно разберётся. Четвёртое, если пошлют за сигаретами, то отмажься : скажи, что тебя в комке знают и могут настучать предкам . Запомни мои правила, и всё будет бодро.
С чувством исполненного долга Тоха честно посмотрел на Бакыта и засобирался домой:
– Двинул я. Уже пять часов, а у меня капы нет. Отметиться у братанов  не успел. Придётся идти на сходняк , а то жизни не дадут.

Акаева Жылдыз(псевдоним Бек Жылдыз) – детский писатель, общественный деятель Киргизстана, филолог.