Блок-Менделеева - от Дамы до Катьки

Юрий Прокуратов
Запрокинулась лицом,
Зубки блещут жемчугом...
Ах ты, Катя, моя Катя,
   Толстоморденькая...   
   
* * *
От Менделеева, сибиряка, Любовь Дмитриевна унаследовала узкие глаза и монгольские скулы.
                М. Добужинский

БЛОК  (МЕНДЕЛЕЕВА) ЛЮБОВЬ ДМИТРИЕВНА (1882, Петербург - 1939, Ленинград), жена Александра Блока, возлюбленная Андрея Белого.

О Господи! Какой он муж и какая уж это была жена! В этом отношении и был прав Андрей Белый, который разрывался от отчаяния, находя в наших отношениях с Сашей “ложь”. Но он ошибался, думал, что и я, и Саша упорствуем в своем браке  из приличия, из трусости, и невесть еще из чего... Я до идиотизма ничего не понимала в любовных делах....
__________________
Отказавшись от этого первого серьезного “искушения”, оставшись верной и настоящей и трудной моей любви, я потом легко отдавала дань всем встречавшимся влюбленностям - это был уже не вопрос...
____________________
Короткая вспышка чувственного его увлечения мной в зиму и лето перед свадьбой скоро, в первые же два месяца, погасла, не успев вырвать меня из моего девического неведения...
___________________
Весна этого года - длительный “простой” двадцатичетырехлетней женщины. Не могу сказать, чтобы я была наделена бурным темпераментом южанки, доводящем ее в случае “неувязки” до истерических, болезненных состояний. Я северянка, а темперамент северянки - шампанское замороженное...
______________
Если я пожимала плечами в ответ на теоретизирования о значении воплощенной во мне женственности, то как могла я удержаться от соблазна испытать власть своих взглядов, своих улыбок на окружающих?
_________________
....бестактность Бори (Андрей Белый) была в те годы баснословна.
                Л. Блок

9 декабря 1919. ...В “Двенадцати” у нее тоже есть строка: “Шоколад миньон жрала”
Я спросил, а как же было прежде? - А прежде было худо: Юбкой улицу мела.
А у них ведь юбки короткие.
______________________
3 марта 1925. Видел вчера Любовь Дмитриевну Блок. Или она прибедняется, или ей, действительно, очень худо. Потертая шубенка, не вставленный зуб, стоит у дверей в “Кубуче” - среди страшной толчеи, предлагает свои переводы с французского. Вдова одного из знаменитейших русских поэтов, “Прекрасная Дама”, дочь Менделеева!
_____________________
7 марта 1926. А третьего дня на лестнице Госиздата встретил “Прекрасную Даму” Любовь Дмитриевну Блок. Служит в Госиздате Корректоршей, большая, рыхлая, 45-летняя женщина. Вышла на площадку покурить. Глаза узкие. На лоб начесана челка. Калякает с другими корректоршами.
                К. Чуковский

- К.И. рассказывал мне о Дневнике Любови Дмитриевны. Говорит, такая грязь, что калоши одевать надо. А я-то еще жалела ее, думала - это ее юнный дневник. Ничуть не бывало, это теперешние воспоминания... Подумайте, она пишет: “Я откинула одеяло, и он любовался моим роскошным телом”. Боже, какой ужас! И о Блоке мелко, злобно, перечислены все его болезни.
_________________
Маша задала Анне Андреевне тот же вопрос, какой некогда я: была ли красива любовь Дмитриевна Блок? Ну, это привычная и хорошо разработанная Анной Андреевной тема.
Тихо и по складам:
- Она была похожа на бегемета, поднявшегося на задние лапы.
Затем подробнее:
- Глаза - щелки, нос - башмак, щеки - подушки. Ноги - вот такие, руки - вот этакие.
Когда-то мне Анна Андреевна говорила, что у Любови Дмитриевны была широкая спина. Я напомнила ей об этом.
Ответ был мгновенный:
- Две спины, - сказала она.
                Л. Чуковская. Записки об  Ахматовой