Горец. Послесловие. Крестовый поход против салунов

Оксана Семык
"ПОКОРЕНИЕ ГОРЦА" КИНЛИ МАКГРЕГОР. ПОСЛЕСЛОВИЕ.

"КРЕСТОВЫЙ ПОХОД" ЖЕНЩИН ПРОТИВ САЛУНОВ В 19 ВЕКЕ

Спасибо всем читателям, которые терпеливо добрались до эпилога романа Кинли Макгергор "Покорение горца"! Мне очень приятно, что я, как переводчик, смогла познакомить вас с этим, возможно, и немудрящим, но по-своему трогательным и забавным произведением.

Сюжет романа, согласно которому храбрая девушка подбивает женщин не дарить ласки своим мужьям, пока те не выполнят определенные условия, напомнил мне не только о знаменитой древегреческой комедии "Лисистрата", но еще и вот об этой фотографии.

Надпись за спинами этих решительных дам гласит: "Губы, касавшиеся спиртного, никогда не коснутся наших губ". Именно таким образом эти женщины решили бороться с пьянством своих мужей - как и героиня романа и ее товарки, отказать им в своих ласках.

Сегодня я решила, если позволите, рассказать об этой борьбе чуть подробнее. К сожалению, на этом сайте для каждой отдельной статьи возможна выкладка только одной иллюстрации, поэтому я отметила словом "ИЛЛЮСТРАЦИЯ" каждую пропущенную картинку. Увидеть их все можно в полном варианте этой статьи здесь:  http://lady.webnice.ru/blogs/?v=7808

Итак, начинаю рассказ про "крестовый поход" женщин против салунов в 19 веке.

В начале 1800-х годов крепкий сидр (яблочное вино) был излюбленным напитком работников на фермах. В течение рабочего дня они дважды - в 11 часов утра и в 4 часа вечера - делали перерыв, который назывался "грог-тайм" (словом "грог" обозначался не только этот напиток, но и вообще спиртные напитки). А главной причиной повального пьянства были, конечно, салуны, куда вход разрешался только мужчинам. Между 1870 и 1900 годами, всего за 30 лет, число салунов в Америке возросло со ста тысяч до трехсот тысяч! Впрочем, и женщины тоже не были полными трезвенницами. Например, "Овощная микстура Лидии Пинкхэм от женских недомоганий" была двадцатиградусной крепости! Какие-то недомогания, возможно, с ее помощью и проходили, но вот алкоголизм на такой "микстурке" заработать можно было запросто.))) По статистике тех лет в Америке от алкоголя каждые восемь минут умирал один человек. На "Титанике" погибло 1503 человека, о чем шумел весь мир, а от спиртного в США 1502 человека умирали каждые восемь дней - и это никого не волновало!

Женщины решили объединить усилия для борьбы с пороком пьянства. Все началось с кампании Элизы Томпсон и ее товарок, которые в канун Рождества обошли все окрестные салуны и перед каждым опускались на колени прямо в снег, распевая христианские гимны. Сами понимаете, что идти в салун сквозь такой "строй" хотелось далеко не каждому мужчине. В результате за считанные дни закрылись девять из тринадцати местных "питейных".

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Женщины поют гимн перед салуном в Логане, штат Огайо

Эта практика была подхвачена другими женщинами: они встречались в церкви, молились, а после отправлялись в салуны и упрашивали их владельцев закрыть свои заведения. Или, например, приходили в салун и устраивались там с вязанием.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Леди устраивают вечеринку с вязанием в салуне Традуэлла, 1858

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Женщины умоляют владельца салуна

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Женщины молятся перед салуном

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Женщины убеждают владельца салуна уничтожить его бочки со спиртным

В конце концов 23 декабря 1873 года, в Хиллсборо, штат Огайо, США, был организован Женский христианский союз трезвости (ЖХСТ) - Women's Christian Temperance Union, число членов которого насчитывало четверть миллиона женщин.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Статья из газеты от 1 октября 1916 года о Женском христианском союзе трезвости

Его целью было создание "трезвого и непорочного мира". Вдохновение члены ЖХСТ черпали в словах греческого писателя Ксенофона, определявшего воздержание как "умеренность во всем здоровом, полное воздержание от всего вредного". Символом ЖХСТ являлась белая ленточка.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Эмблема Женского христианского союза трезвости

Эта организация прилагала усилия по лоббированию социальных реформ в вопросах, касающихся здоровья и гигиены, трудового права, борьбы с проституцией, мира между странами, прав женщин. Затем, в 1893, была создана и "Антисалунная Лига". Эти организации были самыми успешными лоббистами законов во всей американской истории - настолько велико было их влияние на внутреннюю политику. Именно они сыграли решающую роль в запрете на алкоголь в штате Теннеси в 1909 году, а затем принятии 18-й поправки к Конституции США, введшей в 1919 году сухой закон (отменен он был лишь в 1933, 21-й поправкой).

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Фото членов Антисалунной Лиги, Фредерик-таун, штат Огайо, 1897

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Фото членов национального Женского христианского союза трезвости

В рамках антиалкогольной компании распространялись печатные иллюстрации пропагандистского толка.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
"Дом пьяницы", 1850

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
"Дом трезвенника", 1850

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Открытка "Губы, касавшиеся спиртного, никогда не коснутся моих губ", погашенная почтой 5 февраля 1907 года

Стали сочиняться и издаваться песни на соответствующую тематику, распространяемые на печатных листках с нотами и текстом. Названия были под стать:

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
"Губы, касавшиеся спиртного, никогда не коснутся моих губ"

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
"Папа больше не пьет"

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
"О, что же мне делать? Или плач владельца салуна"

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
"Я очень люблю воду"

Но женщины боролись с пьянством своих мужей не только мирными методами. Часто, потеряв терпение, они переходили к более воинственным действиям.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Женщины Антисалунной Лиги из Фредерик-тауна, штат Огайо, разносят салун (1897)

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Дама воюет с хлебной водкой

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
"Банда крестоносиц" возвращется из набега на салун или "кабак"


В печати шла настоящая борьба обеих противоборствующих сторон.


ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Вот так женщины видели свою миссию - в виде "священной войны".

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Вот так женщины видели то, с чем боролись.


Но другая сторона конфликта тоже имела свое видение ситуации, и часто женщины, воюющие со спиртным, становились героинями карикатур в прессе.

Одной из популярных героинь карикатур против стронников трезвости была Кэрри Нэйшэн. На мой взгляд, эта женщина заслуживает отдельного рассказа.

Кэрри Амелия Мур родилась 25 ноября 1846 года в округе Гаррард, в Кентукки. Когда ей исполнился 21 год, она вышла замуж за молодого врача, который когда-то снимал комнату в их доме, по имени Глойд. Юная Кэрри и не подозревала, что ее муж, которого она так любила, имел большие проблемы с алкоголем. К тому моменту, когда Кэрри забеременела, ей стало уже абсолютно ясно, что Глойд не сможет содержать семью из-за пагубной склонности к выпивке, и Кэрри с разбитым сердцем вернулась к своим родителям.

В 28 лет, в 1874 году, Кэрри вновь вышла замуж за Дэвида Нэйшэна, вдовца с детьми, на 19 лет старше нее. Он был журналистом в местной газете, а также адвокатом и проповедником.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Фото Кэрри Нэйшэн, снятое вскоре после ее выхода замуж за Дэвида Нэйшэна, 1874

В 1877 году они переехали в Техас, где Кэрри управляла гостиницей, а ее муж был практикующим юристом. В тот период у Кэрри, глубоко религиозного человека, появились видения и пророческие сны.

В 1889 году они переехали в Канзас, где ее муж стал проповедником, а сама Кэрри начала участвовать в благотворительной деятельности, щедро помогая беднякам, особенно женщинам и детям, за что получила прозвище "Мамаша Нэйшэн". Пытаясь помогать и заключенным, Кэрри пришла к выводу, что причиной их попадания в тюрьму является алкоголь. Кэрри вместе с другими членами ЖХСТ боролась с барами и мужскими клубами, где рекой лилось спиртное.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Кэрри Нэйшэн с шерифом городка Энтерпрайз, штат Канзас

В том городке, где она жила, женщины быстро добились закрытия всех баров. Тогда Кэрри расширила географию своих интересов, решив бороться с салунами и в других городах. Методы борьбы были разные. Если сначала Кэрри тоже смиренно молилась и распевала гимны, то после она перешла к решительным действиям.
Хотя в те годы законы штата Канзас разрешали продажу алкоголя только в медицинских целях, по всему штату было множество баров и так называемых "кабаков". В эти "кабаки" доступ женщинам был запрещен.
В 1900 году Кэрри якобы услышала, как Бог повелел ей направиться в городок Кайова, Канзас, и закрыть там все бары. Она тут же последовала услышанному приказу, но на этот раз вместо молитв она начала швыряться кирпичами в окна питейных забегаловок. Газета "Канзас Сити Стар" писала о том, как Кэрри подзуживала толпу, осаждающую очередной бар, криками "Ломай! Круши! Восхвалим Господа, женщины! Бейте окна!"

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Кэрри Нэйшэн вместе с толпой женщин громит бар или "кабак" в штате Канзас

Она продолжила использовать свою разрушительную тактику в городке Вичита, а в городке Топека кто-то подарил ей индейский томагавк, который она с удовольствием пустила в дело борьбы с "кабаками". Этим топориком она крушила бутылки со спиртным. Обычно, входя в бар, который собиралась разгромить, Кэрри первым делом обращалась к бармену: "Доброе утро, губитель душ людских".

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Кэрри Нэйшэн с томагавком

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Карикатура на Кэрри Нэйшэн, громящую бар в Вичите.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Интерьер салуна в Вичите ("Кэри Отель Бар"), одного из "кабаков", который разгромила Кэрри Нэйшэн

Внешность у нее была подходящая. Ее описывали так: "шесть футов ростом (1м 83 см), с бицепсами портового грузчика, лицом тюремного надзирателя и настойчивостью зубной боли". Сама она о себе говорила: "Я - бульдог, бегущий у ноги Иисуса, лающий на то, что Ему не нравится".

Ее не останавливало даже то, что за свои набеги на салуны она попадала в тюрьму. Там она невозмутимо молилась и читала Библию - заключение не могло сломить ее волю.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Кэрри Нэйшэн читает Библию в тюрьме

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Кэрри Нэйшэн молится и читает Библию в тюрьме городка Вичита

Она называла свои набеги на салуны "hatchetations" - что-то вроде "томагавство". И действительно, ее верный индейский топорик теперь всегда был с ней. Она даже продавала его миниатюрные копии, также она читала лекции по всей стране и даже в Великобритании, что дало ей возможность скопить денег на покупку дома в Канзас-сити, который она превратила в убежище для жен и матерей пьяниц.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Кэрри Нэйшэн перед своей лекцией

Уже истощенная и больная, Кэрри отошла от дел и поселилась в Эврика Спрингз, штат Арканзас, где купила дом, достаточно большой для проживания ее и еще нескольких женщин, лишившихся дома по вине их мужей-алкоголиков. Умерла Кэрри в 1911 году в возрасте 64 лет: прямо во время одной из лекций у нее случился удар, и через несколько месяцев ее не стало.
Деятельность Кэрри Нэйшэн проторила путь к принятию двух поправок к Конституции США: 18-й, устанавливающей "сухой закон", о которой я уже упомянула, а также 19-й, ратифицированной в 1920 году, разрешающей женщинам голосовать на выборах.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Надгробие Кэрри Нэйшэн в Белтоне, штат Миссури

В заключении выкладки этого романа хочу сказать: хвала отдельным храбрым женщинам, таким, как Мэгги инген Блэр, Кэрри Нэйшэн и другим, появляющимся в разных эпохах, не боящимся выступать против стереотипа засилия мужчин и прилагающим усилия к тому, чтобы этот мир стал лучше! Мы, женщины, большая сила! Но, с другой стороны, кто мы без мужчин?

          Другие произведения этого автора в прозе читать тут:
     http://www.proza.ru/avtor/oxanasunny

     Другие произведения этого автора в стихах читать тут:
     http://www.stihi.ru/avtor/oxanasunny