Болезнь Альцгеймера

Нонна Незлобина
    Маленькая  худенькая  восьмидесятилетняя  женщина  с  живыми  чёрными  глазами  радостно  говорила:
    - Садись  ужинать!
Но  я  приходила  к  Шушане  возле  девяти  часов  вечера  уже  поужинав!  А  хлебосольная  Шушан  так  огорчалась,  когда  я  пыталась  отказаться  от  её  угощения,  что  мне  приходилось,  вздохнув,  снова  садиться  за  стол,  обречённо  вспоминая  свою  любимую  юбку,  которая  стала  на  мне  с  трудом  застёгиваться.  Готовила  Шушан  очень  вкусно!  У  неё  я  впервые  ела  армянский  мацони  и  такого  вкусного  мацони  я  никогда  и  нигде  больше  не  ела!  Пили  чай  с  кизиловым  вареньем,  сваренным  этой  доброжелательной  милой  женщиной.
    - У  меня  прекрасные  дочери,  - делилась  со  мной  Шушан,  - К  сожалению,  они  много  работают,  очень устают  и  я  их  вижу  не  часто.  Они  звонят  мне  ежедневно,  но  я  почти  всё  время  одна.  Как  хорошо,  что  у  моей  Ани  оказалась  такая  подруга,  и  дочка   познакомила  нас!  Спасибо  ей!  Правда!  Ты  моя  лучшая  подруга!  - счастливо  сияла  глазами  Шушан.
Конечно,  было  приятно  слушать  похвалы  истосковавшейся  по  общению  Шушан,  но  я  грустно  думала,  что  скоро  опять  она  будет  одна,  так  как  мне  предстоит  уехать.
А  Шушан,  радуясь  возможности   поделиться  воспоминаниями,  много  рассказывала  о  своей  прошедшей  жизни.
    - Ты  слышала  о  землетрясении  в  Ленинакане?
Я  смущенно  ответила,  что  слышала  не  очень  много.
    - Это  было  страшное  землетрясение!  Погибло  несколько  тысяч  людей!  Я  была  заведующей  аптекой.  Дни  и  ночи  ездила  я  по  разрушенным  городам,  развозила  лекарства,  вывозила  раненных  и  перепуганных  детей  в  безопасные   места.  Дни  и  ночи.  Важен  был  каждый  час,  каждая  минута!  Некогда  было  спать,  есть!
Шушан  вздохнула,  налила  нам  чай.  Честно  говоря,  я  совершенно  объелась,  но  варенье  Шушаны,  конечно,  было  очень  вкусное  и  из  уважения  к   этой  чудесной  женщине  мне  нужно  было  съесть  хотя  бы  немного!
    - За  бескорыстную  помощь  во  время  этого  землетрясения  меня  наградили   премией  матери  Терезы!  - с  заслуженной  гордостью  посмотрела  на  меня  Шушан  и  помолчав  продолжила:
    - Я  очень  скучаю  по  Армении,  там  остались  друзья,  там  была  любимая  работа,  там  я  была  нужна  людям,  мной  дорожили  и  меня  любили,  но  дочери,  мои  внуки  - все  живут  здесь!  Ани  пригласили  работать  в  Браун  и  её  муж  Валерий  тоже  работает  в  Брауне.
Я  пила  чай  и,  слушая  рассказ  Шушаны,  любовалась  её  маленькими  руками:
    - У  Вас  красивые  руки!
Шушан  изумлённо  посмотрела  на  меня:
    - Мои  старые  руки?!
Но  её  старенькие  сухонькие  руки,  действительно  были  изящны  и  красивы!
Меня  заинтересовала  затейливая  посуду  в  стеклянном  шкафу  и  роскошная  мебель.
    - Это  всё  из  Армении,  - улыбалась  Шушан, - Это  мы  ещё  с  мужем  покупали!  Мой  муж  был  очень  хорошим  человеком!  Знаешь,  как  мы  с  ним  познакомились?  Я  несла  из  магазина  домой  кусок  хлеба,  выданный  мне  по  карточке  для  всей  моей  семьи.  Вдруг  подскочили  два  парня  и  стали  вырывать  у  меня  из  рук  этот  хлеб.
    - Не  трогайте  хлеб,  мои  мама  и  папа  голодные,  они  ждут  меня  с  хлебом!  - закричала  я,  но  парни  молча  пытались  выдернуть  хлеб  из  моих  рук.  Неожиданно  подбежал  какой - то  юноша  и  расшвырял  нападающих  на  меня   парней.  "Это  моя  девушка!"  - угрожающе  произнёс  юноша.  Парни  разбежались,  а  мой  спаситель  улыбнулся:  - "У  меня  разряд  по  борьбе... Тебе  не  стоит ходить  одной  по  улице - видишь,  что  бывает!  Я  всегда  буду  провожать  тебя!"
Через  два  года  мы  стали  мужем  и  женой!... Очень  хорошим  человеком  был  мой  муж!  Я  ему  абсолютно  доверяла  и  никогда  ни  в  чём  его  не  подозревала!  Когда  у  нас  уже  росли  две  дочери  однажды  знакомая  стала  мне  намекать,  что  у  моего  мужа  есть  женщина.  Я  сказала  в  ответ:
    - Даже  если  мне  сообщат,  что  он  спал  в  одной  кровати  с  кем - то,  я  отвечу:  "Значит,  в  том  жилье,  где  находился  мой  муж,  больше  не  было  свободного  места,  куда  можно  было  бы  лечь  спать!" 
После  этих  моих  слов  больше  никто  и  никогда  не  пытался  мне  говорить  гадости  о  моём  муже.  И  мои  дочери  знали,  что  их  отец  - исключительный  человек! 

    Восхищаясь  несовременной  порядочностью  и  строгостью  Шушаны,  её  принципиальностью  и  добротой,  я,  буквально,  с  благоговением  смотрела  на  Шушану.  Но  через  неделю  мне  пришлось  уехать  от  этой  замечательной   женщины  и  теперь  мы  виделись  с  нею  крайне  редко.  Ани  говорила,  что  у  Шушан  есть  подруга  - ровесница,  но  эта  подруга  сейчас  совсем  плохо  себя  чувствует  и  нуждается  в  постоянном  уходе  и  присмотре, а  дочери  этой  женщины  работают  и  у  них  нет  возможности  постоянно  быть  рядом  с  ослабевшей  матерью  поэтому  разболевшуюся  женщину  перевели  в  нюрсенхом  - дом,  где  живут  серьёзные  инвалиды.  Шушан  ежедневно  навещала  подругу,  живущую  теперь  в  нюрсенхоме,  и  говорила  своим  дочерям:
    - Если  вы  отдадите  меня  в  нюрсенхом  я  не  буду  жить, я  что - нибудь  с  собой  сделаю!

Изредка  я,  всё  же,  приходила  в  гости  к  Шушане  и  опять  ела  очень  вкусную  еду,  опять  эта  чудесная  женщина  давала  мне  с  собой  мацони  или  варенье,  опять  глядя  в  её  живые  радостные  глаза  я  жалела,  что  так  редко  могу  её  посещать.  Иногда  Шушан  жаловалась  на  одиночество:
    - Очень  хорошие  у  меня  дочери,  но  у  них  много  работы  и  они  слишком  устают,  им  не  до  меня.  Время  от  времени  Ани  берёт  меня  к  себе,  но  я,  ведь,  понимаю,  что,  просто,  внуков  не  с  кем  оставить,  или  еду  надо  приготовить.  Я  не  обижаюсь  - жизнь  у  дочек  через  чур  напряженная,  но  мне  тоскливо,  очень  тоскливо.

И,  вдруг,  Ани  сказала  мне:
    - У  мамы  Альцгеймер.
Было  ощущение,  что  у  меня  отнимают  что-то  очень  дорогое.
    - Что  же  вы  будете  делать?  Ведь  вы  работаете!
    - Мама  живёт  то  у  меня,  то  у  сестры.  Конечно  сложно:  Валерий  кричит,  что  я  жалею  свою  мать  и  совсем  не  жалею  его  - к  сожалению,   часто  с  мамой  приходится  сидеть  Валерию,  а  он  уже  слишком  устал.  Валерий   много  помогает  мне  в  моей  работе,  ещё  пишет  книгу.  А  мама  сейчас,  как  ребёнок  - всё  время  требует  внимания!  В  результате,  у  мужа  совсем  нет  времени  на  работу  над  своей  книгой...  - Ани  грустно  улыбнулась,  - Ты  думаешь,  мама  помнит,  кто  я?  Она  думает,  что  я  с  сестрой  -  её  подруги  и  где-то  живут  у  неё  мама  и  папа,  к  которым  мы  - подруги  должны  её  отвезти!
    -  Это  ужас!  - растерянно  засмеялся  Валерий,  - Я  сплю  в  кровати  рядом  с  Ани.  В  час  ночи  вбегает  Шушан  и  кричит  дочери: - "Почему  рядом  с  тобой  какой-то  мужчина?  Как  ты  до  этого  дошла?  Выгони  его  сейчас  же!"

Вскоре  Гаяне  - старшая  дочь  Шушаны  вышла  на  пенсию,  а  так  как  сын   Гаяне  женился  и  жил  с  семьёй  в  другом  городе,  она   взяла  маму  жить  к  себе  и  Шушан  теперь  находилась  пять  дней  в  неделю  у  Гаяне,  а  на  выходные  дни  приезжала  к  Ани.
    - Сложно,  конечно,  - говорила  Ани,  - работа  у  меня  нервная,  напряжённая  хочется  хоть  иногда  расслабиться,  отдохнуть.  Хорошо,  что  сын время  от  времени  берёт  Шушан  к  себе  и  мы  с  мужем,  наконец,  немного отдыхаем.  Конечно,  сейчас,  когда  мама  пять  дней  в  неделю  у  сестры,  нам  стало  гораздо  легче!
    - А  Шушан  понимает,  что  с  ней  происходит?
    - Не-ет!  - засмеялась  Ани,  - Её  жизнь  сейчас  ей  вполне  нравится!  У неё  есть  две  подруги  - дочери,  её  любят,  кормят,  возят  в  магазины.  Вчера  сын  с  детьми  повёз  маму  в  продовольственный  магазин.  Мама  идёт  среди  стендов  с  продуктами,  а  правнуки  рядом.  Мама  что - нибудь  возьмёт,  обязательно!  в  красивой  упаковке,  а  правнуки  тут  же  положат  это  назад.  Мама  сердится:  - "Смотрите,  сколько  здесь  всего!  Никто  даже  не  заметит,  что  я  что-то  взяла  -  ведь  всё  равно  оно  пропадает!"...  Недавно  сидим  мы  все  у  нас  за  столом,  ужинаем,  Шушан  играет  с  правнуками  и,  вдруг,  мама  исчезла!  Нигде  её  нет!  Мы  по  всему  дому  бегаем,  ищем  - нет  мамы!  Перепугались, - мало  ли  чего!  А, оказалось,  мама  с  детьми  играла  в  прятки  и  спряталась  под  стол,  за  которым  мы  сидели:  она,  ведь,  маленькая худенькая!  Вылезла  из - под  стола  весёлая  хохочет!  - никто  её  не  нашел!...  Не  дай  Бог  дойти  до  такого  состояния!
    - Ани,  может  быть,  ты  и  неправа! Ты, ведь, говоришь, что  Шушан  теперь довольная  и  весёлая!
    - Она  счастлива!  Нам,  конечно,  тяжело,  а  она  счастлива! - развеселилась  Ани , - но  только  она  есть  иногда  забывает!

Изредка  в  доме  Ани  я  видела  Шушану.  Кажется,  она  не  узнавала  меня,  но  это  было  естественно,  так  как  с  момента  той  далёкой  нашей  встречи  в  жилье  Шушаны  прошло  возле  десяти  лет  и  виделись  мы  тогда  всего  одну  неделю.
   Опять  я  была  у  Ани  на  небольшом  празднике,  за  столом  были  все  её  родные, а  у  телевизора  с  любопытством  поглядывая  в  нашу  сторону   среди  подушек  расположилась  Шушан.  Как  всегда,  у  Ани  было  беззаботно - шумно.  Рядом  со  мной  в  торце  стола  сидел  Валерий.  Неожиданно  возле  него   появилась  Шушан  и  весело  глядя  на  зятя   воскликнула:
    - Только  ты  не  пугайся!
    - Ой!  - хохотнул  Валерий, - Опять  она!
Шушан  озорно  легонько  стукнула  зятя  по  плечу  и  засмеялась.
    - Ани,  спасай  меня!  - запричитал  смеясь  Валерий.
    - Мама,  я поставила  тебе еду  у  телевизора!  Поешь,  пожалуйста!  - позвала  Ани.
Шушан  изобразила  индийский  клич  и  поспешила  к  телевизору.
    - О!!  - смущённо  засмеялся  Валерий.
    - Знаешь,  что  интересно,   - изумлённо  улыбалась  Ани,  - мама  со  всей  моей  семьёй  говорит  по - армянски,  а  с  Валерием  - по-русски.  Каким-то образом  она  помнит,  что  он - русский!
Снова  в  нашу  комнату  заглянула  улыбающаяся  Шушан  и,  посмотрев  на  жену  своего  внука,  задумчиво  сказала:
    - Она  -  красивая  девушка!
У  меня  появилось  ощущение,  что,  конечно,  у  Шушан  большие  проблемы  с  памятью,  но  человеку  девяносто  два  года!  и  всё  же,  возможно,  она  слегка  подыгрывает,  дурачится,  как  счастливый  ребёнок,  радующийся  тому,  что  все  смеются,  глядя  на  него,  все  его  любят!
    - Ани,  а  какие - нибудь  лекарства  ты  даёшь  маме?
    - Что  ты!   Она,  ведь,  в  прошлом  заведующая  аптекой   и  помнит  все  названия  лекарств,  все  их  характеристики  и  противопоказания.  Мама  отказывается  принимать  любые  лекарства!
Опять заглянула  Шушан ,  посмотрев  на  всех  радостными  глазами.
    - Мама,  ты  поела?  - спросила Ани.
Шушан  весело  поспешила  к столику  у телевизора,  где  её  ждали  еда  и  правнуки.
Шушан  действительно  была  счастлива!
    - Удивительная  вещь,  - изумлённо  улыбалась  Ани,  - до  этой  болезни  у  мамы  была  серьёзная  гипертония,  хронический  цистит,  астма,  а  сейчас  мама  абсолютно  здорова!  Все  анализы  прекрасные!
    - Она  плохо  видела,  - воскликнул  Валерий,  - А  сейчас  она  видит  лучше  меня!  Я  везу  её  к  нам,  вдалеке  на  табло  что-то  написано,  но  я  никак  не  рассмотрю  что!  Так  Шушан  всё  прочла!  Я  решил,  что  она  придумала,  но  когда  мы  подъехали  к  табло -  Шушан  всё  правильно  увидела!
 
"Все  болезни  от  нервов!"  - вспомнила  я  расхожую  фразу  в  народе.  И  подумалось,  что  возможно,  когда  человеку  в  жизни  очень  не  хватает  чувства  радости,  его  психика,  не  выдержав  натиска  уныния  и  бесперспективности,  отказывается  жить  в  реальности  и  прячется  в  мире  воспоминаний  и  иллюзий.