Отклик

Ярослав Диордиенко
                Отклик
          Продлевая рождетвенский сезон, предлагаю Отклик на книгу Маркус Борг, Джон Доминик Кроссан «Первое рождество» (Что на сзмом деле говорят евангелия о рождестве Иисуса) Изд-во ЭКСМО.М.2009

   Вызывает настороженность само название книги «Что на самом деле говорят евангелия о рождестве Иисуса», а также определение предисловия:
   «Нас мало беспокоит вопрос их исторической достоверности. Мы поговорим на эту спорную тему в главе2, но не намерены ни отстаивать достоверность евангельских историй, ни отбрасывать их как «выдумку». Для нас важнее их значение. Что эти истории значили? Каков их смысл сейчас?
   Я не филолог, не литературный критик. Своё удивление, свою настороженность постараюсь выразить следующим образом.
   Не знаю, рязработан ли авторами, заимствован ли где-то некий литературный приём, метод, способ. Он используется для толкования реальных евангельских событий, фактов, сюжетов как метафоры, притчи. Им предпосылаются «увертюры», вводится понятие матрицы.
   Уже с первых страниц евангельские повествования о рождестве Христа именуюются мистериями (по Матфею и по Луке).
   Такой литератырный приём даёт авторам широкий простор проявить высокую литерарурную и историческую эрудуцию. Это похвально. Но при этом фактически затушёвывается, вухолащивается реальность событий, их дословная достоверность, историчность. При таком способе изложения на всём протяжении подсознательно продуцируется сатанинский вопрос: подлинно ли?
   В связи с этим позвольте изложить свою сугубо личную интерпетацию рождества Христова.
   Оба повествования у евангелиста Матфея(Мф.) и Луки(Лк.) органично дополняют друг друга и совершенно логично согласуются.
   Итак! Рождество Иисуса было так.
   В галилейском городе Назарет в трёх днях ходу от Иерусалима жили мололодые люди Иосиф и Мария. Они были помолвлены, обручены. В какое-то время девушке Марие явился Ангел и благовестил о её судьбе (Лк.1:26-33). Девушка смутилась «и сказала Ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю ( в смысле непознанная)? Ангел сказал в ответ: Дух Святой найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя, посему и рождаемое Святое назовётся
Сыном Божиим; вот и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодною, и она зачала сына (именно сына!авт.) в старости своей, и ей уже шестой месяц... и отошёл от неё Ангел.»Лк.1:34-38. Мария об этом посещении Ангела никому и даже жениху ничего не рассказала.
   «Вставши же во дни сии с поспешностью пошла в нагорную страну в город Иудин (по Лопухину: это был г.Вет-Захарие, следы которого найдены на месте, принадлежащем в настоящее время русскому правительству). По логике событий это был ныне существующий г.Вифания (в 5-ти км от Иерусалима и 10-ти км от Вифлеема, авт.), и вошла в дом Захарии и приветствовала Елисаввету (Лк1:5-25).
   «Когда Елисавета услышала приветствие (девушки,авт.) Mарии, взыграл младенец... и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна ты между женщинами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от Господа.»Лк.1:41-46. Мария была потрясена словами Елисаветы. Они подтверждали благовестие Ангела ей. И она торжественно произнесла ныне знаменитый её монолог (хвалебную песнь: «Величит душа моя Господа.»(Лк1:46-55).
   Елисавета, видимо, не меньше была потрясена словами Марии. Мария побыла у неё ещё месяца три и возвратилась домой в Назарет. Из контекста легко  понять, что Иоанн Креститель родился вскоре после ухода Марии. Из этого же контекста легко предположить, что Мария забеременела, когда Дух Святой наполнил Елисавету и коснулся и её сердца. В какое-то время, прежде, чем состоялась свадьба (Мф.1:18), Мария поняла, что беременна. И поняла, что это от Духа Святого в соотвтствии с тем, как говорил ей Ангел (Лк.1:31) и как свидетельствовала eй Елисавета (Лк.1:41_45).
   Таиться было уже бессмысленно и она рассказала всё Иосифу, в.т.ч. и о посещении её Ангелом и удивительных словах Елисаветы. Рассказала и о своих личных переживаниях в этот момент. Рассказала, видимо, и о посещении Захарии Ангелом и удивительной беременности Елисаветы.
   Иосиф, будучи человеком благочестивым, тем более, зная рассказы Марии, и  не желая огласить решил тайно отпустить её(Мф.1:19). «Но, когда он помыслил это, се Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, Сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого; родит же Сына (именно сына!авт.), и наречёшь Ему имя Иисус...встав от сна Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою и не знал её...»Мф.1:20-34.
«В те дни (когда Иоанн возрастал...авт.) вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле...Пошёл также Иосиф из Галилеи, из города Назарета в Иудею, в город Давидов Вифлеем... с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего первенца (первенца!) и спеленала Его, и
положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи..., и сказал им Ангел: ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях... Когда Ангелы отошли..., пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим... и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях... рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились... А Мария сохраняла все слова сии, слагая в седце своём.»Лк.2:7-19.
Совершенно логично, что скоро в Вифлееме и во всей округе стало известно о необычных родах. Захария и Елисявета не были в Вифлееме (они не из колена Иудина, Елисавета из рода Ааронова). Но, естественно, Елисавета сразу поняла, что речь идёт о её родственнице Марие. И тут же они с Захарией забрали Марию с Иосифом к себе домой в Вифанию (10км).
   «По прошествии  восьми дней, когда надлежяло обрезать младенца, дали Ему имя Иисус.»Лк.2:21. Это имя Ангелом было наречено и Марии и Иосифу.
«А когда окончились дни очищения их по закону Моисееву (40 дней, Лев.12:34), принесли Его в Иерусаим (5км), чтобы представить пред Господа...Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём»Лк.2:22-33. Возвратившись из Иерусалима семья осталась жить в Вифании, видимо, в семье Захарии и Елисаветы. Здесь следует сделать вставку, опущенную по какой-то причине Лукой.
   «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где где родившийся царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав же царь Ирод встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали в Вифлееме Иудейском...Тогда Ирод, тайно приззвав волхвов, выведал у них время появления звезды.»Мф.2:1-7. Те, видимо, ответили: Два года!
   Звезда явилась  волхвам в момент рождения Иисуса Христа, когда Ангелы явились пастухам. Это было какое-то знаменательное небесное (теперь бы мы сказали: природное,авт.) явление.
   «И послал их в Вифлеем... Они...пошли и се звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью великою. (Но это оказался не Вифлеем, а Вифания,авт.). И вошедши в дом, увидели Младенца (лет двух,авт.) с Мариею, матерью Его, и падши поклонились Ему; и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою.»Мф.2:8-12.
   « Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.  Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,  и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.  Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.»Мф.2:13-16.
   Время пребывания в Егите в евангелие не указано. Также не  известна в это время судьба Елизаветиного мальчика Иоанна(в возрасте 2года и 9месяцев,авт.), кроме того, что он был в пустынях до дня явления своего Израилю (Лк,1:80,3:2;Мф.3:4).
   « По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте  и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.  Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские  и, придя, поселился в городе, называемом Назарет,...»Мф.2:19-23;Лк.2:39.
   « Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.  Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.  И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник... Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя...   и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.  Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.»Лк.2:40-52.
   Вот так просто, логично, правдиво выстраиваются все евангельские факты и события Рождества Христова.
   Я не анализировал весь текст книги. Вначале я сознавался, что моей богословской и общечеловеческой эрудиции для этого совершенно недостаточно.
   Авторы заканчивают книгу проблемой «Будущего в свете Рождества». На достаточно мажорной ноте. Отрицают «сверхестественную эсхатологию» -  «Эсхатологию вмешательства» как «неудачную» - в особо жёсткой форме, как идею разрушения и насилия, которыми будет отмечено скорое  второе пришествие Иисуса. Мы стоим – заявляют авторы – за эсхатологию соучастия... мы должны участвовать в рождении нового мира.
                Я.Д.Диордиенко
                01.16.15.         
                Отклик
          Продлевая рождетвенский сезон, предлагаю Отклик на книгу Маркус Борг, Джон Доминик Кроссан «Первое рождество» (Что на сзмом деле говорят евангелия о рождестве Иисуса) Изд-во ЭКСМО.М.2009

   Вызывает настороженность само название книги «Что на самом деле говорят евангелия о рождестве Иисуса», а также определение предисловия:
   «Нас мало беспокоит вопрос их исторической достоверности. Мы поговорим на эту спорную тему в главе2, но не намерены ни отстаивать достоверность евангельских историй, ни отбрасывать их как «выдумку». Для нас важнее их значение. Что эти истории значили? Каков их смысл сейчас?
   Я не филолог, не литературный критик. Своё удивление, свою настороженность постараюсь выразить следующим образом.
   Не знаю, рязработан ли авторами, заимствован ли где-то некий литературный приём, метод, способ. Он используется для толкования реальных евангельских событий, фактов, сюжетов как метафоры, притчи. Им предпосылаются «увертюры», вводится понятие матрицы.
   Уже с первых страниц евангельские повествования о рождестве Христа именуюются мистериями (по Матфею и по Луке).
   Такой литератырный приём даёт авторам широкий простор проявить высокую литерарурную и историческую эрудуцию. Это похвально. Но при этом фактически затушёвывается, вухолащивается реальность событий, их дословная достоверность, историчность. При таком способе изложения на всём протяжении подсознательно продуцируется сатанинский вопрос: подлинно ли?
   В связи с этим позвольте изложить свою сугубо личную интерпетацию рождества Христова.
   Оба повествования у евангелиста Матфея(Мф.) и Луки(Лк.) органично дополняют друг друга и совершенно логично согласуются.
   Итак! Рождество Иисуса было так.
   В галилейском городе Назарет в трёх днях ходу от Иерусалима жили мололодые люди Иосиф и Мария. Они были помолвлены, обручены. В какое-то время девушке Марие явился Ангел и благовестил о её судьбе (Лк.1:26-33). Девушка смутилась «и сказала Ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю ( в смысле непознанная)? Ангел сказал в ответ: Дух Святой найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя, посему и рождаемое Святое назовётся
Сыном Божиим; вот и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодною, и она зачала сына (именно сына!авт.) в старости своей, и ей уже шестой месяц... и отошёл от неё Ангел.»Лк.1:34-38. Мария об этом посещении Ангела никому и даже жениху ничего не рассказала.
   «Вставши же во дни сии с поспешностью пошла в нагорную страну в город Иудин (по Лопухину: это был г.Вет-Захарие, следы которого найдены на месте, принадлежащем в настоящее время русскому правительству). По логике событий это был ныне существующий г.Вифания (в 5-ти км от Иерусалима и 10-ти км от Вифлеема, авт.), и вошла в дом Захарии и приветствовала Елисаввету (Лк1:5-25).
   «Когда Елисавета услышала приветствие (девушки,авт.) Mарии, взыграл младенец... и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна ты между женщинами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от Господа.»Лк.1:41-46. Мария была потрясена словами Елисаветы. Они подтверждали благовестие Ангела ей. И она торжественно произнесла ныне знаменитый её монолог (хвалебную песнь: «Величит душа моя Господа.»(Лк1:46-55).
   Елисавета, видимо, не меньше была потрясена словами Марии. Мария побыла у неё ещё месяца три и возвратилась домой в Назарет. Из контекста легко  понять, что Иоанн Креститель родился вскоре после ухода Марии. Из этого же контекста легко предположить, что Мария забеременела, когда Дух Святой наполнил Елисавету и коснулся и её сердца. В какое-то время, прежде, чем состоялась свадьба (Мф.1:18), Мария поняла, что беременна. И поняла, что это от Духа Святого в соотвтствии с тем, как говорил ей Ангел (Лк.1:31) и как свидетельствовала eй Елисавета (Лк.1:41_45).
   Таиться было уже бессмысленно и она рассказала всё Иосифу, в.т.ч. и о посещении её Ангелом и удивительных словах Елисаветы. Рассказала и о своих личных переживаниях в этот момент. Рассказала, видимо, и о посещении Захарии Ангелом и удивительной беременности Елисаветы.
   Иосиф, будучи человеком благочестивым, тем более, зная рассказы Марии, и  не желая огласить решил тайно отпустить её(Мф.1:19). «Но, когда он помыслил это, се Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, Сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого; родит же Сына (именно сына!авт.), и наречёшь Ему имя Иисус...встав от сна Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою и не знал её...»Мф.1:20-34.
«В те дни (когда Иоанн возрастал...авт.) вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле...Пошёл также Иосиф из Галилеи, из города Назарета в Иудею, в город Давидов Вифлеем... с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего первенца (первенца!) и спеленала Его, и
положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи..., и сказал им Ангел: ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях... Когда Ангелы отошли..., пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим... и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях... рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились... А Мария сохраняла все слова сии, слагая в седце своём.»Лк.2:7-19.
Совершенно логично, что скоро в Вифлееме и во всей округе стало известно о необычных родах. Захария и Елисявета не были в Вифлееме (они не из колена Иудина, Елисавета из рода Ааронова). Но, естественно, Елисавета сразу поняла, что речь идёт о её родственнице Марие. И тут же они с Захарией забрали Марию с Иосифом к себе домой в Вифанию (10км).
   «По прошествии  восьми дней, когда надлежяло обрезать младенца, дали Ему имя Иисус.»Лк.2:21. Это имя Ангелом было наречено и Марии и Иосифу.
«А когда окончились дни очищения их по закону Моисееву (40 дней, Лев.12:34), принесли Его в Иерусаим (5км), чтобы представить пред Господа...Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём»Лк.2:22-33. Возвратившись из Иерусалима семья осталась жить в Вифании, видимо, в семье Захарии и Елисаветы. Здесь следует сделать вставку, опущенную по какой-то причине Лукой.
   «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где где родившийся царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав же царь Ирод встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали в Вифлееме Иудейском...Тогда Ирод, тайно приззвав волхвов, выведал у них время появления звезды.»Мф.2:1-7. Те, видимо, ответили: Два года!
   Звезда явилась  волхвам в момент рождения Иисуса Христа, когда Ангелы явились пастухам. Это было какое-то знаменательное небесное (теперь бы мы сказали: природное,авт.) явление.
   «И послал их в Вифлеем... Они...пошли и се звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью великою. (Но это оказался не Вифлеем, а Вифания,авт.). И вошедши в дом, увидели Младенца (лет двух,авт.) с Мариею, матерью Его, и падши поклонились Ему; и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою.»Мф.2:8-12.
   « Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.  Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,  и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.  Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.»Мф.2:13-16.
   Время пребывания в Егите в евангелие не указано. Также не  известна в это время судьба Елизаветиного мальчика Иоанна(в возрасте 2года и 9месяцев,авт.), кроме того, что он был в пустынях до дня явления своего Израилю (Лк,1:80,3:2;Мф.3:4).
   « По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте  и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.  Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские  и, придя, поселился в городе, называемом Назарет,...»Мф.2:19-23;Лк.2:39.
   « Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.  Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.  И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник... Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя...   и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.  Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.»Лк.2:40-52.
   Вот так просто, логично, правдиво выстраиваются все евангельские факты и события Рождества Христова.
   Я не анализировал весь текст книги. Вначале я сознавался, что моей богословской и общечеловеческой эрудиции для этого совершенно недостаточно.
   Авторы заканчивают книгу проблемой «Будущего в свете Рождества». На достаточно мажорной ноте. Отрицают «сверхестественную эсхатологию» -  «Эсхатологию вмешательства» как «неудачную» - в особо жёсткой форме, как идею разрушения и насилия, которыми будет отмечено скорое  второе пришествие Иисуса. Мы стоим – заявляют авторы – за эсхатологию соучастия... мы должны участвовать в рождении нового мира.
                Я.Д.Диордиенко
                01.16.15.