Проклятье царя Ирода

Крылов-Толстикович
Имя властителя древней Иудеи царя Ирода издавна считалось символом жестокости, коварства, изощренного разврата. А на Руси «иродом» мог зваться только безжалостный злодей-разбойник, обидчик слабых и малых. Но, недаром сказано: «Аз и отмщенье воздам». Преступный царь Ирод умер в страшных мучениях.
НЕЛЬЗЯ МОЛИТЬСЯ ЗА ЦАРЯ-УБИЙЦУ
Ирод родился в 73 г. до н.э. в семье видного военачальника Антипатра, его мать была арабкой. Он вырос в Иудее, тогдашней римской провинции, раздираемой гражданской
войной, внутренними и внешними врагами. Отец Ирода примкнул к римлянам, став их ставленником, но в 43 г. Антипар был отравлен, а сам Ирод бежал из Иерусалима под покровом темноты. После ожесточенных сражений римские легионы постепенно наводили относительный порядок в провинции. Фигура Ирода в качестве союзника вполне устраивала императорский Рим, и, после взятия Иерусалима, он становится царем иудеев.
Не будучи евреем по крови, Ирод искал сближения с иудеями. Для упрочнения своего положения он развелся с первой женой и женился на Мариамне, внучке еврейского первосвященника. В перерывах между войнами и борьбой с подлинными и мнимыми заговорами, Ирод любил показать себя ценителем изящного, покровителем искусств и архитектуры. Он окружил себя выдающимися учеными,  поэтами, скульпторами, художниками, сделав Иудею очагом римской культуры. Он с царственной щедростью раздавал пожертвования собственным подданным во времена голода и катаклизм. Ирод пользовался славой за пределами Иудеи, а древние греки в благодарность за щедрые дары выбрали его агонотетом (президентом) Олимпийских игр.
За 34 года правления он построил величественные цирки и дворцы, неприступные крепости, гавани с огромными волноломами из массивных блоков затвердевающего в воде бетона. Чтобы примирить с собой подданных, Ирод задумал удовлетворить религиозные чувства евреев и приказал построить грандиозный храм, который своим величием превосходил бы святилище самого царя Соломона. Но ни строительство храма и ипподромов, ни авторитет в Риме и Элладе, не принесли Ироду любви подданных – иудеи ненавидели царя, видя в нем иноплеменника, римского ставленника и похитителя престола Давидова. Еще хуже складывалась обстановка в стенах его собственного дворца. Мариамна, которую Ирод искренне любил, не скрывала своего презрения к мужу.
Опасаясь за свой трон, Ирод безжалостно расправлялся с конкурентами, не обращая внимания на родство или приятельство. Так он приказал утопить малолетнего брата жены Мариамны, а впоследствии убил и ее саму вместе с сыновьями Александром и Аристобулом. Всего, за свою долгую жизнь он поменял десять жен и имел более дюжины детей, чьи постоянные интриги вызывали у Ирода приступы же стокости. Он отправил в ссылку других троих сыновей, заподозрив их в заговоре против себя. Страшась родившегося Христа, властолюбивый тиран приказал убить четырнадцать тысяч младенцев в Вифлееме, рассчитывая, что среди них окажется тот, кто был призван спасти все человечество.
В Вифлеем был направлен отряд солдат с тайным распоряжением умертвить там всех младенцев моложе двух лет. Среди убитых в Вифлееме мальчиков оказался и младший сын Ирода Антипатр. Римский император Август, узнав об этом, в ужасе воскликнул: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном!».
Узнав, что мальчишки, подстрекаемые раввинами, разбили фигуру золоченого орла – эмблему Рима, больной  Ирод распорядился их немедленно арестовать. Невзирая на недуг, царь нашел в себе силы присутствовать на процессе. Обвиняемых приговорили к сожжению на костре, что вызвало бурю негодования в Иерусалиме.
Умирающему тирану не давала покоя мысль, что народ с нетерпением ждет его конца, что после его смерти вряд ли кто будет скорбеть и оплакивать его, как это должно быть при кончине царя. Ирод нашел довольно оригинальный выход из положения, повелев взять под стражу 400 именитых граждан и убить их сразу после его смерти, надеясь хоть таким образом заставить народ проливать слезы…
Английский богослов В. Фаррар писал о последних днях Ирода: «На одре своего нестерпимого недуга, в том великолепном и роскошном дворце, который он построил для себя в тени иерихонских пальм, распухнув от болезни и сжигаемый жаждой, покрытый язвами на теле и внутренно палимый медленным огнем, окруженный крамольными сыновьями и хищными рабами, ненавидя всех и ненавидимый всеми, жаждая смерти, как избавления от своих мук, и в то же время неутоленный кровопийством, страшный всем окружающим и еще страшнее для себя в своей преступной совести, жалкий старик, которого люди называли великим, лежал в диком неиствостве, ожидая своего последнего часа…»
Ирод умер в 4 году новой эры, ему устроили пышные похороны. Облаченное в пурпур тело несли на золотых носилках. За ними в сопровождении гвардейцев шли его выжившие сыновья: Архелай, Антипа, Филипп, родившиеся от разных жен Ирода. Но плакали и вопили только наемные плакальщицы, народ иудейский праздновал победу. Впоследствии день смерти Ирода стал национальным праздником евреев.
ГОСПОДЬ БОГ НАКАЗЫВАЛ ЕГО
ЗА БЕЗЗАКОНИЯ
Ирод умер в 77 лет, что в ту эпоху считалось почти недостижимым рекордом – едва ли среди тогдашних обитателей планеты нашлось два-три ровесника царя-изверга. Но долголетие не приносило радости – болезнь причиняла Ироду страшные мучения. Он почти не вставал с ложа, изнывал от дикого зуда, покрытый гноящимися язвами на теле и отеками. Римский историк Иосиф Флавий в знаменитом труде «Иудейских древностей», подробно, с изрядной долей злорадства, описывал течение смертельного недуга царя Ирода: «Между тем болезнь Ирода все ухудшалась, так как Господь Бог наказывал его за все его беззакония. То был медленный огонь, который был не столько заметен наружно, сколько свирепствовал у него внутри тела; к этому присоединялось еще страстное, непреодолимое желание оторвать у себя какой-нибудь член тела. Его мучили также внутренние нарывы, особенно же страшные боли в желудке; ноги его были наполнены водянистой, прозрачной жидкостью. Такая же болезнь постигла и низ его живота; на гниющих частях появлялись черви; когда он хотел подняться, дыхание причиняло ему страшные страдания, как вследствие зловония, так и вследствие затруднительности своей; всего его охватывали судороги, причем царь обнаруживал неестественную силу.
…Переправившись через Иордан, он даже погрузился в горячие ключи Каллирои, которые вообще очень целебны и содержимое которых годно для питья. Тут врачам показалось, будто он поправляется; но когда царь сел в ванну, наполненную маслом, он чуть не умер на глазах их. Ирод пришел в себя лишь от громких криков слуг…»
Столетиями смерть царя Ирода воспринималась и толковалась как морально-нравственное, божественное возмездие за неправедную жизнь, злодеяния, убийства, а его а недуг считали обычной проказой – болезнью столь же обыкновенной в те времена, как ныне грипп или геморрой.
Антон Павлович Чехов одним из первых попытался рассмотреть болезнь восточного тирана с позиций медицины. В 1892 году в «Новом времени» была опубликована статья писателя «От какой болезни умер Ирод?». Оказалось, что «букет» симптомов, о которых писал Флавий, может относиться к самым различным тяжелым заболеваниям – от чесотки до проказы. «По признакам, которые были описаны не врачами на основании одного лишь предания, конечно, трудно дать определенный ответ, – писал Чехов. – И в отдельности, и в совокупности все они, если к тому же еще принять во внимание преклонный возраст Ирода, характерны для очень многих болезней и под них можно подвести даже нашу обыкновенную чесотку (scabies), которая в ту пору, нередко третировалась, как проказа. Всего скорее следует предположить, что тут идет речь о каком-то тяжелом, несомненно, хроническом страдании, в котором на первом плане были местные явления, а затем уже следовали общие, как лихорадка, судороги и проч.».
Действительно, в запущенных случаях, при присоединившейся вторичной инфекции, чесоточный больной напоминает прокаженного – на кожных покровах язвы, нарывы, участки разлагающейся плоти. Однако, приняв во внимание, что болезнь Ирода, начавшись с кожных язв, приняла длительный, изнурительный характер, Антон Павлович предположил, что речь может идти о туберкулезе кожных покровов – туберкулезной волчанке. При этом заболевании на кожных покровах образуются специфические поражения – люпомы, постепенно сливающиеся в сплошные очаги, сходные с язвами.
Среди возможных диагнозов Чехов называет и сифилис. При этом, учитывая географический фактор, он говорит о так называемой фрамбезии – тропической разновидности сифилиса.
К флавийскому описанию болезни Ирода, по мнению Чехова, подходит также аденская язва – частый гость в странах Ближнего Востока и Красного моря. «Она поражает главным образом людей, ослабленных болезнями, и развивается чаще всего на нижних конечностях после самых незначительных повреждений кожи, – писал Чехов. – Обыкновенно при этой болезни страдают кожа и подкожная клетчатка, а в тяжелых случаях язвенный процесс распространяется в глубину, разрушая мускулы, сухожилия и даже кости; человек как бы гниет при жизни и в конце концов умирает от гноекровия».
По мнению ряда современных исследователей и историков медицины, причиной смертельной болезни Ирода скорее всего стал лейшманиоз или как называли эту болезнь прежде – египетская язва. Лейшманиоз – заболевание человека и животных (собак, грызунов и др.), вызываемое простейшими (лейшманиями), которые передаются с укусом москитов. Возбудитель заболевания впервые был обнаружен английским врачом Лейшманом в 1900 году в селезенке солдата, умершего в Бирме после укуса москита.
Инкубационный период может длиться более двух месяцев, после чего на нижних конечностях, туловище, лице появляются кожные язвы (лейшманиомы) размером с блюдце. Но процесс не ограничивается только кожными изменениями – при лейшманиозе также поражаются селезенка, печень, костный мозг, лимфатические узлы, в которых возникают дистрофические и некротические изменения. Кожный покров приобретает темный цвет, лимфатические узлы увеличиваются в размерах, появляются периферические отеки и асцит.
В 2002 году профессор Ян Хиршманн из Вашингтонского университета пришел к заключению, что причиной смерти царя Ирода стала болезнь почек, закончившаяся гангреной. Споры о диагнозе царя Ирода продолжаются, но появилась надежда, что окончательный диагноз все-таки будет поставлен. В 2007 году, спустя два тысячелетия после смерти кровожадного тирана, израильские археологи обнаружили во время раскопок могилу царя Ирода, исследования которой возможно прольют свет на многие тайны истории, и помогут понять истинную природу отвратительного недуга «вифлиемского убийцы».