Иван да Марья. Глава 5. Сашенька

Валерия Андреева
Летом 1938 года Иван отправил нас с мамой к бабушке Лене в Скотоватую. Мария была в декретном отпуске, собиралась рожать второго ребенка.

Я хорошо помню бабушкин старенький домик. Куры важно ходили по двору и грелись на солнышке, стоя на одной лапке. Однажды бабушка услышала их перепуганное квохтание и поспешила во двор. И увидела удивительную картину: я гонялась за курами по двору, не давая остановиться. Они разбегались во все стороны, махали крыльями, теряли перья. Бабушка поймала меня и строго спросила, что это я делаю. Я важно ответила:
- Они были такие грустные, их нужно было развеселить!
Смеясь, бабушка покачала головой:
- Городська дитина!
Этим же летом у меня произошла встреча с лягушкой, когда я прибежала к бабушке и с восторгом сообщила ей:
- Я увидела лягушку прямо в лицо!
Отправив нас на свежий воздух в деревню, отец уехал отдыхать в Геленджик по путевке.

В начале сентября, почти ко дню рождения мужа, Мария родила сына Сашу. От радости Иван чуть из себя не выпрыгнул! Еще бы! Сын! Наследник! Он был просто необходим Ивану! Он рассуждал:
- Одна мужская задача выполнена - сын родился. Вторая задача - построить дом, уже решается. А потом я посажу дерево. Много деревьев, целый сад. И детей у нас будет много. Я так хочу, и так будет!
Мария соглашалась с ним:
- Как ты скажешь, так и будет.
С работы она уволилась, полностью занялась детьми и домашними делами. Иван совсем закрутился на работе, он расширял свою автобазу, выбивал в наркомате новые машины, часто ездил в командировки, следил за строительством своего дома. Залили фундамент, выкладывали кирпичные стены. Если раньше они все время проводили вместе, то теперь Мария была постоянно с двумя маленькими детьми, а Иван редко бывал дома.
На съезде передовиков-автомобилистов его наградили поездкой по Черному морю на теплоходе «Грузия». Он привез много общих фотографий, море, солнце, пальмы, дружные компании его коллег-автомобилистов, среди них какие-то женщины.
На одной фотографии Иван, как обычно, в центре, а одна из женщин прилегла около него, прислонилась к нему спиной, на лице улыбочка блуждающая, хитренькая такая. Он руку выставил, отстраняясь вроде бы, в ее сторону и не смотрит. А что было там за кадром?! Другие женщины тоже на фото есть, обнимаются, в глаза шоферам заглядывают. Сам же говорил, ездят мужики в дальние рейсы, всяко бывает...

Все это не нравилось Марии. Она никогда не подозревала мужа в изменах, вроде бы и понимала - работа такая, командировки, встречи, нужные люди, связи, полезные для семьи, но нарастала усталость и вместе с ней обида на мужа. У него осталась работа и друзья, а у нее - ежедневный и тяжелый повседневный труд. Мужу - каждый день светлую рубашку, дочке - наряды в садик, сыночку - пеленки. Уборка в квартире, стирка, сумки тяжелые с продуктами надо нести на четвертый этаж, ведь от завтраков, обедов и ужинов никто не освобождал. Хоть и работящая, но стала уставать. Жаловаться мужу и упрекать его было не в ее характере, но конфликт, видимо, назревал.

Оставлять детей было не с кем. Даже находясь дома, нужно присматривать за ними. Однажды Сашенька проснулся и заплакал, когда мама готовила обед на кухне. Я побежала успокоить его, нажевала ему хлеба и залепила ему и рот, и нос. Мама услышала, что он затих, прибежала в спальню, боялась, что я достану его из кроватки и уроню. А он чуть не задохнулся. За мной нужен был глаз да глаз!
Из одной командировки Иван едва успел на похороны своей матери, все организовали родственники Марии.
Вскоре, в июле 1939 года умер сыночек Саша от крупозного воспаления легких, при температуре 41-42 градуса он сгорел за три дня. Было очень горько. Мария знала, как муж радовался появлению сына, и что для него значит эта потеря. Он пытался ее успокоить, говорил, что у них будет еще много сыновей, но Мария была в неутешном горе.

Продолжение следует...

http://www.proza.ru/2015/02/11/1440