Душа моя! Ты вечно просишь свободы!

Ольга Гесс
«-Душа моя! Ты вечно просишь свободы!
Ты не хочешь мириться с данной тебе судьбой. Так же как розы расцветают в саду, ты подобно их нежным лепесткам тревожишь моё сердце своим сладким ароматом. Волна, что никогда не покоряется морю; бесконечная дорога, что всегда ждёт своих путников; берег, застывший в небосводе яркой луны. Нет в этом мире красоты, подобной тебе.
Я слышал печальную песнь о поэте, который больше не пишет стихи. Глаза его не видят тёплого солнца, его ноздри не вкушают аромат безрассудной любви. Отыне поэт не молится звёздам, его сердце не жаждет безумной весны. Он видел тебя; ты стала идеалом, но почему же ты так по-прежнему рвёшься к небесам? Поэт не богат, но горяч он и молод. Все стихи бедный юноша посвящает лишь тебе одной. Он рвёт своё большое сердце на маленькие куски. Душа моя! Ты вечно просишь свободы!
-Смилуйтесь, мой господин. Ни одно сердце в мире не сможет заменить мне подлинного глотка свежего воздуха. Мне не нужны стихи поэта; его весна для меня холодна. Небо и звёзды, что заменяют мальчишке Бога, так горячи, что я могу сгореть дотла. Мне всегда казалось, что мой дом- это вечность, мой отец- ветер, а мать- полная луна. Но всё исчезло после первого покаяния. Я каюсь в грехах, хотя я и бессмертна. Я стала музыкой дождя.
Мой господин. Отпустите на волю, помогите мне, наконец, обрести покой. Я обещаю, что останусь Вам верна и однажды вернусь. Но сейчас сладкие слова поэта режут мой слух, я задыхаюсь в его пьянящей весне. Я слышу лишь бессвязную речь, он не желает моей любви. Поэт всего-навсего жаждет обладать бессмертной душой, не поделившись при этом, своим сердечным теплом. Смилуйтесь, мой господин! И отпустите меня на волю.
-Возможно, ты и права. Поэт слишком лжив и не скромен. Он пьёт вино и время своё убивает в словах. Весна для него не состояние жизни, а лишь очередное время года. Я не отдам тебя ему.
-Благодарю Вас, мой господин.
-Но про тебя ещё спрашивал рыцарь. Конечно, он тоже не богат, но безумно красив и немного отважен. Обещал мне, что защитит тебя от всяких дурных помыслов и безобразных людей. Я давно его знаю, он хороший человек. Меч рыцаря сделан из лучшего золота, это был подарок самого короля! Латы его, настоящая броня, не знают ни одного вражеского удара. Силы в нём хоть отбавляй. Он не будет мучить тебя пустыми разговорами и глупыми стихами. Станешь ли ты его бессмертной душой?
-Нет, мой господин. Я хочу вернуться в свой дом, почувствовать прикосновение строгого отца, что люди называют ветром, поклониться своей ласковой матери.
-Душа моя! Ты вечно просишь свободы!
-Смилуйтесь, мой господин. Слава рыцаря, несомненно, заслуживает Вашей похвалы и признания, но он не сможет сделать меня счастливой. Своим мечом он доставляет только боль, пронзает сердца порой беззащитных соперников. Броня его действительно цела; никто не смог победить его на турнире, но латы рыцаря спасают, увы, лишь одно его тело. Чужое оружие с лёгкостью убьёт меня.
Мой господин. Я не хочу погибнуть ради мимолётной славы, что доставляет удовольствие только дамам. Ваш рыцарь прекрасен только снаружи, внутри он гниёт словно яблоко, что весь день провело на солнце. Его помыслы черны, и он не верит в Бога. Разве я могу отдаться безнравственному человеку? А если он пропьёт меня в таверне или проиграет в кости? Или хуже того- продаст за мешочек золота дьяволу? Смилуйтесь, мой господин. И отпустите меня на волю.
-Нет в этом мире большего греха, чем быть частью нечестивого человека. Ты снова права. Ведь рыцарь тебе не подходит. Его латы старые и скоро развалятся, свой меч юноша по неосторожности может потерять. Скорее всего, он начнёт увлекаться юными девушками и будет проводить в их обществе всё своё время. Рыцарь и в самом деле тебя не достоин.
А что ты скажешь о мудреце? Не обращай внимания на его седину и дурное лицо, он многое повидал в этой жизни. Опыт, что мудрец с годами приобрёл, ни за что не позволит ему пропить тебя в таверне, ведь старик знает, что всё зло исходит от вина. Он никогда не проиграет тебя в кости, потому что знает, что азартные игры запрещены законом. Мудрец не верит в Бога, но и не подвержен влиянию Сатаны, поэтому в грязных руках дьявола ты тоже никогда не окажешься. Что ты мне на это ответишь? Ты станешь его бессмертной душой?
-Нет, мой господин. Я вновь хочу увидеть луну, поздороваться с небом. Хочу коснуться незабываемых ярких звёзд.
-Душа моя! Ты вечно просишь свободы!
-Смилуйтесь, мой господин. Седина мудреца ещё не говорит о его чистом сердце. Никто не знает, каких бед он натворил в юном возрасте. Кто были его мать и отец? Мудрецы очень скрытные люди, они считают, что разум преобладает над чувствами, но разве Вы согласны с их мнением? Мне кажется, они часто лгут.
Мой господин. Разве я за столько лет не заслужила покой? Конечно, мудрецы не подвержены порокам поэтов и рыцарей, но и доблести за ними пока ещё никто не замечал. Думаю, Вам известно, что мудрецы- это просветители человеческих душ. Они отдают другим часть себя и тем самым теряют своё собственное духовное тело. Я не хочу делиться на маленькие частицы; я потеряю своё бессмертие. Смилуйтесь, мой господин. И отпустите меня на волю.
-Наверное, из всех душ ты самая мудрая, раз умеешь так рассуждать. Да, мудрецы не так просты, как кажутся на первый взгляд. Они дают другим советы, но порой и сами подвержены своему дурному влиянию. Их жизнь полна ошибок, их опыт построен на пробах. Мудрецам не дано попасть в рай и коснуться небесного света.
Но есть и такие, кто обречён на вечное счастье в раю рядом с Богом. Таковыми я называю священников. Да, иногда им не достаёт опыта и ума в мирских делах, однако, они молятся за наши грехи. Терзают свою совесть за наше спокойствие. Священники хранят верность своим обетам и заповедям, не нарушают законы нашего Господа. Уверен, что тебе будет хорошо у одного из них. Никогда прежде я не встречал людей более чистых и святых. Ты согласишься стать бессмертной душой священника?
-Нет, мой господин. Меня ждут дома отец и мать, они хотят видеть своё дитя счастливым. А я не могу обрести покой вдали от любимого неба.
-Душа моя! Ты вечно просишь свободы!
-Смилуйтесь, мой господин. Неужели Вы можете говорить о святости тех, кто не искренен в своих молитвах? Они обращаются к Богу, говоря людям, что поступают во благо, однако, слова их более полны лжи, чем речи самых искусных поэтов. Их исповеди полны слепого безумия.
Мой господин. Священник не способен понять всех тонкостей человеческих взаимоотношений с Богом. Они корыстны, они отпускают чужие грехи за деньги, но при этом совершенно не готовы покаяться в собственных злодеяниях. Бессмертие не может принадлежать тем, кто его не заслуживает. И я совершенно не хочу становиться частью священника. Смилуйтесь, мой господин. И отпустите меня на волю.
-Я очень доволен тобой, ты рассуждаешь здраво. Нельзя открыться тому, кто предаёт свою веру. Таких людей называют глупцами или чаще нечестивцами. Пожалуй, священники относятся к ним. Невозможно отдать бессмертие тому, кто жаждет только золота и рая.
В моём списке остался последний человек- король; воплощение всего страстного и земного. Правитель умеет красиво говорить, его слова складываются в красивые строчки не хуже, чем у поэта. Он отважен как рыцарь: в любом бою король всегда идёт впереди своей армии и сражается подобно бесстрашному льву, что защищает своё племя от врагов. Монарх опытен, особенно, в городских делах, и в рассуждениях может соперничать со всяким мудрецом. Он верит в Бога и часто обращается к нему за помощью. Король молится за свой народ, и наш Господь всегда на стороне справедливости. Одним словом, правитель вобрал в себя все самые лучшие качества тех, от кого прежде ты отказалась. Будешь ли ты верна суверену точно так же, как верна своим принципам?
-Нет, мой господин. Я мечтаю однажды стать частью неба, хочу быть невесомой словно перо. Отец укажет мне правильный путь, если я успею вернуться домой.
-Душа моя! Ты вечно просишь свободы!
-Смилуйтесь, мой господин. Король и в самом деле заслуживает уважения, но все его мысли зависимы от обстоятельств. У правителя не может быть чистого сердца, ведь он вершит судьбы других людей. Такова закономерность: стоит монарху показать свою слабость, как тут же находятся завистники, что видят в нём предателя идей.
Мой господин. Слова поэта хоть и пусты, но часто полны искренних чувств, король же всегда говорит только то, что от него желают услышать все подданные; он даёт обещания, но при этом совсем не стремится их сделать поступками. Пусть рыцарь пьёт много вина и постоянно сидит в тавернах, но при этом он защищает родной город и честь своей семьи. Монарх же ведёт армию на верную гибель, в надежде получить новые земли или дорогие подарки, он не преследует благородные цели. Мудрец приобретает опыт с годами, он ошибается, но продолжает идти, его советы полезны для общества. Любой человек и днём, и ночью может обратиться к нему за помощью, в которой мудрец никогда ему не откажет. Король, в свою очередь, просто читает различные книги и ссылается на их авторов, чтобы как-то оправдать свой неверный поступок. Это делается для того, чтобы народ думал, что его суверен не находится в ссоре со своим разумом. Конечно, священники сначала предают, а потом продают свою веру, однако, они знают законы Бога, и их молитвы обязательно будут услышаны. Правитель же надеется только на собственные силы и обращается к небу ради собственной выгоды. Меньше всего я хотела бы принадлежать именно королю. Смилуйтесь, мой господин. И отпустите меня на волю.
-Душа моя! Ты вечно просишь свободы!»

--Поэты олицетворяют всех людей, которые умеют красиво говорить. Так же как поэты находят себе объекты обожания, которым потом посвящают стихи, так и люди влюбляются в идеи, о которых стремятся поведать миру. Это может быть что угодно:  свобода, нравственность, религия. Их смысл даже не так важен, как само распространение. Но проходит время, и поэты снова влюбляются только уже в совершенно другого, иногда прямо противоположного предыдущему человеку. С людьми происходит то же самое.
Есть рыцари. Отважные защитники чести короля и всех его подданных, однако, за своей совестью они совсем не следят. То есть для народа они равносильны героям, но наедине с собой превращаются в самых настоящих свиней. Они пьют, буйствуют и лезут в драку, для которой порой даже нет стоящих причин.
Мудрецы стремятся научить всех правильно жить. Причём, «правильно»- это так, как они сами считают нужным. Бессмертная душа правильно сказала Богу: «Мудрецы- это просветители человеческих душ», но и Бог верно ответил душе, сказав, что они сами подвержены своему дурному влиянию. Одним словом, мудрецы губят самих себя.
Священники- это люди, что молятся за покой и счастье, вверенных им людей. Они кричат о нравственности и Боге на каждом углу, но при этом сами заповеди Господа исполняют неохотно. Святые поборники морали.
А королями называют тех, кто действительно является воплощением всех четырёх предыдущих категорий. Это поэты с красивыми, но лживыми словами, рыцари с чувством долга, но без чувства меры, мудрецы с хорошими советами, но с плохими поступками и священниками, которые верят в Бога, но в то же время презирают его законы. Однако таких людей меньше всего. Как правило, одно качество всё-таки преобладает над остальными.
Всё просто, Ваше Высочество,- мисс Гррой посмотрела на принца, и комната озарилась светом её улыбки,- разгадка кроется в самой притче.

(За семью замками. Ключ четвёртый)