Перегон Нивы

Владимир Кириленко2
По чеку жены, я получил в Москве новый «Москвич» - «зубило», (тогда так, сорок первый называли) который мы поменяли годом позже, на квартиру в Тульской области. Но, как оказалось позже, квартира была ещё не приватизирована хозяином? Закон только ввели. А, по новым правилам, пришлось ждать документы на квартиру ровно год. Отогнал его я, под Нижний Новгород - тёщиному брату в деревню на сохранение, до благоприятных времён.
В этом же году, в сентябре месяце, я должен был получать по своему чеку «Ниву», которую надо было перегнать в Якутию своим ходом. Все бегом!
Времена тогда, в 91 году, были не спокойные. - Мало ли что?
Возьмут и приостановят выдачу машин, в связи с кризисом по стране?
- Запросто! Спасибо Черномырдину - премьеру, который сам из северян был и понимал наши проблемы.
Народу было много, который получал машины свои по заслуженным чекам. Непосредственно, по месту составлялась очередность списками, потому что люди, понаехали со всего Севера, которые решили навести, хоть какой-то порядок с распределением? Были люди: из Сургута, Магадана и Якутии, которые во дворе Замоскворецкого банка г. Москвы, разбили палаточный городок, как цыгане табор и жили в нем, не покидая  своей очередности? Напряжение, в то время было очень высокое!
- Кто мог бы, подумать, что произойдет в стране, - бардак с неразберихой? - Поэтому, кто как мог, старались приспосабливаться, чтобы терпеливо ожидать по своим чекам машины?
Кто и деньгами, смог забрать в банке свою денежную компенсацию? Поэтому я, на свое счастье, смог получить новенькую «Ниву", - через неделю.
В Москве мы с женой, жили у старшей ее сестры, в районе Новокосино, рядом  с МКАД, откуда мне было очень удобно гнать машину из этого а/салона, что находился на Варшавке? А, также и до ее дома, было проще перегнать мне ее.
Тогда я, еще не знал Москвы, с ее сумасшедшим движением по дорогам? Поэтому, для меня такое удобное расположение шоссе, было просто, находка! К тому же, рядом проходила  трасса – М-5 «Байкал», по которой мне и придется гнать машину домой в свою Якутию.
Собирали женщины меня в дорогу, очень старательно, - наложив в машину много продуктов и тёплых вещей. Сам, вдобавок к своему инструменту, купил два топора, лопату и длинную капроновую буксировочную верёвку.
- Так, на всякий случай? Все может в дороге приключится, потому я, подготовился основательно для далёкого перегона.
Имея все необходимое при себе, не нужно потом бегать по деревням, - искать бензин или трос с лопатой?
У друга на работе, я нашёл бензобак на 150 литров. Затем, ранним сентябрьским утром, заправив все ёмкости под «завязку», я покинул Москву, чтобы проехать тысячу километров до Самары. Проводили, меня женщины молча, - без суеты, зная что я профессионал. Справлюсь с перегоном уезжая в нелегкую дорогу, где может произойти со мной, все что угодно? - Вплоть, до убийственной аварии!
Проехав большой отрезок пути от Москвы, я заехал на заправку в Пензу, чтобы дозаправиться? Но, с удивлением увидел, что заправочные шланги с пистолетами отсутствуют, а на колонках висели таблички, на которых коротко и чётко читались два слова: - Бензина нет! Вот попал бы я, в такую дурацкую ситуацию без запаса топлива? Поэтому, пришлось дозаправляться из своих заначек, чтобы ехать дальше.

Ночь застала меня в Сызрани? Поэтому, я решил заночевать на платной стоянке, рядом с трассой. С непривычки, я уснул сразу, как только прилёг на бок при ярком свете кемпинга.
Утром, попив из пакета молока, я тронулся дальше до Челябинска, надеясь что там дозаправлюсь и пополню пустые канистры?
В городе на заправке, я уперся в длинную, - в два ряда очередь, где на одну машину отпускали - 15 литров бензина? С затаенным чувством разочарования, я стал ждать своей очередности. Проехать мимо, я не мог? Мои запасы, быстро иссякали. Поэтому мне теперь, часто придётся заправляться на каждой АЗС?
- Что делать? Пришлось смириться с тратой времени. Поэтому, сколько бы ни заправили, я должен заезжать на каждую заправку!
Примерно через час, подошла моя очередь. Я, подъехал к колонке, воткнул пистолет в горловину бака и пошёл к кассе, в надежде что упрошу заправщицу подлить лишних 10 литров? При этом, сунув ей в окошко сто рублей, - объяснив свою невеселую ситуацию. Она равнодушно все поняла и, плюхнула в бак, на десять литров больше бензина. Что и требовалось мне, в данный момент!
В Кургане на заправке. Так же, по минимальной норме дозаправился и решил проверить масло в двигателе. Но, к моему разочарованию, щуп  был совершенно сухим. - Ни капли масла, не было в моторе.
- Доездился?
Еще бы, немного промедлил и заклинил бы, новый мой двигатель? Конечно, я знал, что при 1000 км, надо было заменить масло, но рядом, - ни на одной заправке его не было. Что было делать?
Хорошо, подсказал хороший человек. Что масла разные, есть в сервисе, который работать будет, только завтра. А, сегодня был выходной!
Пришлось утомительно ждать понедельника, при этом страдая от нетерпения в своей беспомощности?
Кое как, пережив утомительные часы до понедельника, который наступил. Я, прикупил десять литров жигулёвского масла, - с запасом. Которое, немедленно хотел, было залить в мотор и ехать подальше. Благо, вовремя прочитал на банке, содержимое в ней. Оказалось, что по ошибке, мне всучили трансмиссионное, а не моторное масло? Молодой мальчик пытался оправдаться, - объяснив мне, что банки все одинаковые и, по неопытности, он нечаянно перепутал? - Вот бы залил и поехал?  - Ну,и дела!?   

Ближе к Казахстану, черт меня дёрнул заехать в столовую, в какой–то посёлок невдалеке от трассы? Захотелось по хлебать горячего борща. Сухомятка совсем достала мой желудок? Да еще, ко всему этому, разразилась невообразимая гроза? Переждав в столовой ненастье, в окно вдруг вижу, что к моей машине подошли два кавказца, и внимательно разглядывают ее? - При этом, о чем–то, между собой разговаривают?
Нехорошее предчувствие навалилось на меня, поэтому, мне пришлось немного подождать, когда эти «казбеки» исчезнут. В столовой никого нет. Помочь будет некому, - если что?
- Топор, мое единственное оружие и, тот находился машине?
Потолкавшись у машины, они ушли восвояси. Что хотели от машины? Не знаю? Но, все равно, надо быстро уезжать. Иначе, плохо будет мне от любителей авто!
Торопливо завёл движок, я рванул на трассу, которая была пустой и грязной, после проливных дождей. Изредка попадались встречные машины, да и дорога была вся разбитой, - слишком не разгонишься? Через полчаса примерно, вижу в зеркало крутую иномарку, которая настойчиво моргала фарами, прося меня остановиться.
- Что делать? На улице, наступают сумерки? Вижу, - дело запахло керосином?
Оторваться от них, мне не удастся, а остановишься, – грохнут! - подумал я. Оставалось мне, съехать под откос дороги и уходить по сырой пашне к дальнему краю леса.
Выбрав пологий спуск с дороги, я съехал на пашню и медленно стал уходить от своих преследователей, которые остановились и, долго смотрели мне вслед, пока не исчез я из виду?
На другой стороне поля, замаячил спасительный лесок, который окончательно оборвёт мои следы и надёжно замаскирует в густых зарослях.
Проехав, по лесу вдоль пашни, - путая следы как заяц? Я нашел укромное место, где и решил заночевать.
Утром, едва рассвело, я поехал на дорогу, которая прослушивалась, километра за полтора от моей «лёжки». Выехал на дорогу, я уже в Казахстане, когда неожиданно, невдалеке от неё, увидел множество каких-то сооружений из белого кирпича, похожих на якутские кладбищенские домики?
Эти «домики», были довольно впечатляющего габарита? Вместо окон, просматривались узкие щели, через которые, духи умерших выходили погулять из параллельного мира в свой бывший? Таким необычным, оказался казахский погост, – добротно  выложенный белым кирпичом: - На века сделаны могилы, не то, что наши? Воткнут крест, а через 25 лет сгнил и, могила провалилась, после чего все быстро, заросло бурьяном.
- Ни могилы, – ни памяти? - думал я машинально.
В итоге мне повезло, что я ушёл по пашне от бандитов, которые промышляли на этой трассе: грабя фуры, захватывали новые машины, убивая водителей, - не один год? Такие, не хорошие новости я позже узнал от местных, которые советовали мне не спать на трассе, а уезжать в лес или ночевать у постов ГАИ? Поэтому, этим советом я придерживался до самого дома - ночуя в лесу или в кемпингах?  Гаишникам, тоже доверять опасно было? - Те, еще сволочи! До денег жадные, - значит, - продажные?               
В Кемерово, бензина на заправках тоже не было, лишь длинные очереди маячили, которые подталкивали меня, принимать иные решения?
Разузнав, где находится их нефтебаза, я стал гоняться за бензовозами, которые развозили бензин по городским заправкам. Останавливал бензовозы и просил бензин,
 - объясняя шоферам своё незавидное положение, перегона до Якутии машины.
В большинстве случаев, коллега - коллегу понимал, и они выручали меня - воруя из цистерны по 20 литров бензина, - но за деньги?
Поэтому, за это им -  низкий поклон! Спасли меня от очередей, и от мизерного лимита бензина на многих заправках. После чего, со спокойной душой, не переживая, что закончится бензин где-то? Ехал до Иркутской области без остановок, - не тратя времени на скудные отдаленные заправки.

По дороге, я неоднократно обгонял одни красные «Жигули" в которой ехали муж с женой, - северяне. С которыми я познакомился в автосалоне, где они так же, получили по чеку новенькую машину, которую перегоняли в Магадан. Дорога наша одна и попутчики были надёжные.
Договаривались ещё в Москве в салоне, что погоним вместе. Но как - то, не состыковалось у нас это путешествие?
Я не хотел им сильно навязываться, все-таки семья. Поэтому, отпускал их далеко вперед. Правда, иногда в длинных очередях на заправках, мы встречались и разговаривали. Потом опять терялись. Разумеется, я все понимал, что не сладко ехать с женой мимо Гумов и Цумов, поэтому ему приходилось заезжать в магазины и утомительно ходить с женой по этажам? Попробуй проехать мимо? – Беды не оберешься?  Примерно так, мы и терялись. Лишь пару раз, вместе заезжали в охраняемые кемпинги на всем пути? Только там, мы поближе смогли познакомиться за столиками в кафе, выпив с ними по бокалу вина, - за знакомство!
После длинного пути нашего маршрута, появилась моя малая родина, - граница Иркутской области и, первая богатая заправка в пос. Юрты!

Отсюда, начинается Восточная Сибирь с ее тайгой и Леной – рекой. В Юртах прошло моё детство и, ничего примечательного в этом поселении не было? Одна лишь серость узеньких улиц и непривлекательность не ухоженных домов. Все это, напоминает нам, наше однообразное захолустье, - похожее как две капли в любом уголке России, с ее бедностью и нищетой, которую породили Генсеки.
Прокатившись по посёлку я осознал, что в детстве не замечал всю эту грязь поселка, которая была для меня близкой и родной?
Грустно было вновь покидать свой поселок. Мне пришлось приехать на заправку, которая, находилась за посёлком, где уже стояли знакомые мне, магаданские «Жигули» под заправкой. Я, вылез из салона и подошёл к ним поближе, чтобы тихо спросить, по - сколько литров тут заправляют? А, они, мне так же, шепчут: - Сколько хочешь! Наверное боялись мы, что услышав нас заправщица, передумает и не отпустит нам горючее до полных баков? Кто же знал, что тут в глубинке, будет полный отпад коммунизма! А, это значит, что мы теперь, поедем быстро, не теряя время в очередях на заправках?

До речного порта - Осетрово, мы подъехали как раз вовремя. Там давно уже шла погрузка парома легковыми машинами, которые заезжали на трёхэтажную палубу, - прождавшие этот паром, - более трёх суток.
Первые ряды машин, поднимались на самую верхнюю палубу, остальные занимали среднюю, а которые приехали последними, - по очередности уединились на нижней. Так что в этом плане нам повезло вдвойне?
До Ленска, мы будем плыть - 1200 км. Около трех суток. Поэтому, запасы пропитания, каждый имел с собой на неделю. По дороге я сбил зайца, которого от нечего делать, ободрал и сварил на своём примусе, - предложив своим попутчикам, отведать свежей зайчатины? От которой, они вежливо отказались.
Все трое суток плавания, мы отдыхали, мучаясь от абсолютного безделья, при медленном ходе нашего парома. Конечно, это было вынужденное плавание, по дикой Лене – реке: с тайгой и комарами, которые всем туристам дали «шороху»!
Такое плавание, было не очень интересным для меня? Кто плыл не впервой,- мучительно коротал время на палубе, заставленной машинами, по которой не особо  разгуляешься? Такое путешествие, становилось изнурительным испытанием!? 
Поэтому пассажирам парома было: ни до красот, чтобы любоваться местной природой. Только те, кто впервые попал на трехдневный отдых, с подвернувшейся туристической оказией? Для них, вопросов не было. Они знали, как проводить и заполнять время, - сочетая полезное с приятным? 
Вечером, паром причаливает к берегу, чтобы переждать ночь до рассвета. - После дождей утром, стоит плотная завеса тумана, которая рассеивается, только после восхода солнца! Поэтому, появлялась возможность у рыбаков, порыбачить на блесну или донку? Которые с парома ловили: отменных окуней, ельцов и щук на разные приманки, тем самым отводили душу, от безделья и тоски

По прибытии в Ленск, нижняя палуба готовилась к выгрузке машин на долгожданный берег. Паром медленно причалил, опустил трап. И, машины, стали съезжать неторопливо на песчаный берег по очереди. Коснувшись колесами берега, они с места, резко давали полный газ и, торопливо уходили на подъем, - отрываясь от задних машин, чтобы не глотать пыль?
Никто не хотел ехать по пыльной трассе, которую моментально поднимут полсотни машин, несущихся друг за другом, - обгоняя на бешеной скорости, чтобы завоевать, не пыльное место по трассе? Вот так и закончилось моё путешествие по России на этом предпоследнем отрезке маршрута.
А, до дома оставалось еще более шестисот километров, которые окажутся самыми сложными и коварными на конечном отрезке пути, к которому я подготовился основательно.
От Ленска до поселка Сунтары, дорога хорошая: и зимой, и летом. А дальше, до последней переправы, через реку Вилюй, от деревни Шея, - летом дороги нет. Только «зимник» связывает этот короткий и, болотистый перешеек. С отрезком пути, - в 50 километров.
Такие болотистые участки с осокой, как правило, бывают не очень длинные, - метров по 50 – 100, но очень частые. Чтобы преодолеть их, надо изучить каждый предполагаемый объезд, который по - своему, коварен?

Поэтому, тут спешка не нужна. Там, где нужно форсировать болото по лесу, преодолевая топь, - настилал по ней, прочные жерди из срубленных деревьев, и ветвей елей, - стараясь делать переезд надёжным!
Пусть лежит, - путь длинный! В итоге, я поломал два своих топора и поте- Не дай бог провалиться в болото!? Тогда весь, этот титанический труд, - коту под хвост!?  Тогда, ни одна машина здесь не появится до самых морозов, и никто тебе - не поможет! По дороге, я прикупил ручную лебёдку, но применять ее не было пока нужды? Поэтому, она придавала мне гарантированное «путешествие» по болотам, как дополнительный рычаг «братской руки»?
Где то, я потерял свою лопату, но она мне больше не понадобятся? Далее, до реки тянулась песчаная сухая дорога по сосновым перелескам.
Более суток я потерял времени, чтобы проскочить этот опасный участок, и засветло проехать по деревне с причудливым названием, - Шея.
Якуты, удивлялись моему упорству попасть домой на другой берег, когда я заехал к ним в магазин, подкупить кое-что из продуктов?  И, разузнать про водную переправу на пароме?
Парома – «самоходки», сегодня не будет? – обрадовали меня местные жители. Ушёл он за картошкой по реке куда–то? Поэтому мне, придется заночевать в десяти километрах от своего дома на неуютном берегу.
 – Обидно! Но, делать нечего. Преграда! Надо ждать утра. После чего, я развёл не большой костёр на берегу реки, чтобы приготовить ужин и хорошо отдохнуть. Примерно, часа через два по реке донесся монотонный шум двигателя, - похожий на паромный, который я не спутаю ни с чем?
И, действительно, за изгибом русла реки, показался паром – самоходка, который шёл на всех парах, вдоль противоположного берега в сторону моего посёлка.
Я бросился к машине и стал подавать знаки: моргая светом, отчаянно махая руками.
На борту парома меня заметили и, не сбавляя скорость, паром повернул в мою сторону. - Слава Богу! За то, что не придется мне, утомительно околачиваться на чужом берегу, в двух шагах от своего дома?