нетоварная наценка

Александр Астафьев


                1

Герман довольно крутился в своем офисном кресле: влево, вправо, влево, вправо… Это успокаивало.
Трудно свыкнуться с мыслью: он - директор магазина, пусть даже маленького. Месяц назад он о таком и думать не смел. Одинокий, никому не нужный пенсионер, и на тебе!
За "метелицей" входной двери обозначился размытый силуэт, мягко сработал доводчик. Молодой человек, не проходя вглубь помещения, покосился небрежно на стеклянные тумбы с товаром. Ему хватило пяти секунд, что бы составить о магазине определенное мнение. Выразив всем своим видом глубокое разочарование, недовольно хлопнул дверью.
 
2

- Мне бы "Вокруг света", - Герман нагнулся к окошку «Союзпечати». - Один в одне руки! - изобразил на лице ухмылку.
Киоскерша  соображала туго.
- Денег и без того на один. - И ты у нас такой… единственный, - протянула ему горсть мелочи. Молчал бы уж. Выпьют и ходют тут, ходют…
"Хамка!", - незлобиво и про себя оценил ситуацию Герман. "А ведь лет на двадцать моложе".
- Куда мне эти шайбы?
- В Сбербанк топай, - дал совет кто-то из очереди. - Там заменят и фамилию не спросят.
Герман шарил рукой по пиджаку, искал карман. Будто нашел, ссыпал…на землю. Вот незадача!
- Улита едет, когда – то будет, - очередной сердитый комментарий из очереди. - Не пройдет и полчаса…
- Ему что, у него впереди – вечность, - вторили другие.
Собрал. Мужчина, стоявший последним в очереди, странно на него посматривал.
- Боюсь, не так меня поймете, - подошел смущенный, - у вас такая внешность. Ко всему, имя не простое… Можете уделить мне несколько минут?
Герман заинтригован. Имя… Это интересно…
- Почему бы нет!
Присели на скамейку. Познакомились. Впрочем, его, как выяснилось -  знали.
- Немного о себе, - начал мужчина. - Я, как бы это сказать… коммерсант. У меня  несколько магазинов в разных городах. Думаю у вас тоже открыть. Нашел место, обустроил помещение, завез товар. Сейчас я в поисках продавца…
Замолчал.
- И вот…
Герману неловко, собеседник смотрел на него так, будто нашел кошелек с деньгами.
- Приятно слышать такое, - ему хотелось уточнений, - но почему я? Вокруг столько молодых комсомолок, спортсменок, красавиц. Любая пойдёт к вам. Не на всякую, правда, зарплату.
- Не в деньгах дело, - перебил собеседник. - Знаете, это как кинопроба, желающих тьма, а выбирают одного. Мало молодости и сноровки, нужна харизма, у вас она есть.
Такого Герману никогда не говорили. Харизма! Жизнь прожил, и в мыслях такого не держал. Вот, оказывается что – харизма… Куда бы её только пришпилить?
- Гм, вам виднее, - скривился он в благодарной ухмылке. - А чем простите, торгуете, я ведь не на всякий товар пойду. Музыкой, видео, цветами даже не просите. Разве что садовым инвентарём заведовать, или хозяйственным ширпотребом. Да и по деньгам бы сговориться. Все – таки десять часов в четырех стенах. Удовольствия в этом мало.
Знаю, - кивнул собеседник, - чем увлекаетесь на досуге. Одобряю. Больше того, готов помочь.
Герман растерян.
- Откуда ветер? - Из конторы дует?
- Я и не то знаю! - Но не будем сейчас об этом. Потом. Расскажу, чем придется вам заниматься. Настройтесь на необычное. И… верьте мне.
С ширпотребом вы в самую точку попали. Знаете, на рынках продается разная мелочь: открывашки, подстаканники, ручные кофемолки, зеркальца. Короче  нужные каждую минуту в хозяйстве вещи. У меня такой же товар, только дороже.
- Не понимаю, - Герман в недоумении, - какой в этом смысл? Вы же прогорите в одночасье. Одна аренда помещения чего стоит. Да и я попрошу…
Собеседник загадочно улыбался.
- До сих пор не прогорал. - Знаю, сколько попросите. Куда мне от вас деться – я согласен.
На языке у Германа вопросы, но он пересилил себя, смолчал. Захочет Харитон, сам все скажет.
За тем дело не стояло.
- Хватит ля - ля. - Лучше один раз увидеть. Так по рукам?
- Попробовал бы я не согласиться, – ход событий Германа пока устраивал.
- Вот видите, я знал, чем у нас закончится разговор.
Знал… - Впрочем, Харитону нет смысла лукавить.

3

Коммерсант умно ставил свое дело - место выбрал в центре города. Все у него было как надо: евроремонт, рольставни, сигнализация. Одна вывеска чего стоила - "Всякая всячина".
Хозяин перехватил взгляд Германа.
- Так и тянет войти внутрь, не правда ли?
Вошли. Гостя взяла оторопь.
Большое, метров на восемьдесят помещение: панельные стены, подвесной потолок, стеклянные, как в музее, кубы - витрины. С человеческий рост, с полками.
Чего только на них нет! Впрочем, не было ценников, вместо них - номера.
- Лоты. -  Цена у нас плавает, - пояснил «экскурсовод».
- Аукцион? – уточнял гость.
- Вроде того. - На самом же деле… Как если сравнить коллекцию Эрмитажа с выставкой детского рисунка. В нашу, конечно, пользу.
- Шутить изволите? - Герман кивнул на логарифмическую  линейку. - Кто её купит?   Разве что любитель старины.  Да и то, если по разумной цене, а не как раритет.
- А почему бы вам на нее глаз не положить?  - улыбался хозяин. - Не пожалеете. Какой там у нее номер?
Герман назвал. Прошли за прилавок, включили компьютер. Лот нашелся быстро.
- Мы отдали бы ее за…, - Харитон показал пальцем на дисплей.
Цена была бессовестной.
- Думаете, на нее найдется покупатель?
- И не сомневаюсь,  - Харитон кивнул. - Зазывать вам клиентов не надо, они сами… От вас требуется лишь соблюдение рабочего графика.  Мы оформим вас продавцом-консультантом. Раз. Будете получать…, - вывел на листке цифру.
Герман вытянул голову. Ого!
- Больше того, будете считаться  еще и директором точки. Два. У нас так принято. С окладом…, - снова манипуляции с ручкой.  Расчет каждую пятницу, - протянул карточку, - в Сбербанке. Ваш код…
У Германа полезли глаза на лоб.
Чертовщина! - Это же…
-Да, это лот той самой линейки, что вам приглянулась. Скажете - случайное совпадение? Помяните мое слово, - Харитон довольно улыбался, - вы наш клиент.
Провел в подсобку. В светлом квадратном помещении верстак, тиски, набор инструментов.
- Здесь, вы можете вязать свои кольчуги в рабочее время. В салоне видеонаблюдение, открывается дверь – звонит колокольчик.
- У меня нет слов. - Но откуда вы…
- Давайте отложим разговор на потом. - Хорошо, что вы не задаете других вопросов. Ценю. На какие-то из них вы сами ответите, на какие-то - время. Товар мы будем привозить в выходные дни, вы к этому не будете иметь отношения.
Давайте теперь поговорим о "всякой всячине".

4

Герман смотрел на себя в зеркало. Харизма. Надо же! Не красавец, чего уж там… Круглая, совсем не маленькая голова - шестьдесят второй размер тюбетейки! Ежик белобрысых, не седых, волос. Большие, широко расставленные глаза. Римский нос. Полные губы. Борода окладистая, ухоженная, разноцветная: баки посеребренные, подбородок черный. Щеки розовые как у ребенка. Ещё бы красную шапочку - вылитый дед Мороз.
У Германа начиналась новая жизнь, полная византийских тайн и татарских недомолвок. Вспорхнула птицей шальная мысль: что если его директорство для отвода глаз, прикрытия темных делишек? Он и не узнает о том. Сунет нос, куда не следует, и… можно длинный ящик заказывать. Оклад не зря боярский положили, покупают, не иначе.
Может не задаваться лишними вопросами… Совесть его пока чиста… Чиста… А завтра? Станет вдруг тайное явным, свезут в кутузку, и…по этапу.  Как же, не пешка в игре – директор! А он ни сном, ни духом…
Магазины в разных городах, товар убогого ассортимента… Неужели во всех его заведениях так? Герман путался в тревожных мыслях, как в клубке шерсти.
Ближе к вечеру, в магазин зашла пожилая пара. Долго кружили они у витрин, удивляясь постановке дела.
- А где у вас ценники?
Герман знал, что отвечать в таких случаях.
- На оптовой базе цены часто меняются. - Сложно каждый день навешивать ярлыки, мы идём другим путём.
- Осложняя нам жизнь, -  сердилась старушка. - Вы в городе не одни, другие же решают как-то эти проблемы?
- За других не знаю, - стоял на своем продавец. - У нас товар специфичный.
- Вижу! - И товар специфичный и цены заоблачные. Аренда зала вам стала в копеечку, и вы отыгрываетесь на покупателях, включая ее в цену. Азбука спекулянта, это не секрет.
Муж пытался успокоить свою супругу.
- Заметь Эдик, я еще не спрашивала, сколько стоит монетница. - Та, что мне понравилась. Подозреваю, как яйцо Фаберже.
- Зря вы так, - Герман прошел к монитору. - Это обойдется вам…, - назвал цену.
- Я ошиблась, нам не придется сбрасываться с мужем пенсиями. Эдик, купи мне монетницу, - нарочито капризничала женщина.
- Твое желание для меня закон, - супруг полез в карман.
Были и другие… не покупатели. За день набралось человек восемь. Лиха беда  начало!
На душе у Германа праздник, на такую работу устроился! Все равно, что в администрацию президента или губернатора.
Закончилась первая неделя совсем не тяжелой работы, и банкомат выдал Герману стопку казначейских билетов. Так жить можно! 
Продано всего четыре единицы товара, о рентабельности нет и речи. Что именно и по какой цене, Герман помнил наизусть. Он бы на такое никогда не потратился - у китайцев такое в два раза дешевле.
Может все-таки замахнуться на логарифмическую линейку? Их уже не выпускают, они становятся редкостью, и скоро исчезнут совсем. И вот тут… Ни у кого нет, у него – есть. Возьмет он, этак небрежно логарифм числа… Или синуса. Дамы в обмороке! Зрелище - не для слабонервных.
Харитон появлялся редко. Придет, посмотрит в глаза.
- Осваиваешься?
Снимет кассу, и опять три недели его нет.
- Себе ничего не купил? - спросил в этот раз.
- Разве тут удержишься. - У воды - да не напиться. Купил логарифмическую.
- А я что говорил! - расцвел коммерсант, - теперь я за тебя спокоен. А то уже стал подумывать…
Герман насторожился.
- Не устраиваю? - Что-то не то?
- Это я так, мысли вслух. - Как бы тебе сказать… Вот, приходит покупатель,  холодный и отстраненный, он шарит глазами по полкам. Вдруг, его взгляд на чем-то останавливается. Казалось бы, дело не стоит того, перед ним всего лишь рожок для обуви. Не из осины, правда – из карельской березы.
Клиент переводит взгляд, ходит от витрины к витрине. Пусть. Он уже на крючке, но он этого еще не знает. Возвращается к рожку, не в силах принять окончательного решения. На самом деле все уже предрешено.
- А я? - Моя роль во всём этом? Подсказывать? Убеждать? - Герман слушал харитоновское живописание с недоверием.
- Ни в коем случае! - У тебя отсутствующий и равнодушный вид. Ни словом, ни делом ты не показываешь, что заинтересован. Клиент в недоумении, у других не так.  И думает так, и говорит. Ты с гордостью отвечаешь - у нас фирма!
- Харитон, я понимаю: мы должны думать о своём престиже, - Герман выяснял для себя кое-что. - Но согласись, за нашими амбициями должно что-то стоять. Володя Кличко показывает на кого-то пальцем и говорит - я побью его. У него есть основания на то: за ним гора мышц и стальная воля. А что у нас?
Герман сказал то, что говорить не должен. Не сдержался. Понимал, из-за этого может стать безработным. Если не веришь в дело, которое тебя кормит… Кто ты после этого, если не ренегат.
Коммерсант нисколько не рассердился.
- Сейчас только и разговоров о шопинге. - Выпучив глаза, люди ринулись по магазинам. Обезумев, сметают с прилавков все. У каждой ценовой группы товара - свой клиент. У нас по-другому. Ты обратил внимание, состоятельный человек не наш покупатель. Не удивительно, у него другая ценовая ниша. Наш клиент особенный. Вот и ты…
Это ничего Герману не объясняло. Впрочем, Харитон не обязан делиться с ним своими секретами. Он еще ничем не доказал свою лояльность, больше того - начал "глубокое бурение". Другой бы на месте Харитона… Тот же деликатен и уступчив. Пусть все идет, как идет, успокаивал себя директор  магазина.
 
5

Все началось с той первой супружеской пары. Женщина, пришла в этот раз одна. Светясь довольством, она близоруко щурилась, вглядываясь в бейджик продавца.
- Герман Степанович, прошу прощения за тот инцидент. Я не должна была выплескивать свои собственные проблемы на окружающих. Простите, если можете.
- Что вы, - смущенно отмахнулся продавец. - Я и думать забыл. Как вам покупка? Могу предложить портмоне, не возится же вам всё время с мелочью.
- Смеетесь! - женщина оценила юмор. - Моя полугодовая пенсия легко уместится в этом кожаном портфеле, по-другому и не скажу, - она указала на витрину. Если только Эдик согласится…
- А за нее спасибо, - вертела в руках монетницу. – Утешили. Что-то во всем этом есть.
Смеялась.
- Я вспомнила свою возню с пупсиком в малолетстве. Вот и сейчас… Держу ее в руках, забавляюсь как ребенок. И ощущения схожие. Скажете,  впала в детство? Может быть.
С вашего позволения…, - пошла в обход витрин.
Что-то привлекло её внимание.
- А ну-ка гляньте лот 3842. Что там у нас?
 - Механический будильник, - Герман назвал цену. - Устроит?
Женщина в размышлении.
- Боюсь, не наберу столько, я не рассчитывала на такую сумму, завтра подойду.
После её ухода, Герман с теплотой подумал о своей логарифмической линейке. Хорошая "всячинка"! Он как-то пытался вспомнить её функции, не смог, пришлось идти в техническую библиотеку. Там в растерянности: зачем ему это ископаемое, ведь есть инженерные калькуляторы на пятьдесят шесть функций.
Герман тогда настоял на своем.
Мужчина лет сорока пяти, вошел за час до закрытия. Он неспешно обошел витрины, нигде не задерживаясь. Нет, не покупатель…
- Как дела коллега? – неожиданно обратился он к Герману. - Как спрос? Не думаю, что большой, - улыбчивый и добродушный стоял у прилавка.
- По-разному, - Герман в тот момент работал с банком данных.
Коллега… Это еще бабушка надвое сказала. Ходят тут всякие, работать мешают. Не сказал так - подумал. Посетитель, однако, уходить не собирался.
- Хотите загадку? – в глазах хитринка. - Лот 1435 - монетница, лот 3831 - логарифмическая линейка, лот 4276 - мельничка. Продано! Вам это о чем-нибудь говорит?
Герман оторвался от монитора, с интересом глянул на посетителя.
- Говорит. Теперь вижу, вы человек не с улицы. Коллега и есть. Пароль знаете?
- Я все знаю.
- На какую букву имя моего начальника?
- На букву "ха".
- Пароль принят.
Прошли в подсобку.
Максим, в прошлом директор такого же магазинчика в сибирской глубинке. С таким же названием. Два года, он торговал "всякой всячиной" в городке, с населением сорок две тысячи. Сыт работой по горло.
- Что так? - Герман удивлен. - Мало платили?
Гость таинствен и многозначен.
- Так же как и везде. Всем троим поровну.
- Троим? Я думал, таких магазинов с десяток наберется.
- Было три, когда я начинал. Мой прикрыли, твой открыли, столько же осталось.
- А почему прикрыли? - Не окупился?
- При чем здесь это, - Максима  распирало от собственной значимости.
Его коллега не знал и десятой доли того, что знал он.
- Тут вот что…, - гость глянул на часы. - Тебе время закрываться.
- Продолжим у меня дома, здесь недалеко, - Герман не раздумывал, гость располагал к себе.
Уютно расположились в зале, попивая чай с бергамотом.
- Рассказать тебе без подготовки… Не пришлось бы реанимацию вызывать. Как у тебя с сердцем?
- Валяй Максим, буду держать себя в руках.
- ООО "Миссия". Слышал о такой фирме? - начал гость.
- Не приходилось.
- Это мы. - Три магазина с одинаковым ассортиментом в разных городах. В  моем - сорок две тысячи населения, в других - девяносто шесть и сто тридцать, в твоем двести пятнадцать. Чувствуешь размах?
- Не понимаю, - пожал плечами хозяин.
- Поймешь. Расскажу про себя, а ты делай выводы.
Два с половиной года назад, у меня были проблемы с работой. Видишь, двух пальцев нет, - показал руку. Шлифмашинкой отсёк. Тут как с неба - Харитон. Откуда он взялся, никто не знает. Возможности у него большие, деньги мужик не считает. Предложил директорство, я согласился - у меня две невесты растут.
Павильон он возвел за два месяца. Завез товар. Платил хорошо, я жил как американец. Поначалу думал, глупая у него затея, больно товар никчёмный. Потом пошло - поехало. Заметил, если кто-то что-то купил, он, будто привязался к магазину.
Герман вспомнил женщину с монетницей, свое собственное приобретение.
- От покупателей нет отбоя, даже из других мест приезжали. Я радуюсь как ребенок. Понятное дело - при деньгах, и работа спорится. Вдруг чувствую, что-то не то.
- В смысле? - Герман подался к Максиму.
- Как бы это… Будто, воздух вокруг меня загустевает. В душе пустота, утомление. Казалось бы, мне ли жаловаться, баклуши по сути бил…
- Были подозрения?
- Подозрения? Уверенность! Не поверишь, кто покупал "всячинку", так же себя чувствовали. Это я потом, окольными путями узнал.
- К врачу обращался?
- Ничего не нашли.
У Германа учащенно билось сердце. Туман прояснялся, но до полной ясности  было далеко.
- Сам что-нибудь покупал? – вопрос давно просился Герману на язык.
- И не раз.
- Ты  загадал мне загадку с лотами, помнишь? – поинтересовался Герман. - Откуда узнал?
- Через Интернет и код доступа. - Подсмотрел у Харитона, остальное дело техники. Вошел в твою базу данных, списал кое-что. И получился неплохой розыгрыш, признайся.
- Ты говорил, прикрыли твою лавочку…
- Ни с того ни с сего Харитон мне – закрываемся. Отдаю, дескать, помещение в аренду кулинарии. Вот тебе бабушка и юрьев день!
 - Как ты себя чувствовал? – Герман сопоставлял себя с гостем.
- Плохо, ни работать, ни ходить не хочется.
- И что?
- Я только сейчас начал обобщать. А тогда… Болею и болею. Дома ни о чем не говорю, к себе прислушиваюсь. Мелькнула мысль, надо уезжать, жена давно хотела на Ставрополье обосноваться.
И тут, в голове у меня как взорвалось. Уезжать? Отсюда? Где в земле прадеды лежат? Где женился? Где дети родились? Чушь, мол, собачья, и в мыслях такое не держи!
Соображаю, кто-то уже моей головой распоряжается. Я не хозяин себе, другим становлюсь.
- С Харитоном на эту тему говорил?
- Куда там, я держался за свое хлебное место. - Тут грянул гром, и я стал безработным. Магазина нет, Харитон с глаз пропал, а все равно тяжко. Места себе не нахожу, не знаю, чем все закончится: то ли в психушку попаду, то ли кондрашка хватит.
- Дальше.
- Чудом выкрутился. На майские праздники остался один, жена с детьми в гости отправились. Я напился до полусмерти, вызвал такси. Звоню диспетчеру: так мол и так, лыка не вяжу, буду там-то и там-то, в рубашке адрес и деньги. Выручайте.
Очнулся у сестры дома. Потом с семьей переехал к родственникам жены. Дом продали. Вот и все.
- Ловко ты замел следы. - Полегчало?
- В момент прошло! - Догадался: я попал под психотронную атаку, есть такое, то ли пришельцы, то ли наши спецы "ножа и топора" орудуют. Врагу не пожелаю. Я-то ладно, спасся, а другие?
- Ни с кем не делился?
- Нет, только с тобой. 
Герман в раздумье. Максиму легче – он уже обстрелян, а как быть ему, только-только заброшенном на передовую? Где, в какой стороне снайпер?
- Мне-то что делать? - он чувствовал себя разбитым.
- Смотри сам, - Максим своей воли не навязывал, - у тебя та же история. Мой городок маленький, два года работы, и завален безделушками. Туши свет! У тебя история дольше протянется, но тоже к тому дело идет. Учти, не о тебе речь - о людях.
- А у тебя какие планы?
- Поеду к коллегам, надо их из беды выручать. Если не я, то кто! - Максим огорченно вздохнул.
- Думаю, - Герман развивал тему, - Харитона стоит опасаться. - Выяснилось, мы с ним по разные стороны баррикад. Сейчас он ничего не подозревает. Ты с глаз долой - из сердца вон! А я? Как мне быть? Вида не показывать? Ягненком прикинуться?
Как у тебя Максим все начиналось? Тоже со "всячинки"?
Гость довольно засопел.
- Было дело, приглядел я бронзовую ступку с пестиком. Чудная штучка. Не поверишь, как к живому существу отношусь, разговариваю с ней. Что говорю, для тебя сделать?
Добродушно посмеивался.
- Молчит… - Но я-то знаю… Сделал на ней гравировку, расписал цветами, надписями изукрасил. Когда у меня пошли неприятности, избавился от нее.  И от других "подарочков" тоже. А у тебя что?
- Линейка логарифмическая. Освоил, не скажу в совершенстве, на уровне второго курса ВУЗа. Ты может не знаешь… В мое время,  было три модификации: две - на 250 миллиметров, одна - на 150. У больших две модели:  "ласточкино гнездо", и плоская клееная. У меня - плоская. И что интересно…
- Мне это не интересно, - перебил гость, - далек я от этого. Даже техникум в свое время не осилил, обошелся. Пойду, пожалуй, поздно уже.
- В воду меня бросаешь? - Раньше я ничего не знал, сейчас - другое дело, - Герману стало не по себе.
- Предупрежден - значит вооружен! - Выплывешь друг. Будут деньги – заходи, - гость припечатал к столу свою визитку.

6

Знакомая супружеская пара появилась с открытием магазина. Будильник, который женщина приглядела, стоил чуть меньше прежнего. Посетительница удивлена.
- Хорошо, что не больше, - продавец пытался выглядеть бодрячком. - Тогда бы вы отказались от покупки. А так…
На душе у него тем не менее скребли кошки.
- Мы конечно берем. Эдик, иди сюда, я тебе кое-что покажу, - женщина подмигнула Герману.
- Не хочет, – спустя минуту подошла к прилавку. - Перед людьми говорит стыдно. Бумажник в сто раз дороже своего  содержимого. Где это видано!
- Не пустые от меня ухОдите, и то хорошо, - Герман успокаивал скорее себя, чем покупательницу.
Мастерская - дело нужное, Герман к удобствам быстро приспособился, и связал уже треть доспеха. С одной стороны Харитон сделал ему хороший подарок – слесарную мастерскую. С другой… Покупал… на чувствах играл. Знал – от такого трудно отказаться. Когда муж дарит жене цветы без причины, значит - причина есть. Разговор с Максимом, тому подтверждение. Следовало готовиться к встрече с Харитоном. И сказать ему все, что  на душе наболело.
Тот приехал, но Герман опасную тему так не затронул, смелости не хватило.

7

На пульт охранной сигнализации  города пришел сигнал. Выехали на место. Тут же задействовали пожарных – налицо возгорание магазина. Пожар потушили быстро, на соседние помещения огонь перекинуться не успел.
Кто-то раздвинул рольставню во "Всякой всячине", разбил окно, и бросил внутрь бутыль с бензином. Найти поджигателя по "горячим следам" не смогли.
Выяснили: претендентов на это помещение нет, ассортимент товара не допускал и мысли о конкуренции. Владелец магазина как в воду канул. Нашли директора, по совместительству - продавца - Германа Лапникова. Тот, ничего внятного сказать не мог.
 Помещение вернули его владельцу. Тот в отчаянии: сдавал он его окрашенным, а вернулось оно к нему черным от сажи. Не одну машину мусора придется вывезти. Покореженные панели, два десятка ящиков с никому не нужными обугленными предметами – вот и все, что осталось от "Всякой всячины".
- Твоя работа? – как-то позвонил ему Максим.
Герман молчал.
- Твоя, больше некому.  Молодец - нечего сказать! Остановился, значит на этом… Я бы так же сделал… если додумался. Ладно, при случае забегу.
Герману ничего больше и не оставалось, как самому принять решительные меры. Уложил он как-то в сумку литр водки, колбасы, и отправился на городскую свалку. Знал: живут в тех местах люди, обделенные человеческим участием. У которых, не то, что жилья - хлеба порой нет. Склонны люди к спиртному? Не без того. Обидно им, здоровых, внешне крепких мужиков, в отделах кадров предприятий и на дух не переносили. Как же: квартиры нет, семьи нет, специальности  тоже.
К ним и отправился Герман, ныне тоже безработный. Но, в отличии от некоторых, при деньгах: скопил кое-что в свою бытность директором.
Свалка не место - понятие, появился повод лишний раз убедиться в том.
На её территории, полсотни "старателей" выискивали предметы  коммерческой ценности. Банки из-под пива, бутылки, радиоаппаратура, мебель - все шло в дело. Случайные её посетители Германа не интересовали, он хотел найти местных "крейзи".
И вот он у костра пьет водку из роскошной фарфоровой чашки, пущенной по кругу. Без ручки и треснутой. Так он хотел найти нужного человека, и через два часа застолья - нашел. Новоявленные приятели отправились в город продолжать начатое.
- Я почему тебя Федя домой не веду, догадываешься? - пьяно вопрошал собутыльника Герман. – Спроси меня, почему?
- "Позови меня в гости, почему не зовешь? – дурачась, пропел ему бомж.
- Потому, что у меня дома ремонт, - обозначал ситуацию бывший продавец. Ты можешь это понять? Мне самому присесть негде, не то, что кого-то в гости привести. Сам бы мог догадаться. Теперь дошло?
- Нет вопросов. - Причина уважительная, и снимается с повестки дня.
- Наконец-то! Теперь – разное… Есть такое дело Федя…
Хоть и пьян был Герман, а свою мысль до приятеля донес, тот её худо - бедно усвоил. Выяснилось, тот в прошлом старший инженер техотдела, известного в городе предприятия. Сейчас у горемычного, ни кола ни двора. Как вышло так? Долго рассказывать. Так что пословицу: "от тюрьмы и от сумы не зарекайся", он прочувствовал на своей шкуре. 
Задача Федора проста - бросить в магазин бутылку с зажигательной смесью. Стать на время "молодогвардейцем". Представить себе - это школа, а в ней немцы. Получи фашист гранату! Как он все это организует - его дело, не маленький. Зачем? Надо! Главное, не оставить следов, и держать язык за зубами, если не дай бог повяжут. За это он получит…
Федя подумал, что ослышался. Переспросил. Так и есть.
- Нет, Герман, на человека у меня рука не поднимется. Считай, мы с тобой ни о чем не говорили.
- Какой человек, о чем ты? - Здесь самое большее - хулиганка.  Два года условно. Додумался. Ну что, идешь на дело?
- А что так много? - Фальшивки?
- Опять ты не в ту степь. - Понравился ты мне, вот что. У меня денег - куры не клюют. Может такое быть?
- В принципе - может, - согласился Федя.
- И что, я не могу с моим лучшим другом поделиться? - А? Ты мне в этом препятствуешь?
- О чем ты, Герман, у меня и в мыслях такого нет. -Дело хозяйское, - хмельной приятель чувствовал, перечить - себе дороже. Пусть уж как есть…
- То-то!

8

Федя позвонил через неделю.
- Ну что? - задал  вопрос с подтекстом.
- Чистая работа, нечего сказать. - Хвоста нет? - Герман подельником доволен.
- Не маленький.
- Через пятнадцать минут на нашем месте.
Толстый конверт перекочевал в карман приятеля.
- Там чуть больше…
- Что так? – Федя щедростью удивлен.
- Ты не представляешь, какое дело сделал! - Как-нибудь расскажу. Хочу сделать тебе подарок, - Герман держал в руках логарифмическую линейку. Вещь для меня дорогая и знаменательная. Ты не смотри… 
Федор видел, с каким сожалением протягивал  ему линейку погорелец.  Слов нет, дорожил…
Он принял подарок с благоговением.
- Теперь держись тригонометрия!
Герман расставался с линейкой с противоречивым чувством. Первое время ему будет тяжело без неё, привык. Что до Феди, тот этого подарка достоин, вопросов нет. Если бы не он… Кроме того, ему линейка не повредит, Максим говорил…
Для него же она - мина замедленного действия. В любой момент на голову Лапникова мог пролиться смертоносный ливень, немногим лучше рентгеновского излучения.
Премиальные Герман выплатил Феде из своей зарплаты, он продолжал получать ее, как ни в чем не бывало.
Сунул он как-то карточку в банкомат. Просто так. Вот тебе раз! Что это, просчет Харитона? В хлопотах и спешке забыл про него? Может беда с ним стряслась? Хорошо бы…
Жаль, нет теперь у него линейки. Помнится, открывал он задачник по тригонометрии… Другую покупать, не хотел, все внутри восставало против этого. Разве что электроникой моральный ущерб компенсировать… Для привычных математических ассоциаций и душевного равновесия…