Наш новый бог?

Екатерина Щетинина
Мудрые говорят: истинно счастлив тот, кто понял, что он блудный сын. Так как у него уже есть шанс вернуться.
Мы все блудные сыны. Мы заблудили и заблудились – в рыночной экономике. Мы стали ее рабами. Поясню.

С некоторых пор, а именно с конца 80-х прошлого века, нам, советским, подсунули в качестве откровения такую красивую теорию экономики – ЭКОНОМИКС. Авторы – Макконелл и Брю, Нордхаус и т.п. И мы раскрыли рты в благоговении. Да, экономикс стройна, пестрит математикой, цветными графиками равновесия и просто гениально служит своим заказчикам, а именно: «научно» вуалирует сущность мирового капитала и капитализма, который никуда не делся и продолжает стоять и разрастаться на своем главном принципе – прибыль любой ценой, ценой сверхэксплуатации чужого, не своего труда, физической и психической энергии, за счет ограбления слабых – людей, сообществ, стран и регионов.

Меж тем принцип капитализма ничуть не изменился за последние 300 лет да и не мог измениться: «Не обманешь – не продашь. А не продашь – не получишь прибыль».

Рыночные отношения преподносятся экономикс как предел совершенства. Верх достижений разума -  в управлении странами и обеспечении людей всем, что необходимо для счастья. И приводится ярко-убедительный пример США - вот где ешь- не хочу, куски гэмэошного мяса, а также майки и трусы всего по доллару!!!

При этом стыдливо замалчивается мнение тех ученых (включая отца рыночной теории Дж.Гелбрейта), которые обнаружили, что рынок не только не решил проблем человечества, а наоборот – порождает массу растущих отрицательных эффектов (Р.Коуз, Р.Барт и др.). То есть, лишних затрат, трансакций, дисбалансов, болезней во всех смыслах и ущербов.

Так, подсчитано, что если из ВВП развитых стран вычесть сумму ущербов, наносимых окружающей среде их экономикой, то он уполовинится. И это по самым малым меркам.
 
Кто же сейчас гасит эти безмерные всевозможные - как материальные, так и моральные - издержки рынка? Ну конечно, это мы с вами, лохи-потребители, бесправные, не имеющие доступа к средствам производства и к капиталам.

Нас пытаются уверить, что рынок служит потребностям человека и их разнообразию. Как бы не так!  Он, его величество,  не из тех, кто будет СЛУЖИТЬ. Настоящие рыночники, транснациональные корпорации, плюющие на базисный для рынка "закон конкуренции", умело и быстро формируют=делают потребителя под себя, миллионоглоточного клиента, рабски ведомого туда, на рынок, где его обгладывают как козлика под сладкие песни рекламы и прочего промоута типа «Мы продаем не товар, мы продаем надежду!» (на счастье, на успех, на любовь и т.п.).

Человеку заповедано: «Отдай Богу - Богово, а кесарю – кесарево». Кесарево – деньги, налоги,  часть твоего времени.  С появлением рыночных моделей Кесарь стоит во главе рынка – национального и мирового. И отрабатывать дань для него надо. Труд не отменяется для человека ни при каком строе. Но он может быть глубоко и преступно оскорблен - тем, что предлагается за него. Как оскорбляется и труд самой земли по созданию природных ресурсов: их цена смехотворна или равна нулю. Рынок нужен, никто не отрицает, например внешний - служит обмену и общению между странами... Но он должен, как пёс, знать свое место.

Но, увы, Богово мы тоже отдали рынку-кесарю! Сегодня рынок встал на место РЕАЛЬНОГО БОГА. Нас уверили, что он может ВСЁ. А то, что в основе рынка лежит КОРЫСТЬ, мы уже не помним. Мы забыли о том, что первоначально рынок занимал только часть (строго отведенное ему место) от всех общественных отношений, только ЧАСТЬ национального хозяйства!  Неограниченный рынок-бог ненасытен и кровожаден. И этому нет предела.

Мы видим, как постепенно, тихой сапой рынок наложил свой принцип прибыльности на ВСЕ отношения между людьми. Сегодня между обществом и рынком можно поставить знак равенства. Продается де-факто ВСЁ. Мы уже привыкли, что продаются недра и могилы, пруды, дороги и леса, женщины и мужчины, идеи и убеждения, дипломы и должности, кровь, плазма, мозги и сперма. ПРИВЫКЛИ, что продаются оружие и наркотики, брендовые имена-фамилии и любые права. Но это только первые завоевания рыночной экономики. Круг или ассортимент товаров стремительно растет: продаются отдельные органы и целые младенцы, продаются  издательства, репутации и рейтинги. Продаются слова, позиции, улыбки и слезы. Продаются мужья, жёны и дети.

Продаются  тонус, имидж, запах и потенция. Продаются разрешения на выброс СО2,  тюремные сроки и приговоры. Продаются диагнозы, истории болезней и результаты вскрытия.

Продаются партии, голоса электората и телеканалы. Продается время, включая эфирное. Продаются медицина, наука и отпущение грехов. Продаются депутаты, мандаты и майданы. Продаются армии и флоты, команды и клубы, хоккеисты и фигуристы. Продаются победы и поражения. Продаются озера и реки, горы и острова, области, регионы и страны. Продаются различные варианты прошлого и сценарии будущего. Продается то, чего еще нет, например, будущий урожай (фьючерсы), векселя и прочие пустые бумаги, то есть фактически продается воздух, ничто.

Продаются родословные, девственность, груди, попки и пол. Продаются живые люди-рабы. Продается жизнь, наша жизнь. И продается смерть, причем не только в виде эвтаназии. Логическое продолжение этого - продаются наши души…

Что это, мы еще не изучили (некогда!! где уж тут?). Но мы можем видеть ее, души, проявления: это качества, мысли, чувства и поступки. Это любовь и ненависть. И всё это сегодня тоже щедро стимулируется, проплачивается и управляется нашим (мы его уже все приняли???) новым богом - рынком. Богом бессовестным и наглым, богом кровавым. Ведь капитализм и неограниченнй рынок в его американской модели, носящий имена демократии и прочей туфты, НЕ МОГУТ жить без войны. Предварительно доведя человечество до атомарного состояния, рсщепляя любое, самое малое единство - даже двоих.

Так чем же закончится наше изучение ЭКОНОМИКС? Каким графиком?


9.02.15. Неделя о блудном сыне.