Воспоминания из далёкого прошлого

Татьяна Комиссарова
  Всё  ярче  светит   солнышко  и  дни  становятся  длиннее.  Всё  громче  и  веселее  щебечут  птицы  на  деревьях,  радуясь  скорому  приходу  весны. 

  Весной  все  люди  нашей  страны  будут  праздновать  70 - летие  Победы  в  Великой  Отечественной войне  1941 - 1945  годов.  Не  было  бы  этой  Великой  Победы,  не  было  бы  и  нашей  Могучей  Державы.

  Я  родилась  в  послевоенные  годы,  но  хорошо  помню,  как  на  9-ое  мая  надев   парадные  кители  с  заслуженными  орденами  и  медалями,  ветераны  шли  на   центральную  площадь  и  возлагали  цветы  к  памятнику  защитников  нашей  Родины.  Тогда  участников войны  было  больше  и  многие  из  них,  продолжали  трудиться  в  колхозе,  поднимая  разрушенное  годами  войны  сельское   хозяйство.

  В  послевоенные  годы  на  сельских  домах  были  прибиты  красные  звёздочки,  чтобы  все  знали  о  том,  что  в  этом  доме  живёт  участник  войны  или  вдова,  потерявшая  своего  кормильца.

  По  выходным  школьники  вместе  со  своим  учителем  посещали  ветеранов  и  оказывали  им  посильную  помощь.  Девочки  наводили  порядок  в  доме,  а  мальчики  носили  воду  и  кололи  дрова.  Старики  были  рады  ученикам.  Они  рассказывали  детям  о  страшной  войне,   о  тех  славных  воинах,  что  не  вернулись   с  фронта,  или  умерли  от  ран  после  войны.    В  чистеньких  горницах  на  стенах  занимали  почётное  место  фотографии  с  родными  и  близкими  им  людьми.

    Старший  брат  моего  отчима  Виктор  Алексеевич   был  знаком  с  героем  Советского  Союза  Алексеем   Маресьевым.

Дядя   родился   в  г.  Камышине  Волгоградской  области  и  жил  в  одном  дворе  со  знаменитым  лётчиком.  Вместе  играли  в  футбол  и  почти  в  одно  время  ушли  на  войну.  Дядя  Виктор  Алексеевич  был  танкистом,  а  его  друг  детства  и  земляк  лётчиком.  Алексей  Маресьев  вернулся  домой  без  обеих  ног, а  Виктор  горел  в  танке,  остался  жив,  но  ему  ампутировали  ногу.  Спустя  несколько  лет  я  увидела  в  районной  газете  "Ленинское  знамя"  фотографию и  заметку  о  воинах  -  ветеранах    города  Камышина. Среди  участников  войны  на  снимке  был  и  мой  дядя  Виктор  Алексеевич.  Он  сидел  рядом  с  легендарным  лётчиком    Великой  Отечественной  войны  Алексеем  Петровичем  Маресьевым.  В  моей  памяти  о  дяде  запомнился  такой  случай.

  Однажды  летом  к  нам  из  Камышина  в  гости  приехал  дядя.  Мне  тогда  было  лет  пять.  Мужчины  сидели  на  верхних  ступенях  крутой  лестницы  и  пили  пиво.  Видно,  чтобы  было  более  комфортно  наслаждаться  этим  приятным  занятием,  Виктор  Алексеевич  отстегнул  протез  и  поставил  его  рядом  с  собой,  прислонив  к  стенке.

  Я  решила  получше  рассмотреть  искусственную  ногу  дяди.  Занятые  пивом,  братья  не  обращали  на  меня  никакого  внимания.  Осторожно  приблизившись  к  ноге,  я  стала  её  внимательно  рассматривать.  С  верхней  её  части   свисали  ремни,  а  там,  где  нога  заканчивалась  был  нарисован  ботинок.  Видно  я  неловко  повернулась  и  нога с  грохотом   покатилась  вниз.  Видно  разогнавшись  на  ступенях  она  прокатилась  по  земле  и  остановилась  у  забора.  Я  замерла  от  ужаса.  Дядя  Витя  и  отчим  оглянулись  на  шум. 

  - Ничего,  страшного,  Танюшка, - увидев  моё  испуганное  лицо,  утешил   дядя,  - лишь  бы  моя  ноженька  не  пострадала.
 
 Я  со  страхом   посмотрела  вниз,  где  сиротливо  лежала  дядина  нога.

  - Танечка,  спустись  и  принеси  мне  её, - не  то  попросил,  не  то    приказал  дядя. 

  Ослушаться  дядю  я  не  посмела и  осторожно  спустившись  с  крутой  лестницы,   с  опаской  подошла  к  протезу.  Обойдя вокруг  ноги  несколько  раз,  я  ухватилась  за  ремень  и  приволокла  свою  страшную  ношу  к  крыльцу.  Тяжело  вздохнув,  я  потащила  ногу  ногу  наверх. Отчим  протянул  руку  и  ухватив  протез  за  ремни,  помог  его  вытащить.  К  счастью  он  оказался  целым  и  невредимым.  Я  спряталась  в  доме,  чтобы  больше  не  иметь  никаких  дел  с  этим  страшным  для  меня  предметом.

  До  войны  дядя  преподавал  немецкий  язык  в  городской  школе. После  окончания  войны,  он  переехал  жить  в  наше  село.  Спустя  многие  годы   бывшие  ученики  Виктора  Алексеевича  с  уважением,  а  некоторые  с  юмором  вспоминают  своего  учителя.

   Разные  были  ученики в  послевоенной  сельской  школе.  Учились  и  такие,  для  которых  закон был  не  писан.  К  таким  ученикам  относился  и  Генка  Белый.  Кличку  свою  он  видно  получил  за  свои  белокурые  волосы. 

  Отец  Генки  не  вернулся  с  войны.  Мать  поднимала  сына   в  одиночку.                Она  работала  учителем  младших  классов  и  всегда  была  в  курсе  школьных  событий.  Учителя  жаловались  на  плохое  поведение  сына  и  Генке  от  матери    частенько  попадало.

  Как - то на  уроке  немецкого  языка  Генка  решил  поразвлечься.   

  - Виктор  Алексеевич,  разрешите  мне  выйти, - подняв  руку  и  ёрзая  за  партой,  попросил Генка.

  - Выйди,  Геннадий, - разрешил  учитель.
 
  Генка,  сунув  руки в  карманы,  вальяжной  походкой  вышел  за  дверь.  Скоро  он  вернулся  в  класс  и  сел  на  своё  место.  Несколько  минут  Генка  сидел  спокойно.

  -  Разрешите  мне  выйти попить,  Виктор  Алексеевич,  вновь  раздался  голос  Генки, - я  очень  пить  хочу.

  Учитель,  что - то  писал  на  доске.  Не  оборачиваясь  на  голос  Генки,  он  разрешил  непослушному  ученику  выйти  и  утолить  жажду.

  Пробыв  некоторое  время  за  дверью,  Генка  возвратился  в  класс.  Он  победоносно  поглядывал  на  занятых  делом  учеников  и  спустя  несколько  минут  вновь  поднял  руку.

  -  Что  опять,  Геннадий? - Не  скрывая    раздражения,  спросил  преподаватель.

    Невинно  моргая  глазами  Белый  заявил, что  ему  надо  срочно  попить. Слишком  день  сегодня  выдался  жаркий.

  Виктор  Алексеевич  разрешил  ученику   выйти  и спустя  некоторое  время,  вышел  из  класса  следом  за  ним.

  В  коридоре  у окна  стоял   Генка  и  внимательно  наблюдал  за  дравшимися  в  школьном  дворе  кошками.  У  стены  стояла  деревянная  бочка  с  водой.  Рядом  на  табурете   лежал   ковш.  Увидев  учителя,  Генка  подошёл  к  бочке  и  склонившись  над  ней,  не  прибегая  к  помощи  ковша,  стал  пить воду.  Учитель  схватил  Генку  за  шиворот  и  окунул  его  голову  в  бочку  с  водой.

  - Урок  захотел  сорвать,  паршивец, -  говорил  учитель, - всё  никак  не  можешь  напиться.

  Видно  нервы  сдали  у  бывшего  фронтовика  и  он  решил  проучить  нерадивого  ученика.

  - Разрешите  идти  в  класс,  Виктор  Алексеевич, - прерывистым  голосом  попросил  Генка, - я  больше  не  хочу  пить.

  Раздался  звонок  и  из  класса  выбежали  ученики.  Все  с  любопытством  рассматривали  мокрого  и  взъерошенного  задиру  -  Генку,  а  он  красный  от  стыда  вернулся  в  класс  и  молча сел  за  парту. 

  Учитель  сам  рассказал  матери  Геннадия  о  том,  что  произошло  на  уроке.  Вечером  у   неё  был  серьёзный  разговор  с  сыном. 

   Спустя  многие  годы   с  теплом  и  уважением   вспоминал  Геннадий  своего  школьного  учителя.  Участника  страшной  войны,  воспоминания  о  которой  остались  в  нашей  памяти  навсегда.

   Зная  сколько  горя  принесла  Великая  Отечественная  война  и  видя,  что  сейчас  творится  в  Украине, хочется  напомнить  людям,  что  нет  ничего  важнее  человеческой  жизни    и  мира  на  земле. 

              09.  02.  2015г.