Отец, слышишь, рубит...

Наталья Кисялевич
               
             Собрались мы недавно небольшой компанией в путь – дорогу, неспешно выехали на автомашине за город, дорога дальняя, погода пасмурная , неожиданно - почти осенняя, и взгрустнулось беспричинно, и задумка появилась – купить поесть что-нибудь эдакое, сюрпризом вкусным себя порадовать . Едем, вдоль дороги- то там, то тут – мини - базарчики – примитивно – простые прилавочки из подручных деревянных или картонных ящиков или даже табуретов из дому, и продают селяне на них всяческую снедь со своих огородов – помидоры всех сортов- розовые , красные , желтые; перец сладкий скромных, не магазинных размеров, но налитой и светящийся солнечным светом изнутри ; морковку – царицу огородов; огурчики свежие пупырчатые, с желтыми засохшими цветочками на концах -прямо с грядки; нового урожая гладкую ровную, размерами одна в одну, картошечку; всюду ведрами выставлены уродившие в этом году яблоки. Проезжаем несколько километров, пропускаем пару придорожных базарчиков , ищем невесть что, потому как и хочется неизвестно чего, хочется какой-то вкусности и нечаянной радости.

           Вдруг – вот она, нечаянная радость! – видим , что лежат вдоль дороги - арбузы! Притулилась небольшая витринка с ярко-зелёными полосатиками почти на обочине, на устеленной целлофановой пленкой земле, рядом – вдоль дороги,стоит грузовичок импортного производства – передвижной мини-склад с зелено-полосатым товаром, неподалеку , по соседству – торгует помидорами бабуля , позади – небольшое придорожное село, буквально пара улиц , несколько десятков домов. Останавливаемся – я перепрыгиваю лужу от недавно прошедшего дождя, иду к арбузам и сразу, как из под земли, появляется мальчишка лет девяти , на дорогом, нарядном велосипеде Bergamont – навороченном чуде современных технологий с многоступенчатыми передачами, блестящей фарой, крыльями, фонариками и прочими разноцветными выкрутасами. – Вам арбузы? - я молчу, не принимая мальчика всерьез, ищу глазами продавца . – Вам арбузы? – аж подпрыгивает от такой тормознутости потенциального клиента мальчишка. – Да, мне – арбузы, – наконец-то, к радости молодого джентльмена, соображаю я . – Все – по три гривны! – ультиматум юного продавца немного смущает меня, но уж очень уже хочется вкусить прохладной спелой мякоти неимоверно сочных и сладких в это время года ягод-гигантов. – По три так по три. В городе арбузы продают по полторы гривны, на трассе, обычно, чуть дешевле, но напор молодости и отсутствие альтернативы - делают свое дело и я показываю на небольшого симпатичного полосатика: - Вот этот годится !

        Арбуз - небольшой по размеру, чуть вытянутый , и очень аппетитный на вид. – Десять гривен! – безапелляционно заявляет мальчик, моментально взвесивший товар на электронных весах. Велосипед , краса и гордость, лежит в стороне, под охраной трех мальчуганов примерно одного возраста с продавцом арбузов. Достаю кошелек, вынимаю из тугой стопочки десять гривен, но шустрый мальчик ошарашивает: - Двенадцать гривен! – Это с какого переляку объект продажи подорожал на двадцать процентов, потяжелел от вида денег, или слаще стал? – удивляюсь я и немного взбадриваюсь от неожиданного поворота событий. – Я посчитал по два пятьдесят, а арбузы – все- по три гривны! – мальчик тянется к деньгам, как подсолнух к солнцу. Достаю еще пять гривен и протягиваю продавцу. Получаю три гривны сдачи и запоздало начинаю терзаться сомнениями. – Взвесь еще раз, хочу знать , сколько весит это чудо природы. Мальчик недовольно взвешивает арбуз еще раз, на весах , на электронном табло, высвечивается сумма – 11-40. – Интересно, - говорю я, - так одиннадцать сорок, а не двенадцать. – Так округляем,- говорит молодой джентльмен, гордо приподняв подбородок и приняв осанку лорда, - И получается – двенадцать! - и сразу бойко начинает забирать у меня из рук только что отданную мне на сдачу гривну. – Стоп, стоп! – вспоминаю я в уме проведенную товарно – кассовую операцию и озвучиваю свои раздумья вслух. – Даже если округляем до двенадцати, с пятнадцати гривен – три гривны сдачи, а не две! Борьба за гривну идет не шуточная, глаза у мальчика сверкают негодованием и искрятся азартом. Трижды пересчитанные деньги, сведенный дебит-кредит оставляют в моих руках дополнительно гривневую бумажную денежку. – Вообще-то, если быть точными, 11 гривен 40 копеек предполагает еще шестьдесят копеек сдачи, – перехожу я в наступление с отвоеванного в бою плацдарма. Мальчик надувается, пыхтит, недовольно лезет в кабину грузовичка на водительское место и достает жестяную банку со звенящей мелочью . – У вас бензину машина больше сожрет, пока вы стоите, чем стоит эта мелочь, – резонно заявляет представитель племени младого, и как оказывается, действительно незнакомого. Шутка атамана мгновенно подхватывается друзьями и молодые томы сойеры покатываются со смеху и немного театрально корчатся , хватаясь за животы.

         Пожилая женщина, торгующая помидорами по соседству, сочувственно улыбается. Наверное, это не первая товарно-денежная схватка , наблюдаемая ею за этот день. – Чего ты с ними зацепилась? – спрашивают меня мои спутники, когда я , с добытым в бою арбузом и шестьюдесятью копейками сдачи в потном кулачке, усаживаюсь в салон автомобиля. – Шестьдесят копеек – не деньги, мелочь! Оставила бы мальчишкам на прокорм!

         Да, наверное, я погорячилась. Что сейчас купишь на шестьдесят копеек? Ровным счетом – ничего. А мальчишки – работают, не носятся на велосипедах по пустырям , не тусуются по подворотням, не бездельничают, да и к школе нужно много чего прикупить. Что же выбило меня из колеи, к чему я была не готова? Вспомнилось, как пять лет назад на моих глазах женщина-продавец, торгующая с лотка, презрительно выбросила на тротуар мелкие деньги, одно- и двухкопеечные монеты, которыми ей уплатили за товар. И никто не бросился поднимать покатившиеся монетки, никто не удивился её поступку, люди равнодушно проходили мимо, монеты по одной и две копейки не имели в глазах людей никакой ценности. Сейчас , наверное, наступил новый этап – уже шестьдесят копеек перестают иметь вес, округляются людьми до гривны. Понятно, что мой выигранный бой местного значения ничего не изменит в устройстве государственной машины, темпы инфляции не уменьшатся, только настроение подпорчено от узнанной правды о состоянии дел в государстве, ведь на дорогах и проселках – не соврут, как на митингах и в предвыборных речах.

            Купленный арбуз долго ездил с нами в салоне автомобиля по городам и весям, мы съели его, когда история с покупкой немного под забылась. Ярко – красный внутри, с черными блестящими семечками, сочный и сладкий на вкус, арбуз обрадовал нас, мы съели его в один присест, и были благодарны сочности и солнечности лета , которые вобрал он в себя.

          Только тревожат меня иногда воспоминания об этом небольшом , ничего не значащем, эпизоде. Почему-то вспоминается некрасовское описание труда совсем маленького крестьянского мальчика, ярко и красочно данное в поэме « Крестьянские дети» - Отец, слышишь, рубит, а я отвожу, - почему-то звучит отголоском в моих ушах , когда я вспоминаю покупку полосатика, - прошло всего 150 лет, а как кардинально все изменилось! Какое будущее у этих, нынешних, крестьянских детей? Кем они станут? Останутся в своем родном селе, или уедут учиться , зацепятся в городе и никогда не вернутся к родным пенатам? Они вырастут и войдут в силу лет через двадцать, тогда начнется их время, и я , если доживу, буду сильно зависеть от их трудолюбия, их нравственности, их мировоззрения. Может, я просто накручиваю себя, и из мухи делаю слона - кто знает, кто знает…

19.08.2012 г.