Шкурных дел мастер

Владимир Кириленко2
Сам порой не знаешь, когда и с кем сведет тебя судьба в далёких краях?
Чтобы, по жизни правильно выбрать свою колею, нужно пройти большой путь и срок проживания в суровых местах, куда забросит судьба - злодейка?
Откуда мне было знать, что я уеду на Север и буду там браконьерничать:
 - Ловить песцов и соболей, - не ради спортивного интереса?
Честно говорю, вся суть такой романтичной охоты заключалась в том, что тебе молодому, очень хотелось поймать своими руками, на расставленные по распадкам капканы этих драгоценных меховых зверушек.
Специально, я не ходил на лыжах охотиться в 40- градусные морозы, как кадровые охотники?
Мне ловчее было, ловить зверушек по дороге на машине, попутно ставя челюсти капканов, маскируя их под снегом? При этом, заметая следы самого натурального убийства? Поэтому, ужасно было осознавать, что охотниками считалась такая добыча - промыслом?
И, ничего с этим поделать было нельзя, потому что, такое браконьерство, было далеко от нашего воображения? Какой ценой, был добыт этот мех? 
Конечно, мне было жалко их, но глядя как наши шофера ловили этих зверьков, которые ценились, как золото?
Их, пример деловых людей, был просто заразителен? Мне также очень, хотелось поймать, хотя бы одного соболя или белоснежного песца, чтобы унять в себе охотничий азарт?
- Но, не все так просто было?
Поймав первого соболя, меня еще больше подхлестывала такая, не очень гуманная охота? Устанавливал капканы я по распадкам вдоль дороги, по которой возили дизельное топливо. После чего, дня через два, мы возвращаясь по этой дороге домой, и попутно проверяли свои ловушки.
Что попадет в них, забираем замерзших до стекловидного состояния соболей и осторожно, чтобы не отлетели уши или не дай бог – лапы, клали тушки на горячий двигатель, чтобы по-приезду зверек оттаял?
Научившись ловко снимать шкурки, я шел к шкурнику – якуту, который был особым специалистом по выделки шкур любого животного?
Конечно, у старика были свои рецепты на каждую шкуру и своя особая, приготовленная вонючая каша, в которой он не одни сутки, квасил шкуры животных.
Основная его работа, была по выделке шкур оленей, которые забивались на мясо  осенью и отправлялись машинами, или самолетом в Якутск зимой на мясокомбинат. 
Мороженые оленьи туши, сложенные в штабеля у взлетной полосы, никогда никем не охранялись, которые сотни раз были помеченные янтарной мочой местными собаками по всему нижнему ярусу! Который был, для постороннего обывателя, - лишь бесхозным замороженным товаром? Поэтому, шкур у дома старика было навалено много, лежа на снегу ожидая своего часа.
Сногсшибательный запах от его коронной закваски, присутствовал и улавливался любым носом по ветру, - за много километров?

Бывало иногда, на этот запах приходили стаи волков, шныряя ночами по пустынным  заснеженным улицам поселения, ища источник его происхождения?
Часто приходилось местным охотникам, отучать стрельбой из своих ружей, рыскающую голодную стаю, - заходить в поселение, которая наглела с каждым разом?
Так и жили в этом якутском селе люди, принюхавшись к этому запаху?
А когда мы, привозили горючее в это поселение, всегда заходили к шкурнику, чтобы отдать свои шкурки на выделку, - одевая на себя дежурную одежду: - мазутный комбинезон, и замызганную телогрейку, которая специально валялась у нас в кузове, чтобы посещать это специфическое заведение? Иначе, от вони не избавиться быстро?
Я долго, не мог представить себе, как можно жить в таком зловонном месте?
Хотя дом мастера был на отшибе села, но вонь почему то, всегда присутствовала по всей деревни?
До сих пор я вспоминаю и как бы, чувствую этот запах, который напоминает смердящий запах силосной ямы, которую я, не один раз проезжал по трассе – М6, за Рязанью, когда держал путь в сторону Пензы.
Все, кто проезжал через эту химическую километровую завесу, - зажав нос пальцами, стараясь быстро проскакивать это место!? 
- Не дай бог, сломаться в таком месте? Сменить колесо можно!
Но, если произойдет серьезная поломка, то лучше отбуксировать машину в безопасную кислородную зону. Где можно было бы, надышаться полной грудью и восполнить невиновному организму,- недостающее кислородное голодание.
Примерно такой запах и распространял наш безобидный, - шкурных дел мастер? - Незаменимый спец на всю районную округу?
В таком месте: ни зимой, ни летом заблудиться практически в лесных окрестностях
 - было невозможно? По одному запаху, можно было найти дорогу к этому поселению: без компаса, потому что это был, самый отличный ориентир в таежной чаще, который безошибочно выведет тебя к людям!