М . Л. Гликман, Израиль 08.02.2015
Приведенный нами обзор литературы и ее анализ , позволил приблизиться к пониманию места расположения земли Хавила ("Райский берег") и озвучить значение ее полезных ископаемых : "бдолах" – аурипигмент, "камень шоhам" – сердолик (карнеол). Используя результаты этих уточнений, предлагаем новое прочтение перевода некоторых предложений Танаха . Например, перевод 12-ой строки второй главы Книги Бырэйшит в новой записи будет выглядеть так : " И золото той земли хорошее; там аурипигмент и камень сердолик" . Аналогично в Книге Бымидбар ( глава 11 строка 7 ) : " Ман же был похож на семя льна, а вид его , как вид аурипигмента". Во всех остальных случаях , где упоминается " камень шоhам" в переводе рекомендуем читать " камень сердолик".
Камню шоhам ( сердолику ) отведена особая роль при изготовлении одежд Первосвященника. Во Второй Книге Торы ( Шемот – Исход ) сказано: " И возьми два камня шоhам, и вырежь на них имена сынов Израэйлевых: Шесть имен на одном камне и имена шести остальных на другом камне, по порядку рождения их . Работою резчика на камне , резьбою печати вырежь на обоих камнях имена сынов Исраэйля…" ( глава 28, строк и 9 – 11 . Перевод Д. Йосифона). Понятно , что речь идет о 12 сыновьях Якова- Исраэйля , а порядок их рождения четко оговорен в Торе, в Книге Бырэйшит ( в главе 29, строки 32 – 35 и в главе 30, строки 1 – 24). Последним родился Биньямин . Упомянутые камни- это камни эфода, точнее камни на его пряжках , которые расположены на левом и правом плече Первосвященника. Далее по тексту, 20-ая строка ( 28 главы Книги Исход ) сообщает нам о среднем камне четвертого столбца наперсника судного( хошена) - камне шоhам , на котором также должна быть " резьба печатная" , но на этот раз имени только одного из двенадцати колен Исраэйля.
"Резьбою печати на камнях , резьба печатная" в современной литературе такое действие обозначается словом - глиптика ( от греческого glypho – " выдалбливать вырезывать ( на камне, дереве и т.п.)", см. А.Д.Вейсман . Греческо-русский словарть.1899, стр.274 ).
Многочисленные коллекции примеров глиптики древнего мира собраны в Британском музее, в Лувре, в музее Берлина, в Эрмитаже и Музее изобразительного искусства им. А.С. Пушкина , в Нью-Йорке , в Каире и др., а также в частных коллекциях (О. Неверов, 1994; B.Teissier, 1984; D. Collon, 1990; Daphna Ben – Tor, 1993; Mit Sieben Siegeln versehen , 1997 и др. ).Месопотамия обогатила археологов цилиндрическими печатями , Хараппская цивилизация подарила миру квадратные печати с неразгаданной письменностью , а в древнем Египте текст вырезали на брюшке скарабея из камня – и амулет , и печать.
Тематика рисунков самая разнообразная и предназначение многоплановое: царская печать , подтверждение личности купца в торговых сделках , как талисман или как карта звездного неба в дальнюю дорогу ( см. статью А.А. Тюняева " Древние печати как древние карты" ,2013 ) , и возможно, просто как украшение. В Британском музее в Лондоне висит картина , на которой изображена Enid Layard , украсившая себя ожерельем, браслетом и серьгами из цилиндрических печатей ( автор картины– Vincente Palmaroli y Gonzales , ХIX век).
Материал для глиптики - это набор различных камней , стекло , фаянс, ракушки, кость , металлы и др. . Интересный анализ провел R.- B. Wartke (1977), изучая материаловедение резьбы по камню. Автор доказал, что мастера этой области прикладного искусства начиная с 4 тысячелетия до н.э. переходили от мягких пород камней все к более твердым. Первоначально это были камни, занимающие по шкале Мооса от 1 до 3 степеней твердости: кальцит, мрамор, гипс, алебастр, серпентин, стеатит, ракушки . Довольно рано стали использовать ляпис – лазурь ( твердость 5.5-6 ). В Месопотамии, в Старовавилонское время (ХХ – ХУII века до н.э.), Касситский период встречаются в основном те же материалы, но со второго тысячелетия до н.э. список расширяется за счет гематита, агата, халцедона, карнеола ( сердолика), аметиста, оникса, горного хрусталя. Твердые разновидности микрокристаллического кварца ( по шкале Мооса = 7) стали преобладать начиная с первого тысячелетия до н.э., в новоассирийское , Нововавилонское время и в Иране -во времена династии Ахемединов ( 550-330 до н.э. ).
Сердолик ( карнеол) для изготовления печатей стали применять в Митаннии с 1450 гг. до н.э. , в Касситском царстве с 1300 -1200 гг. до н.э., и далее в новоассирийское время ( 9-8 века до н.э.) ( B. Teissier, 1984). D. Collon ( 1990 ), изучив собрании цилиндрических печатей Ближнего Востока в Британском музее, пишет , что печати из карнеола и в Сирии, и в Ассирии, и в Касситском Вавилоне впервые появились в период с 1500 до 1200 годы до н.э. В коллекции The Morgan Library & Museum, насчитывающей 1157 печатей, только единичные вырезаны из карнеола и сарда: печати за номерами 607 и 609 относятся к Средне-Ассирийскому периоду, который начинается с 1400 года до н.э., печати 747 и 773 из Нововавилонского времени ( 1000-539 до н.э.).
В Египте карнеол находили в Восточной пустыне и в Нубии и использовали уже в Додинастический период для изготовления амулетов ( Боб Бриер ," Древнеегипетская магия", М.,2000 ; C. Andrews, 1990, 1994). Печати из карнеола в форме жука - скарабея появились во времена Нового царства ( с 1550 года до н.э.) (Dafna Ben- Tor,1993; C. Andrews, 1990 ).
Всевышний призвал мастера Бецалеля и его подручных изготовить одежды Первосвященника. " Смотри – призвал Я Бецалеля, сына Ури….наполнил его Божественным Духом …. И талантом …резать камни… " ( Тора, Книга Вторая , глава 31, строки 2-5 .) В том числе, резать и камень шоhам - сердолик, который принесли вожди .
Технические возможности и технологические приемы работы с сердоликом, согласно оценке археологов , сформировались не ранее 1500 -1450 г. до н.э..
Написано в Первой Книге Мелахим ( глава 6, стоки 1 -2) : " И было, в четыреста восьмидесятом году после исхода сынов Израэйлевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломона ….. начал строить Храм Всевышнему".
Расчет, основанный на этих данных и приведенный в литературе, указывает на время Исхода 1441-1446 гг. Получается, что время, когда мастера – ремесленники научились вырезать имена на камне шоhам – сердолике, совпадает со временем Исхода. Но это косвенное доказательство .
Древние мастера Индской цивилизации дали миру технику щелочного травления надписей, рисунков на сердолике. Помимо этого метода в мире поделок существует и способ кислотного травления камней, содержащих кремний , который чаще применяется для травления стекла или изделий из него . В основе данного способа лежит использование плавиковой кислоты (HF, фтористая кислота). Технически исполнить очень просто. Пластинка сердолика покрывается тонким слоем воска . Затем заостренной палочкой вырезается ( выцарапывается ) в этом покрытии рисунок, слово . Наносится паста , содержащая кислоту (" Armour Etch, glass etching cream" или аналогичная под другим названием) . Через 20 минут можно все смыть и очистить камень от воска . Травление свершилось. Нанесенная тонкой полоской, паста напоминает червячка, но то, что это библейский "шамир" еще не доказано. К слову, Египет богат запасами флюорита (синонимы: плавиковый шпат , фтористый кальций).
В заключение, напомним, что "идея становится силой, когда ею овладевают массы". Так новые переводы "гад белый - белый лен", " бдолах – аурипигмент " и " камень шоhам - сердолик(карнеол) " ждут свое признание.