Камень шоhам из земли Хавила. Вместо эпилога

Моиси Гликман
М . Л. Гликман,   Израиль                08.02.2015

    Приведенный нами обзор  литературы  и ее анализ , позволил  приблизиться к пониманию   места расположения  земли Хавила  ("Райский берег")  и озвучить значение ее полезных ископаемых :  "бдолах" – аурипигмент, "камень шоhам" – сердолик (карнеол).   Используя  результаты   этих  уточнений,  предлагаем  новое   прочтение перевода  некоторых   предложений    Танаха  .  Например, перевод   12-ой строки   второй главы  Книги Бырэйшит  в  новой  записи будет  выглядеть   так  : " И  золото той земли   хорошее;  там аурипигмент и камень сердолик" .  Аналогично  в  Книге  Бымидбар ( глава 11 строка 7 ) : " Ман же был похож  на  семя льна, а  вид его , как  вид   аурипигмента".  Во всех остальных случаях , где  упоминается   " камень   шоhам"      в переводе   рекомендуем   читать     "  камень  сердолик".
 
     Камню шоhам (  сердолику )   отведена особая роль при изготовлении одежд Первосвященника.   Во Второй Книге Торы  ( Шемот – Исход ) сказано: " И возьми два камня шоhам, и вырежь на них имена сынов  Израэйлевых:  Шесть имен на одном  камне и имена  шести остальных на другом камне, по порядку рождения  их . Работою резчика на камне , резьбою печати вырежь на обоих камнях  имена сынов Исраэйля…" ( глава 28, строк и  9 – 11 . Перевод  Д. Йосифона).  Понятно , что речь идет о 12 сыновьях Якова- Исраэйля  , а порядок их рождения четко оговорен в  Торе, в  Книге Бырэйшит  ( в главе   29,  строки  32 – 35   и  в  главе   30, строки  1 – 24). Последним родился Биньямин .  Упомянутые    камни- это камни   эфода,  точнее камни на  его пряжках  , которые  расположены   на левом и правом плече Первосвященника.  Далее по тексту,   20-ая   строка   (  28  главы Книги Исход ) сообщает нам  о среднем камне четвертого столбца  наперсника судного( хошена)  - камне  шоhам , на котором  также   должна быть " резьба печатная" , но на этот раз   имени   только одного  из двенадцати колен   Исраэйля.
   
     "Резьбою печати  на камнях , резьба печатная"   в современной литературе   такое действие обозначается словом  -  глиптика ( от греческого  glypho – " выдалбливать вырезывать  ( на камне, дереве и т.п.)", см.  А.Д.Вейсман . Греческо-русский словарть.1899, стр.274  ).
 
  Многочисленные коллекции примеров глиптики древнего мира собраны  в Британском музее, в Лувре, в   музее Берлина,  в  Эрмитаже и  Музее изобразительного искусства  им. А.С. Пушкина , в Нью-Йорке , в Каире и др., а также в частных коллекциях (О. Неверов,  1994; B.Teissier, 1984; D. Collon, 1990; Daphna Ben – Tor, 1993;  Mit Sieben Siegeln versehen ,  1997  и др. ).Месопотамия  обогатила археологов  цилиндрическими  печатями  , Хараппская цивилизация подарила миру квадратные  печати с неразгаданной письменностью  , а в древнем  Египте  текст вырезали   на брюшке скарабея из камня  – и амулет , и печать.
 
       Тематика рисунков самая разнообразная  и   предназначение  многоплановое:   царская печать ,   подтверждение личности купца в торговых сделках , как талисман или  как карта звездного неба в дальнюю дорогу  ( см. статью  А.А. Тюняева  " Древние печати как древние карты" ,2013 ) , и  возможно, просто как украшение. В  Британском музее в Лондоне  висит  картина  , на  которой изображена  Enid Layard , украсившая себя  ожерельем, браслетом и  серьгами из цилиндрических печатей ( автор  картины– Vincente Palmaroli y Gonzales ,  ХIX век).

      Материал  для  глиптики   -  это   набор  различных  камней ,   стекло , фаянс,  ракушки, кость , металлы и др. . Интересный   анализ провел R.- B. Wartke (1977), изучая материаловедение   резьбы по камню.   Автор   доказал, что мастера   этой области прикладного искусства   начиная  с  4 тысячелетия до н.э. переходили от мягких пород камней все к более твердым.  Первоначально это были   камни, занимающие по шкале Мооса  от 1 до  3 степеней твердости: кальцит,  мрамор,  гипс,  алебастр,  серпентин, стеатит, ракушки .  Довольно рано стали использовать ляпис – лазурь             ( твердость  5.5-6 ). В Месопотамии, в  Старовавилонское  время  (ХХ – ХУII века до н.э.), Касситский период   встречаются в основном те же материалы, но со второго тысячелетия до н.э. список расширяется  за счет   гематита, агата, халцедона,  карнеола  ( сердолика),  аметиста,  оникса,  горного хрусталя. Твердые разновидности микрокристаллического кварца  ( по шкале Мооса  =  7) стали преобладать  начиная с первого тысячелетия  до н.э., в новоассирийское , Нововавилонское  время   и  в Иране  -во  времена   династии Ахемединов (  550-330 до н.э. ).

     Сердолик  ( карнеол)  для изготовления печатей  стали применять  в  Митаннии  с   1450 гг. до н.э. , в Касситском  царстве   с  1300  -1200 гг.  до н.э.,  и далее в       новоассирийское   время ( 9-8 века до н.э.) (   B. Teissier, 1984).  D. Collon ( 1990 ),  изучив   собрании цилиндрических  печатей  Ближнего Востока в Британском музее, пишет  , что  печати  из карнеола   и в Сирии, и в Ассирии, и в  Касситском  Вавилоне впервые   появились  в период   с  1500 до 1200  годы до н.э. В коллекции  The Morgan Library & Museum,  насчитывающей 1157 печатей, только единичные вырезаны из карнеола и сарда: печати  за номерами   607 и 609 относятся к Средне-Ассирийскому периоду, который начинается с 1400 года до н.э., печати  747 и 773 из  Нововавилонского  времени ( 1000-539 до н.э.).

     В  Египте  карнеол  находили в  Восточной пустыне и в  Нубии  и  использовали   уже в  Додинастический период  для изготовления амулетов  (  Боб Бриер ," Древнеегипетская магия", М.,2000 ;  C. Andrews,  1990,  1994). Печати из карнеола   в форме  жука - скарабея   появились    во    времена   Нового   царства (  с 1550 года   до н.э.) (Dafna Ben- Tor,1993; C. Andrews, 1990 ).
 
     Всевышний   призвал мастера Бецалеля  и его подручных   изготовить одежды  Первосвященника. " Смотри – призвал  Я  Бецалеля, сына Ури….наполнил  его Божественным  Духом …. И талантом …резать камни… " ( Тора, Книга Вторая , глава 31, строки 2-5 .)  В том числе,   резать  и  камень шоhам -  сердолик,   который принесли вожди .
 
      Технические возможности и технологические приемы работы с сердоликом, согласно  оценке   археологов ,   сформировались  не ранее  1500 -1450  г.   до н.э..
     Написано  в Первой Книге Мелахим (  глава  6, стоки 1  -2) : "  И было, в четыреста восьмидесятом году после  исхода   сынов Израэйлевых из земли Египетской, в четвертый год  царствования Соломона ….. начал строить Храм Всевышнему".
      Расчет,  основанный на этих данных и приведенный в литературе,  указывает на время   Исхода    1441-1446 гг.  Получается, что  время,  когда мастера – ремесленники    научились вырезать имена на камне  шоhам – сердолике,  совпадает  со временем   Исхода.  Но это  косвенное доказательство .

     Древние мастера  Индской  цивилизации  дали миру  технику щелочного травления надписей, рисунков на сердолике. Помимо этого метода  в мире поделок  существует   и способ  кислотного  травления   камней, содержащих  кремний , который  чаще применяется для травления  стекла  или изделий  из него   . В основе данного способа лежит использование  плавиковой кислоты  (HF,  фтористая кислота).   Технически  исполнить  очень  просто.    Пластинка   сердолика   покрывается  тонким слоем воска .   Затем  заостренной  палочкой  вырезается ( выцарапывается ) в этом покрытии   рисунок, слово . Наносится  паста , содержащая  кислоту (" Armour Etch, glass  etching cream" или  аналогичная под другим названием)  . Через 20 минут  можно все смыть и очистить  камень от воска . Травление свершилось.  Нанесенная тонкой полоской,  паста напоминает червячка, но то, что  это  библейский  "шамир" еще не доказано.   К слову, Египет  богат   запасами   флюорита (синонимы: плавиковый   шпат , фтористый  кальций).

    В  заключение, напомним, что "идея становится силой, когда ею овладевают  массы". Так  новые переводы  "гад белый  - белый лен",   " бдолах – аурипигмент "  и " камень шоhам  - сердолик(карнеол) "  ждут свое признание.