Валезанская легенда о Святом Антонине

Ирина Салимова
В XV веке у подножья альпажа Манделон в долине Валь Де Дис в далёком-далёком майене (le mayen – альпийская усадьба) жил человек по имени Антонин.
Говорили, что Антонин знает Святое Писание так же хорошо, как доктор или даже лучше.

В те времена не было ещё собора в деревне Эреманс, и все прихожане долины ходили в старую церковь города Ве, построенную в XI веке на живописном утёсе.

Однажды в воскресенье Антонин пришёл на мессу и подошёл к священнику поздороваться. Кюре, прекрасно зная, что это за человек, сказал:
– Я желал бы чаще видеть Вас в церкви.
– Хорошо, – ответил тот, – хоть я стал старым и ноги мои ходят плохо, я постараюсь.

В это время в окно заглянуло солнце и стало жарко. Антонин снял свой камзол, повесил его на луч солнца и предложил кюре:
– Сними твою сутану и повесь рядом с моей одеждой.
Увидев это, кюре ответил:
– Антонин, ты можешь больше не ходить не мессы, теперь я вижу, что ты намного святее меня.

Антонин жил с женой и двумя детьми, вдали от народа, никогда не общаясь с подобными себе. Сегодня его назвали бы анархистом или протестантом. В те времена его считали колдуном, поговаривая:
– Это подозрительно. Нам приходится объединяться, чтобы противостоять стихии, вместе молиться, просить Господа-Бога нас защитить, в то время как Антонин живёт со своей семьёй вдали от людей и даже пропускает воскресные мессы в церкви. Мы вместе обращаемся к Богу и сокрушаемся, что он жесток с нами, а тот умудряется справляться в одиночку. Это невероятно.

Многие верили, что Антонин дружит с Нечистой Силой, и избегали разговора при случайной встрече с ним.

Жена Мария, добрая и приятная, занималась хозяйством и воспитывала двоих детей с верой в Бога и в безмолвном уважении. В их майене было три домика: один для семьи и животных (le grange-;curie), другой для сена (le raccard), третий для хранения продуктов и зерна (le grenier). Всё это было сложено из солидных брёвен и приходилось осматривать ежедневно, так как в холодные зимние ночи случалось, что медведь подходил к хлеву и проверял надёжность двери. Один из этих плантиградов ( plantigrade - плоскоступающее животное) дорого заплатил за посягательство. Антонин приготовил для него механическую игрушку, от которой тот заснул навеки. Голова была разбита камнем весом в 50 килограмм, а его туша разнообразила меню семейства.
Загадочный Антонин подпитывал сплетни и часто был предметом для разговора.

Другая легенда рассказывает, что священник новой церкви в Эремансе, был там один неугомонный, озаботился о своём прихожанине и почувствовал ответственность за спасение его души. Однажды он просил своего помощника приготовить мула для визита в майен.

…Это был славный денёк в начале мая. Вслед за приходским служкой верхом на своём кривоногом тихоходе кюре взбирался по крутой тропинке. Кое-где ещё лежал снег, но уже зацветали первые цветочки мать-и-мачехи и птицы строили гнёзда.
Вокруг жилища Антонина царила тишина неописуемая. Пока мул, облегчившись от веса своего наездника, щипал обледенелые зелёные травинки, кюре позвал:
– Ты здесь, Антонин?

Тот появился через несколько мгновений и попросил тишины, приложив палец ко рту:
– Подождите немного, мы молимся.
Антонин исчез, а кюре попутал бес и он, тихонечко ступая, прокрался за угол шале и увидел необыкновенное зрелище.
Под навесом скалы вся семья Антонина молилась, стоя на коленях в полном отрешении. Мария возносила молитвы, а остальные ей вторили. Кюре навострил уши, но услышал лишь обрывки фраз. Сцена была трогательная до слёз.

– Мы закончили, – сказал Антонин возвращаясь.
– Извини меня, если я был бестактен, – сказал кюре, – ваша молитва меня тронула. Бог, должно быть, очень вами доволен.
– Это мы довольны Богом…
Неловкая тишина повисла в воздухе.
Весеннее солнце поднялось ещё чуть выше. Кюре продолжил:
– Я поднялся сюда, чтобы увидеть тебя и твою семью.
– Мило…
Опять тишина… Чувства перехватили дыхание, и кюре едва нашёл какие-то банальные слова: задал вопросы о здоровье семьи, о скотине и ещё о чём-то. Антонин отвечал с доброй улыбкой.
– Пусть Бог остаётся с вами, – сказал кюре удаляясь.
Его служка напомнил:
– Месьё Кюре, а что Вы привезли с собой в мешке?
– Да правда! Я привёз тебе немного церковного вина.
– Вина? Но я же не читаю мессы.
– Не важно. Это хороший мускат, выпьете его, вспоминая обо мне…
Антонин пошёл ставить бутылку к распятию и вернулся с несколькими угольками в руках:
– В память о Вашем визите сюда, возьмите эти угольки можжевельника. Почувствуйте их аромат, это лучше, чем ладан. Положите их на алтарь, когда будете читать мессу, вспоминайте обо мне. И пусть Бог Вас хранит, Месьё Кюре!..

На обратном пути, кюре переворошил карман своей сутаны в поисках клубенька гвоздики, который он любил пожевать. Вместе со своей маленькой забавой, вытащил кусочек угля, посмотрел на него, понюхал и подумал, что его запах не имеет ничего общего с ладаном. Он оставил один уголёк в качестве сувенира об Антонине и выбросил все остальные.

После мессы на следующее утро кюре полез в свой глубокий карман за любимым кусочком гвоздики. И наткнулся на маленький комок величиной с орех, который засверкал в его ладонях. Бог мой! Как он сверкал! Удивлённый и возбуждённый, священник не мог поверить своим глазам. Он посмотрел подозрительно на странную находку, посмотрел со всех сторон внимательно и закричал:
– Но это же золото! Уголёк Антонина превратился в золото! Зачем же я выбросил все остальные угольки! Ах!
Не решаюсь повторить ругательство святоши.

Неугомонному кюре понадобилось немало времени, чтобы оправиться от нервной дрожи, сковавшей льдом его душу, и от угрызений совести.

Странный и прекрасный Антонин!

Рассказывают ещё, что однажды этот отшельник взял палку у монаха капуцина, навещающего его, и повесил её на солнечный луч.

Нам следует всё-таки усомниться в некоторых рассказах, потому что настоящие святые никогда не кичатся.
Легенда рассказывает, что Антонин умер и был похоронен там наверху в майене. Через много лет при строительстве дороги в этом регионе, нашли несколько человеческих костей возле руин дома. Кто-то сказал, что это был дом Антонина, умершего во время чумы… Но никому не пришла идея собрать остальные кости.
Эти истории про Антонина в валезанских деревнях до сих пор переходят из уст в уста.

Написала по мотивам валезанских легенд Ирина Салимова. Февраль 2015