Здоровая инициатива или? Мини-мемуары

Вера Никонина
Навеяно миниатюрой В. Звонаревой
http://www.proza.ru/2012/09/03/1265 и отзывами на нее

В нашем небольшом поселке, насчитывающим в 80-е годы прошлого века не более десятка домов, практически все жители знали друг друга или хотя бы слышали о самых важных событиях в жизни каждого из них. Известно, например, было, что когда-то вполне благополучная Алина, оставшись после развода с двумя детьми, безуспешно пыталась выстроить новую семью сначала с одним кандидатом на роль мужа, затем – с другим, потом – и с третьим. Результатом этих усилий стало появление в нашем поселке многодетной матери-одиночки. Детей уже было пятеро, очередной муж тоже имелся, но уже неизвестно, который по счету и, конечно, не официальный.

Государство в тот период времени брало на себя часть забот об одиноких матерях, но жилось Алине, безусловно, нелегко. А тут началась эпоха всеобщего дефицита, и в поселке были введены талоны на многие продукты питания, табачные и водочные изделия. Давали по талону каждого вида на человека, включая детей.

Не знаю, у многих ли жителей поселка это нововведение вызвало повышенный интерес к Алине, но Таечка, с которой Алина когда-то работала в одной лаборатории, вскоре записалась в приятельницы одинокой мамаши. При этом Таечка была семейственна, хозяйственна, за мужем и ребенком ухаживала самозабвенно. Что же объединило теперь этих столь разных женщин?

Таечка наладила обмен талонами. Поскольку ни она сама, ни ее муж не курили, не злоупотребляли спиртным, Таечка легко расставалась с талонами на табак и водку, получая от Алины взамен талоны на мясо. Своей прагматичностью она гордилась и даже хвасталась, нисколько не смущаясь, что лишала этим обменом детей Алины так необходимой в юном возрасте белковой пищи. Зато для очередного мужа Алины создавались весьма благоприятные условия, учитывая, что вокруг одинокой матери крутились крайне сомнительные личности.

Вызвал ли этот поступок Таечки хоть какой-то общественный резонанс в поселке? Увы, нет. В начавшуюся эпоху перестройки и гласности люди, как мне кажется, все чаще убеждали себя, что давать какую-либо оценку поступкам ближних не стоит. «Не судите, да не судимы будете», как говорится. Вот и можно было сделать вывод, что Таечка просто проявила здоровую инициативу, а не пошла на сделку с совестью…