Олимпийские круизы - 1980

Вячеслав Кисляков 2
       Европейские круизы.

       Европейские круизы моряки ММП стали выполнять с 1976 года, после того как  пассажирский флот Мурманского морского пароходства начал пополняться  судами типа «Мария Ермолова».  Теплоход «Мария Ермолова» и стал первым судном, которое было передано в аренду Эстонскому морскому пароходству для работы на регулярной линии Таллинн – Хельсинки. В следующем году «Марию Ермолову» сдали в аренду английской туристической фирме «СТС», которая арендовала судно в течение пяти лет. Пытались сдать в аренду и теплоход «Аллу Тарасову», но эстонцы через полгода от нее отказались, так как капитан и многие другие лица командного состава практически не владели английским языком, а сам  капитан Котомкин Павел Алексеевич, не очень-то и стремился работать вдали от Мурманска. С получением в 1978 году в состав ММП последней «сестры» - «Клавдии Еланской», ее экипажу предстояло осваивать заграничное плавание. Так и работали мы все 80-тые годы: «Алла Тарасова» на местных линиях, где также трудились «Вацлав Воровский» и «Канин».  «Мария Ермолова» и «Клавдия Еланская»  большую часть времени работали на круизных перевозках по Европе и выполняли кубинские рейсы. Только  2-3 месяца в году эти два судна находились в Мурманске – на ремонтах и на подменах других судов, когда те становились в ремонт.

       Руководил пассажирским флотом очень долгое время Коган Семен Александрович, тираспольский  еврей, но проработавший большую часть своей жизни в Мурманске.

       Коган С.А. получив в Одессе специальность инженера-эксплуатационника водного транспорта,  а с 1954 года начал работать в Мурманском морском пароходстве. С 1957 года Семен Александрович возглавил в ММП пассажирскую службу, где и проработал почти 30 лет. Он был назначен на этот сложный и ответственный участок работы, как один из лучших специалистов эксплуатационников ММП, обладающим высокоразвитым чувством ответственности  за порученное дело. В то время в состав пассажирского флота ММП, входили не только крупные пассажирские суда, но и различные катера портового флота, в том числе и суда на подводных крыльях. В  ведении Когана С.А. находились все портовые пункты Кольского полуострова. В пятидесятые годы, с развитием Западного берега Кольского залива, Коган С.А. принял активное участие в организации пассажирского движения по Кольскому заливу. В этот период было также очень много трудностей с обеспечением перевозок на пассажирских линиях Кольского полуострова. Пассажирского флота на бассейне не хватало. Все суда были довольно старые, часто выходили из строя. Расписание движения на линиях не выдерживалось. Все это вызывало многочисленные жалобы населения и серьезные нарекания областных  руководящих органов. Тем не менее, автодорог на побережье не было, а пассажирский флот ММП являлся единственным видом транспорта для перевозки людей и грузов в портопункты и воинские части на побережье Кольского полуострова.

       На основе глубокого  анализа корреспонденции пассажиров и грузопотоков, с учетом сложных  навигационных условий плавания и рейдового обслуживания, Коган С.А. разработал и внедрил принципиально новую схему построения пассажирских линий. При этом значительно увеличилась провозоспособность пассажирских судов, сократилось время нахождения пассажиров в пути, увеличилась частота обслуживания основных портопунктов, а главное - сократилось количество нарушений расписаний движения судов из-за непогоды. Выполнение предусмотренных расписанием рейсов стало законом. А за выполнение всех рейсов по расписанию экипажам судов стали выплачивать премии.

       Семен Александрович активно содействовал проектированию и строительству морского вокзала в Североморске. Большая его заслуга была и в развитии морского туризма на Севере. Им были разработаны и внедрены многие маршруты туристических рейсов, которые пользовались огромным интересом и популярностью у жителей не только Кольского полуострова, но и всей нашей страны. Это, прежде всего, Арктический и Соловецкий круизы. В арктическом круизе пассажиры-туристы могли побывать не только на Диксоне, Дудинке, Игарке и острове Вайгач, но и на островах архипелага Земли Франца Иосифа, а также посетить на Шпицбергене советские полярные рудники Баренцбург и Пирамида. Много Семен Александрович  уделял внимания и развитию культурного и  качественного обслуживания пассажиров. Под его руководством за сравнительно короткое время были  освоены и успешно внедрены перевозки советских и иностранных туристов в заграничном плавании. В период проведения Олимпиады-80 им были организованы круизные рейсы по доставке советских иностранных туристов в Ленинград и Таллин, где проводилась олимпийская регата. Эти рейсы получили высокую оценку иностранных туристов и заслужили хорошие отзывы.

       В Кольском заливе работали пассажирские катера, которые базировались в районе морского вокзала и ежедневно доставляли пассажиров, небольшие грузы и почту на западный берег залива. Катера принадлежали портовому флоту, который курировало ММП.  Коган С.А. многое делал для обеспечения портового флота новыми пассажирскими катерами для местных и пригородных линий, в том числе и катеров на подводных крыльях типа «Комета». Сделал Семен Александрович для развития пассажирских перевозок на Севере достаточно много, но выйдя на пенсию, с началом перестроечных времен, он, как истинный еврей, вскоре  очутился на своей «исторической родине»  - в Израиле. А уже оттуда, слал в пароходство слезные письма, чтобы ему разрешили обслуживать в Хайфе, заходящие туда пассажирские и грузовые суда ММП. Жив ли он сейчас и где находится – не знаю. Но у меня о нем остались самые хорошие воспоминания. В общем, Семен Александрович был неплохим человеком.

       1980-й для меня стал первым полным годом моей новой работы. Это событие было волнительным, а тут ещё нагрянула первая в России летняя Олимпиада.

      Ленинград стал олимпийским городом. Кроме Москвы, соревнования проходили в Ленинграде, Таллине, Киеве и Минске. Таллинские власти «подсуетились» больше всех и им досталась парусная регата, все олимпийские соревнования по парусному спорту, с церемонией награждения победителей на месте. Ленинградские власти оказались менее расторопными и получили только предварительные игры и четвертьфиналы футбольного турнира.

      Важным политическим обстоятельством было то, что в своё время генеральный скретарь коммунистической партии Советского Союза Никита Хрущёв официально заявил, что в 1980 году советский народ будет жить при коммунизме, когда "от каждого по способностям и каждому по потребностям", другими словами в обществе изобилия и всеобщего равенства и счастья. Таким образом 1980 год стал экзаменационным годом для всей правящей коммунистической партии, а приехавшие на олимпиаду иностранцы - экзаменаторами. Посему партийные функционеры готовы были в лепёшку расшибиться, но провести олимпиаду на высшем уровне.

       В олимпийском городе Ленинграде навели образцовый порядок. Исчезли с глаз долой все "антисоциальные элементы", в том числе и легендарные ленинградские гопники, которых до этого никто не мог приструнить, даже Сталин. Потёртые, пьяные, шумные и весьма колоритные личности в компании развязных, причудливо одетых дам, уже не топтались в подворотнях и не тёрлись возле рюмочных.

       В дни Олимпиады автомобилям очень трудно было проехать в центр города. Невский проспект, мосты через Неву были непривычно пустыми. Запомнилось обилие флагов, транспарантов, плакатов и прекрасная, солнечная погода, что для Ленинграда большая редкость.

       Впрочем, об Олимпиаде 1980 уже написано предостаточно, добавлю лишь интересные, малоизвестные подробности событий, как забавных так и трагических, свидетелем которых мне довелось стать.
 
       11 июля 1980 года в 16 часов  теплоход «Клавдия Еланская» отошел от главного пирса морского вокзала Мурманска в свой первый олимпийский круиз, имея на борту 177 пассажиров-туристов из разных уголков великого Советского Союза. Маршрут круиза проходил по маршруту Мурманск – Шпицберген (поселки Пирамида и Баренцбург) – Берген – Осло – Копенгаген – Рене (остров Борнхольм) – Стокгольм – Хельсинки – Ленинград. Сюда, в северную столицу Октябрьской революции, мы и должны были доставить своих туристов, которые должны были присутствовать на олимпийских стадионах в мероприятиях «Олимпиады -80».   Переход из Мурманска до Шпицбергена проходил в благоприятных морских условиях плавания. Море было спокойным…

       Вечером 11 июля в музыкальном салоне судна  для всех  туристов был устроен капитанский коктейль, на котором им  была представлена вся судовая администрация, с которой туристам в течение рейса придется общаться. Кроме капитанского коктейля и различных закусок всем  желающим  было предложено выпить по рюмке русской водки, которую любезно обносили миловидные представительницы пассажирской службы вместе с пассажирским помощником капитана Абгаряном А.В. и директором ресторана Андриановым Ю.А.

       С рассказом о судне и его экипаже перед туристами выступил капитан Кононов В.В. и я. На следующий день после завтрака я провел учебный сбор пассажиров и учебную шлюпочную тревогу, на которой моряки судна продемонстрировали перед туристами хорошую морскую выучку в выполнении обязанностей по шлюпочной тревоге  и четкость действий по  одновременному спуску всех судовых спасательных  шлюпок на воду.

       В начале каждого круиза все пассажиры и судовая  команда должны принять участие в обязательной учебной шлюпочной тревоге. Это делается для того, чтобы каждый турист на борту судна точно знал свои действия и то место, где ему нужно быть, в случае реальной опасности. Место сбора в случае чрезвычайной ситуации было обозначено на круизной карточке каждого пассажира судна, а также оно было отмечено и на плане судна с внутренней стороны двери в каждой пассажирской  каюте.

       Самая захватывающая часть нашего круизного рейса и отдыха туристов на борту «Клавдии Еланской» заключался в  разнообразии и насыщенности культурной программы и других развлекательных мероприятий, благодаря которым туристы могли узнать много нового и найти друзей из самых разных уголков Советского Союза. Но точно также как новые знакомства на борту судна могли принести радость и обогатить отдых туристов, они могли принести разочарование и непонимание, если туристы будут неправильно вести себя. Поэтому нам было очень важно, чтобы каждый пассажир понимал и знал общепринятые стандарты поведения на борту теплохода в море. Море шуток и недопонимания не принимает. Поэтому я и другие командиры «Клавдии Еланской» старались с первого дня приучать туристов к правилам поведения на судне, одновременно проводя с ними различные культурные программы. Этим занималась в основном наша  пассажирская служба.

       С приходом судна в порты Пирамида и Баренцбург всем  туристам и членам экипажа был оказан самый  теплый прием на  встрече с шахтерами и полярниками этих поселков.

       Шпицберген (нем. Spitzbergen), также Свальбард (норв. Svalbard), поморский Грумант - обширный полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, между 76°26' и 80°50' северной широты и 10° и 32° восточной долготы.  Это самая северная часть королевства Норвегии. Административный центр Шпицбергена - поселок Лонгйир. Архипелаг и прибрежные воды являются демилитаризованной зоной. Значительную по арктическим меркам хозяйственную деятельность на архипелаге, помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет также и Российская Федерация, имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт — посёлок Баренцбург, а также два законсервированных посёлка - Пирамида и Грумант.

       14 июля в 9 утра в доме культуры поселка Баренцбург состоялась торжественная встреча туристов с жителями Баренцбурга. Начальник рудника Гуреев В.А. выступил перед туристами и рассказал о жизни, работе и быте полярников Шпицбергена и о той большой  заботе партии и правительства, которая проявляется к советским людям, как бы далеко они не находились от Родины. С ответными приветствиями к полярникам Шпицбергена также обратились я и руководители всех групп наших туристов. После торжественной встречи состоялся обмен сувенирами. Директору круиза Иванову Д.А. директор рудника вручил памятную медаль, изготовленную в честь 50-летия «Арктикугля». Шахтерам  от туристов также вручили различные сувениры  руководители групп.

       В период стоянок судна  в поселках шахтеров для туристов были организованы экскурсии: на ледник - в Пирамиде и в музей «Помор» - в Баренцбурге. Там наши туристы  и члены экипажа познакомились с экспозицией самого северного музея СССР.

        Условия жизни шахтёров на Шпицбергене были весьма приличными, питание отличное, работа тяжёлая, но очень хорошо оплачиваемая. Кстати, деньги здесь тратить было почти негде. Все покупки записывались на личный счёт каждого. Поэтому здесь был почти коммунизм, при котором, как известно, деньги не нужны. Попасть работать на Шпицберген - было большой удачей для наших «работяг». Через год они возвращались домой с полными карманами денег, отгуливали положенные им выходные дни в кругу семьи, а потом вербовались на новый срок, чтобы их семьи продолжали жить безбедно. Это обстоятельство очень роднило и шахтёров, и моряков, и рыбаков, да и вообще всех, кто работал за Полярным кругом.

        После Второй мировой войны, когда поселок был практически разрушен, кстати, разрушал его, в том числе, легендарный немецкий линкор «Тирпиц»,  его восстановление прошло в типичном советском стиле. В отличие от деревянно-пластикового норвежского Лонгира здесь все очень капитально - много кирпичных зданий, обычно двухэтажных, а в гостинице «Баренцбург» целых 5 этажей. Наверняка после постройки эти дома выглядели очень нарядно, но, кажется, такой тип строительства не очень подходит для Арктики. Местный климат дает о себе знать, ведь под действием холода и ветра кирпич сильно трескается, а трещины забиваются угольной пылью. Шахта была расположена близко и грузовики возили уголь практически прямо по городу, так что почерневшие дома торчат прямо из черных угольных дорог. Выглядит все  это немного мрачновато.

       Чем было интересно посещение Баренцбурга для советских туристов -  это возможностью почувствовать себя интуристом в СССР. Деньги в советских поселках не ходили никогда. Тогда там были только боны, выпускаемые трестом «Арктикуголь» для внутренних расчетов в магазинах поселков. Кормили в столовых бесплатно и от души.

       В советское время наши поселки на Шпицбергене были, что называется, образцово-показательными (шутка ли, норвеги-то в 20 минутах лёта). И попасть сюда на работу было большим везением. От этой образцовости много чего осталось и сейчас, главное - это огромный спортивный центр с разными площадками, залами, массажным кабинетом, сауной и большим плавательным  бассейном. Сохранился также и музей «Помор» с богатой геологической коллекцией, а также ферма и оранжерея. Есть здесь и свой памятник вождю - Ленину, почти самый северный в мире - в поселке Пирамида.

       Ис-Фьорд -  залив Гренландского моря, у западных берегов острова Западный Шпицберген (Норвегия). Длина фьорда - 92,5 км, ширина при входе 11 км, глубина более 200 м. Почти весь год он покрыт льдом. На берегах Ис-Фьорда расположены поселки  Баренцбург,  Пирамида (законсервированный), Лонгьир и  Грумант (заброшенный).

       Приближаясь к Шпицбергену на теплоходе, то первое, что видишь – это сказочные готические замки, окруженные загадочной дымкой. Подойдя ближе,  обнаруживаешь, что этими замками оказались горные пики (самым высоким из которых является Ньютон-гора – 1712 метров!). Иллюзия развеяна, но по-прежнему дух захватывает от величественного зрелища. Наш теплоход медленно входит в туманный занавес. Скоро этот туман развеется, и мы окажемся окруженными чёрными скалами, по которым к самому морю застывшей серебристой лавой спускаются ледники. Сразу же вспоминаются древние скандинавские мифы о таинственном Асгарде – далёкой северной горной стране, обители богов. Величие природы неудержимым потоком заполняет сознание, не оставляя места твёрдой логике и здравому смыслу. Сложно поверить, что где-то там, за этими горами, россыпью разноцветных камней мерцают домики столицы Шпицбергена – Лонгийербюена и нашего Баренцбурга. Летом в черно-белый мир Шпицбергена добавляются новые цвета. Это растения тундры, к которым относятся полярные маки, камнеломки, гвоздики, а также розовые водоросли, покрывающие склоны гор. Здесь можно увидеть и хозяина Арктики – белого медведя, и моржей, и песцов, и различных морских птиц – гусей, чаек, кайр и других обитателей арктического бассейна. Несмотря на кажущуюся скудность и реально суровые природные условия, флора Шпицбергена довольно богата, только в районе Лонгиера отмечено более 100 видов растений, а всего на  Шпицбергене их около 170. На островах Шпицбергена живут лишь 4 вида млекопитающих - белый медведь и морские  звери - котики, тюлени и моржи
    
      Памятником законсервированного поселка шахтеров ныне является поселок Пирамида.   
      К концу 1980-х угольные запасы на Шпицбергене значительно истощились, и норвежское правительство переориентировало архипелаг на развитие туризма и экспедиционно-научной базы: в настоящее время экономика Шпицбергена на 100% прибыльна и самоокупаема. Но трест «Арктикуголь»  с подобной задачей справиться не смог и  посёлки Грумант и Пирамида были законсервированы, а в постсоветский период единственный наш посёлок Баренцбург датируется из госбюджета. По сравнению с советскими временами Баренцбург сегодня  пришёл в упадок. А с 2006 года посёлок добывает уголь и вовсе исключительно только  для собственного потребления.
 
      Таким образом, в настоящее время смысл существования нашего Баренцбурга на Шпицбергене,  уже исключительно геополитический – продолжение хоть какого-то российского присутствия на норвежском арктическом архипелаге с особым статусом.      Баренцбург сейчас – исключительно убыточное дотационное поселение: частный российский бизнес здесь практически не развит, туристическая привлекательность из-за отсутствия инфраструктуры и отсутствия дороги к международному аэропорту и норвежскому Лонгйирбьёну практически отсутствует, а государственная собственность находится в упадке, используется крайне неэффективно и требует постоянных затрат как на содержание, так и для сохранения юрисдикции (норвежские законы устанавливают максимальный срок заброшенности объектов).

       Сейчас количество людей проживающих в Баренцбурге -  около 1000 человек, а в 80-е годы их было около трех тысяч. Помимо работающих по контракту шахтеров и обслуживающего персонала здесь есть филиалы некоторых российских институтов биологической, геологической и метеорологической направленности.

      В настоящее время я знаю, что периодически выдвигаются различные прожекты по дальнейшему развитию российских поселений Шпицбергена, по восстановлению инфраструктуры и будущей экономической окупаемости наших поселений здесь, но в действительности до этого еще очень и очень далеко.

     14 июля, точно по расписанию, «Клавдия Еланская» отошла от причала Баренцбурга и взяла курс на норвежский порт Берген. Переход Баренцбург – Берген проходил также при прекрасной штилевой и солнечной погоде. Туристы еще ближе познакомились с работой нашего экипажа. На переходе до Бергена мы организовывали для туристов экскурсии по судну с посещением ходового мостика и машинного отделения, провели вечера отдыха, музыкальные вечера, викторины, настольные и палубные игры, а также другие развлекательные программы и соревнования, в которых участвовали многие члены экипажа. Соревнования прошли по волейболу, теннису, шахматам и другим видам спорта. Особым успехом у туристов пользовалась радиовикторина – «Сто вопросов – сто ответов об океане», которая ежедневно проводилась по судовой радиотрансляции. В музыкальном салоне для туристов  каждый вечер играл судовой эстрадный оркестр, а также выступали судовые артисты с различными номерами художественной самодеятельности.

       17 июля теплоход «Клавдия Еланская» вошел в живописный шхерный район плавания, а в 17 часов ошвартовался в порту Берген. Здесь для туристов и членов экипажа были организованы экскурсии по городу с осмотром городских достопримечательностей. Навсегда останутся в памяти всех, кто был на этих  экскурсиях, посещение дома-музея и могилы великого норвежского композитора Эдварда Грига, осмотр знаменитого Бергенского аквариума и большого фонтана.

      По программе круиза, туристы из Бергена до Осло ехали железнодорожным транспортом, чтобы посмотреть внутреннюю  живописную Норвегию и ее туннели, а «Клавдия Еланская» в это время шла морем до Осло  порожняком.

      Берген – известный на весь мир город с богатой историей и традициями, с тем очарованием и атмосферой, столь  присущим небольшим городкам Норвегии. Здесь есть и живописные  места, и культурные  достопримечательности, и бурная городская жизнь. Берген на протяжении нескольких столетий был процветающим центром торговли между Норвегией и остальными европейскими странами. Сегодня Берген – это город культурного наследия, науки, и международного сотрудничества и, конечно же, порт. Берген – город многонациональный. Жители Бергена гордятся красотой и разнообразием города, его морскими, торговыми и культурными традициями. Город амфитеатром уходит на горные склоны, возвышающиеся над морем. В этом городе подлинная история соседствует современностью. Этот город открывает путь к самым живописным в Норвегии фьордам. Традиции, новизна и энергия – вот что делает Берген одним из самых кипучих культурных центров Норвегии. Не случайно здесь ежегодно проводится крупнейшее в Норвегии культурное мероприятие – Бергенский международный фестиваль. Старинные районы Бергена – это живая, наглядная история. Во многом, искусство и культурное наследие сохраняется здесь благодаря многочисленным музеям и галереям. Ганзейская набережная Брюгген,  Рыбный рынок, Дом-музей Эдварда Грига, Собрание Расмуса Мейера, Аквариум и Старый город – лишь то немногое из длинного списка достопримечательностей, которые непременно стоит увидеть. На протяжении 400 лет Бергенский квартал Брюгген находился под контролем ганзейских купцов. Территория Брюггена неоднократно страдала от пожаров. Когда идешь по узким проулкам и темным внешним галереям, кажется, будто попал в прошлое. Здесь же расположен Музей Ганзейского союза, а также сохранены Шётстюэне - залы Ганзейских собраний, по которым можно получить представление о том, как жил ганзейский купец. Я   бывал в  музее Старого Бергена – это отличный  музей старинного зодчества Норвегии под открытым небом. На его территории находятся более 40 деревянных домов, наглядно иллюстрирующие архитектуру старого  Бергена.

       В Бергене я бывал около 10 раз и достаточно хорошо его облазил. Городской Аквариум, знаменитый Рыбный рынок, крутые мощеные улочки, розы у деревянных домиков, Брюгген - деревянный квартал – все это  Берген. Город  широко раскинулся по берегам фьорда, обтекая горы, и весь его обойти я никогда даже и не пытался. Это, просто, невозможно было сделать. Но Берген для меня  -  один из любимых городов Норвегии.

       Переход из Бергена в Осло прошел без всяких осложнений. Пассажирская служба отдыхала от пассажиров,  и  в то же время, готовилась к их встрече.

       С приходом судна  в порт Осло экипаж первого пассажира у трапа встретил хлебом-солью. В ресторане для туристов был устроен, так называемый, русский ужин. Официанты проводили обслуживание пассажиров в традиционных национальных русских костюмах 18 века, изготовленных судовыми умельцами своими руками во время круиза. Ужин прошел с большим успехом и порадовал наших гостей не только костюмами, но и выполнением любых их заказов. Это было наше ноу-хау, как говорят сейчас.
 
       Во время стоянки в Осло туристы познакомились со столицей Норвегии, побывали в музеях Тура Хейердала с его знаменитым «Кон-Тики». Посетили музей исследователя Арктики Фритьофа Нансена, посмотрев его полярное судно «Фрам», а также  осмотрели  парк Вигеланд с его знаменитым на весь мир «деревом  Жизни»
   
       Осло - столица Норвегии, стоит на Осло-фьорде, в окружении холмов и лесов. Государственный строй Норвегии – парламентская демократия. В Осло располагаются Правительство Норвегии и Парламент страны (Стортинг).

      Там, где завершается центральная улица, Карл-Йоханс гате, расположен Королевский дворец. Осло стала столицей только в 1814 году, когда Норвегия получила независимость от Дании. В Осло располагаются многие из ведущих норвежских образовательных заведений, научно-исследовательских центров, представительств фирм и компаний. Здесь же – штаб-квартира важнейших учреждений культуры, таких как Норвежский музей искусства, архитектуры и дизайна,  Норвежская опера и балет, Национальный театр. Город расположен в начале стокилометрового Осло-фьорда. Его сорок островов, до многих из которых можно добраться на пароме, – прекрасное место для отдыха. Более половины площади муниципалитета Осло покрывают леса и лесопарки, делая его зеленым городом – в буквальном смысле этого слова. Следовательно, всегда можно отдохнуть на природе, так как ехать, далеко не придется. Климат Осло более мягкий, чем можно было предположить, исходя из географической широты, на которой расположен город. Температура летом часто такая же, как в населенных пунктах, расположенных намного южнее. В то же время зима, как правило, достаточно холодна для катания на лыжах. Каждый год 10 декабря в Ратуше Осло проходит церемония вручения  Нобелевской премии мира. Следуя последней воле Альфреда Нобеля, премию мира ежегодно присуждают и вручают не в шведской, а в норвежской столице. Победителя в свою очередь определяет Норвежский нобелевский комитет, в который по традиции входят пятеро заслуженных общественно-политических деятелей Норвегии, выбираемых парламентом страны. В ратуше я был несколько раз, посещая Осло.

       В 1952 году Осло принимал Зимние Олимпийские игры, в 1930, 1966 и 1982 годах – мировые чемпионаты по лыжным видам спорта под эгидой Международной лыжной федерации. В 2011 году для участия в очередном мировом первенстве лучшие лыжники со всего мира снова собирались в Холменколлене.

       Основная достопримечательность столицы Норвегии – это Вигеландспаркен, или Фрогнерпаркен, – одно из самых популярных мест  встречи жителей Осло. Летом сюда приезжают на пикник или заняться спортом тысячи норвежцев. По парку очень приятно гулять и в зимнее время.

       Одна из самых известных скульптур Осло – это Монолит или Дерево Жизни. Колонна высотой более 14 метров вырезана из одного камня. На ней изображена 121 человеческая фигура. Было множество попыток интерпретировать смысл Монолита: воскрешение Человека, борьба за выживание, Человек, жаждущий духовного прозрения, повседневная жизнь и дух, цикличность. Первый раз, когда я был у Дерева Жизни, я долго осматривал его и не мог понять, что это дерево означает.

        Густав Вигеланд создавал все свои скульптуры в натуральную величину. Все это он проделал без помощи учеников или других художников. И только резьбу по камню, и литье фигур из бронзы он поручал талантливым скульпторам.  Вигеланд также спроектировал план парка, его лужайки и длинные прямые кленовые аллеи. Парк разбивали в течение нескольких лет. Я всегда посещал парк Вигеланд, о котором у меня остались самые добрые и восторженные воспоминания. Запомнились мне и другие достопримечательности Осло:  музей судна «Фрам»,  музей Кон-Тики, музей кораблей викингов и Норвежский морской музей. Для меня все было  беспредельно интересно и запомнилось  на всю жизнь.

      20 июля в 13 часов теплоход с туристами взял курс на столицу Дании – Копенгаген, куда прибыл на следующий день в 9 часов утра, пройдя знаменитые Балтийские проливы Скагеррак и  Каттегат. Скагерра;к - пролив между норвежским побережьем Скандинавского полуострова и полуостровом Ютландия, соединяющий Северное море с Балтийским морем через пролив Каттегат. Длина - 240 км, ширина 80—90 км. Глубина достигает 700 метров в районе Норвежской траншеи. Каттега;т - пролив между восточным берегом полуострова Ютландия и юго-западной частью Скандинавского полуострова. Соединяет Северное море через пролив Скагеррак с Балтийским морем через проливы Эресунн, Малый Бельт и Большой Бельт. Длина около 200 км, ширина от 60 км на севере до 122 км на юге. Глубина 10—30 м, в северной части более 50 м.

       Пролив Зунд - это пролив между островом Зеландия (Дания) и Скандинавским полуостровом (Швеция). В числе прочих Датских проливов Зунд соединяет Балтийское и Северное моря. В проливе Зунд расположена столица Дании — Копенгаген.
 
       Копенгаген - «гавань торговцев», - столица и самый крупный город Дании. Располагается Дания на островах Зеландия, Слотсхольмен и Амагер. Население исторического города составляет чуть более 0,5 млн. человек, а  с пригородами - более 1 млн. жителей.

      Ошвартовались в гавани почти в центре Копенгагена. Лишь в полсотни метров от нас стоит у причала огромный паром и принимает на борт пассажиров, отправившихся в поездку на своих автомобилях. Опустив на причал кормовую аппарель, он один за  другим принимает в себя въезжающие автомобили, которые исчезают в его внутреннем пространстве. Паром выглядит, как красивое пассажирское судно, но предназначен работать на коротких линиях между Данией и Швецией. А поскольку сегодня суббота, то шведы едут в Данию, а датчане в Швецию, блюдя свои меркантильные интересы.

      За период двухдневной стоянки туристы и экипаж совершили несколько экскурсий по столице Дании. Я с агентом на автомашине объехал почти весь остров, побывав в Эльсиноре  с его замком Кронборг, известный как место действия шекспировской трагедии «Принц Гамлет» а на второй день агент предложил нам попить хорошего пива.

       Агент в лице мистера Хендриксона, приглашает членов команды на экскурсию по заводу Туборг. В программе предусмотрена дегустация производимой продукции в виде различных сортов пива. – Мы с помполитом слушаем в четыре уха, боясь пропустить самое главное. И оно прозвучало!  - Кстати, дегустация напитков абсолютно бесплатно.

      Меньше всего нас интересовал сам производственный цикл, но пройти мимо возможности бесплатно выпить пива мы себе позволить не могли, а потому в два голоса, не колеблясь, выразили своё согласие на участие в экскурсии.

      Капитан Кононов В.В. говорит мне и помполиту Богомолову В.А. - Значит так!  Вы двое из комсостава и возьмите с собой ешё 4-5 человек рядового состава, запишитесь в журнал увольнения,  -  и отправляйтесь с мистером Хендриксоном на завод. Старшим будешь ты. Смотрите, не перестарайтесь при дегустации...

      Мы заверили капитана, что прониклись ответственностью, ложащейся на наши плечи и на всех участников экскурсии и через 10 минут уже двигались дружной кучкой вслед за нашим гидом в микроавтобус на 8 человек. Он нам объяснил, что Туборгский завод кроме пива производит ещё и сладкие напитки, которые пользуются большим спросом у подрастающего поколения. Но мы ведь не дети! Нам пиво подавай!

      Охранник при входе препятствий нам не чинил и мы вслед за своим  гидом оказались на территории знаменитого завода. Не буду пересказывать весь цикл производства пива, но отмечу, показанные нам, уже готовые к загрузке солодом большие резервуары из начищенной до блеска красной меди. Бросается в глаза малая численность обслуживающего персонала. Впечатляет цех разливки продукта в тару, где после наполнения бутылок они проходят несколько пунктов контроля. Здесь на стульях сидят девушки и неотрывно смотрят на бесконечно проплывающие перед их взглядом бутылки с пивом, изредка удаляя, видимо, бракованную.  Представляю, что и придя домой, у них перед глазами всё также бесконечной чередой плывут эти самые бутылки.

      Тем не менее, успешно пройдя всю предназначенную к показу технологическую цепочку и впечатлившись ею, мы добрались до, так ожидаемого нами, дегустационного зала. Это просторное помещение, заставленное длинными столами,  за которыми группками сидели экскурсанты и пили пиво, выставленное на столах. За отдельным столом сидели школьники, но  перед ними  стояли бутылочки со сладкими напитками.

      Мы были приглашены за отдельный стол.  Перед каждым стояло по четыре бутылки пива разных сортов. Спешить больше было некуда и мы с удовольствием предались возможности сравнить между собой предлагаемые сорта знаменитого пива. Сам собой потёк бесконечный разговор о качестве его и как далеко отстоит от “Tuborg beer” наше родное “Жигулёвское”, поскольку другого мы в родной стране не знали.

      Незаметно прошло время, отведённое для дегустации, а поскольку администрация завода посчитала, что для пробы его продукции 4-х бутылок вполне достаточно, то больше нас угощать не стали, а просить самим было неловко. Знакомство с продукцией  Туборгского завода на этом закончилось и мы, говорливой ватагой вернулись на борт родного судна, чтобы снова окунуться в привычную обстановку, стойко претерпевая тяготы морской жизни.

      Вильям Шекспир, посетив этот замок,  был настолько потрясен его красотой, что сразу придумал Гамлета и написал про него одноименную пьесу. И поселил сюда своего вымышленного героя. Кроме замка Кромборг еще одной знаменитостью Копенгагена является «Русалочка», сидящая на камне и парк отдыха и развлечений - Тиволи, который мы посетили. В парке отдыха Тиволи  мы провели более половины дня. Тиволи - старейший парк развлечений в Европе. Пестрый, яркий и бесшабашный, как и все парки аттракционов. Собственно, ничего особенного - качели-карусели, рельсовые дороги, тиры и все такое прочее. Но красиво и цветов везде море.

      Мне с первого же раза, когда "Клавдия Еланская" пришла в Копенгаген,  захотелось побывать в Тиволи... И вот сейчас мы входим на его территорию. Сбылась мечта, улыбнулся я себе. И вот я, пассажирский помощник капитана Толя Абгарян и директор ресторана Юра Андрианов, заходим в знаменитый на всю Европу парк-атракцион.

      Да, тихих, задумчивых аллей здесь не найдёшь, а только круговорот посетителей и масса самых разных развлечений. Остановившись у "одноруких  бандитов" думали, что нам повезет... Мы купили в кассе какие-то фишки и, опуская их в щель приёмника, попытались добиться, чтобы выскочили сразу три одинаковые картинки, что обогатило бы нас в одночасье. Но этого не случилось и мы направились к "Русским горкам", которые в нашей державе зовутся почему-то "Американскими".

      Как раз подошёл очередной "состав", из которого выбирались  довольные "пассажиры", несколько минут назад с визгом падавшие в своих вагончиках с вершин огромной спирали. Мы уселись на освободившиеся места и отдались в руки судьбы. Нам было весело, пока состав шёл ровно или начинал взбираться на вершину очередной спирали. Но когда твой вагончик с нарастающей скоростью резко падал, как тебе казалось, в бездну, то и мы вплетали свои голоса в общий визг. В заключение, не успев перевести дух после падения с высоты, состав вдруг ворвался в темноту скалы, где на нас стали бросаться со стен какие-то чудовища. Слава Богу, это длилось не долго и вот уже состав выскочил из жуткого мрака подземелья на божий свет и остановился у "перрона". Поездка по "Русским Горкам" благополучно закончилась и нас не коснулась проблема мокрого нижнего белья. А аттракционы смотрели на нас со всех сторон... Но, не было особо денег на множество развлечений, да и для семьи надо было чего-то привезти из рейса.

       Мы зашли в какую-то кафещку, перекусили "хот-догом" и запили "колой". Немного уставшие  покинули парк и в примыкающей к нему улочке обнаружили несколько магазинчиков с товарами специфичного содержания. В эти годы в Европе разразилась сексуальная революция. Витрины таких магазинов были завалены журналами и товарами, отвечающими самому разнообразному вкусу. Мы были достаточно молоды и нас, конечно, интересовала тема взаимоотношения полов, ибо запретный плод всегда сладок и так манит к себе. К одному из таких магазинчиков примыкал смотровой зал, где имелось несколько кабинок, стыдливо прикрытые шторой. Ясно, что в кабинке ты можешь увидеть такое...
 
       Незаметно оглянувшись и убедившись, что за нами никто не наблюдает мы вошли в такое манящее помещение. На кабинках указано, что плата производится 5-ти кроновыми монетами. Разменяв к кассе по 10 крон и получив по две монеты, заняли каждый свою будку. Я опустил в монетоприёмник 5 крон и стал ждать. Вот на экране дрогнул занавес и, покачивая тазобедренными суставами, появилась красивая девица. Зазвучала тихая музыка, под звуки которой она стала снимать блузку, не забывая изображать танец или что-то в этом роде. Открыв рот я наслаждался красотой.

       Вот, заведя руки за спину, девушка расстегнула бюстгальтер и отбросила его в сторону. Красивая полная грудь колыхалась перед глазами. Потом была снята юбка и чёрные чулки. Отстёгнут и отброшен пояс с застёжками для чулок. Девица осталась в одних трусиках и неторопливо заложила большие пальцы обеих рук за их резинку. Кульминация подходила к своему логическому завершению. Наша красавица начала спускать свои трусишки вниз. Вот показалась полоска чёрных кучерявых волосков  ниже живота. Ещё чуть–чуть и весь таинственный треугольник будет открыт для обозрения, но в этот миг погас экран и зажглась надпись, напоминающая, что надо добавить ещё одну монету в 5 крон.

       Не чувствуя никакого подвоха, я опустил в приёмник вторую монету и в тот же момент вновь вспыхнул экран. Девица приятно улыбнулась и ... потянула трусы  на живот. Потом взяла и одела всю свою одежду в обратном порядке, слегка поклонилась и спокойно удалилась. Экран погас. Да-а-а! Развели меня, как лоха, говоря современным языком. У Абгаряна и Андрианова на экране было то же самое, а потому обижаться не на кого. Почесали мы свои затылки. А что ещё оставалось делать в нашем положении?

       Посмеявшись над собой, неспешно пошли в обратный путь. Наше короткое знакомство с Копенгагеном закончилось не очень удачно, но вспоминая катания на "Русских горках" и неудачную попытку обогатиться, мы посчитали, что с пользой провели досуг и на короткое время отдохнули от судна.

      Дания. Маленькая уютная страна, где министр обороны приезжает во дворец с докладом к королю на такси, а семья монарха запросто, без охраны, общается со своими подданными, что, конечно, достойно подражания. Более того, мы все помним сказку Андерсена о том, как король устраивал во дворце бал и бедная, затюканая Золушка в хрустальных туфельках танцевала на этом балу. И ладно бы просто танцевала. Так нет! Она ещё и замуж за принца вышла! Наверное поэтому, когда ты касаешься ладонью бурых кирпичей старинного дома в центре Копенгагена, то пальцами ощущаешь минувшие спрессованные столетия.

       Вот последний поворот улицы и, выходя из-за угла, мы видим стоящий у причала нашу "Еланскую" с развёрнутым на кормовом флагштоке  серпасто-молоткастым красным флагом.  На правом ноке реи фок-мачты лениво полощется флаг Дании – красное полотнище, перечёркнутое белым крестом. Слышны два коротких звонка. Это вахтенный матрос, издали увидев нас, вызывает к трапу вахтенного штурмана. Вместе со вторым помощником нас встречает улыбка помполита. Оказывается, помполит вчера  с капитаном и старшим механиком прошлись нашим же маршрутом, успев посетить и секс-шоп, в котором мы были сегодня...

       22 июля ровно в 23 часа «Клавдия Еланская» отошла от причала порта Копенгаген  и взяла курс на датский остров Борнхольм. А уже утром  23 июля мы ошвартовались у причала в порту Ренне на острове Борнхольм.

      Остров Борнхольм принадлежит Дании. Население 40 тысяч человек. Остров и несколько ближайших небольших островов входит в состав муниципалитета Борнхольм. Главный город и порт — Рённе. Был опорным пунктом викингов, затем входил в состав провинции Сконе. В древнерусских сказаниях предположительно именно этот остров называется Буян. За право владения островом долгое время велась борьба между архиепископством Лунда и датскими королями. В 1150 году датским королем была построена крепость Лиллеборг, а через сто лет архиепископом построена крепость Хаммерсхус. К 1259 году контроль над островом перешел к архиепископству. В 1525 году остров был заложен Любеку, немецкому городу в составе Ганзы.
Во время датско-шведской войны шведы захватили остров в 1645 году, но в том же году вернули его Дании после заключения Брёмсебруского мира. В 1658 году по Роскилльскому миру был передан Швеции вместе с другими территориями, а в 1660 году по условиям Копенгагенского мира возвращен обратно Дании.
В начале Второй мировой войны оккупирован Германией, использовался в качестве наблюдательного поста и станции подслушивания. 9 мая 1945 освобожден советскими войсками.

      Существует гипотеза о том, что Орден Храмовников спрятал свою библиотеку и Ковчег Завета в одной из круглых церквей Борнхольма. Круглые церкви – главная достопримечательность и тайна острова…

       Остров Борнхольм — это идеальное место для отдыха от шума и суеты мегаполиса - один из самых романтичных и спокойных островов Дании. Наши туристы совершили увлекательную поездку на автобусах по острову, познакомились с этим небольшим городом Дании. Состоялось возложение цветов к монументу советским воинам.

       Мне порт Ренне и Борнхольм запомнились посещением пляжа нудистов и вкусом различной копченой рыбы, а также других деликатесов, которые я здесь  попробовал, когда мы ездили с агентом и мэром города по острову.  Борнхольм — это остров в юго-западной части Балтийского моря, принадлежащий Дании. Сам остров и несколько ближайших небольших островов входит в состав муниципалитета Борнхольм (Столичная область).  Главный город и порт — Ренне, расположен в 169 км к востоку от Копенгагена и в 35 км к юго-востоку от территории Швеции. В древнерусских сказаниях предположительно именно этот остров называется островом Буян. В начале Второй мировой войны остров Борнхольм был оккупирован Германией и использовался в качестве наблюдательного поста и станции подслушивания. 12 мая 1945 Борнхольм был освобожден советскими войсками, которые находились на острове.

       Я и члены экипажа «Клавдии Еланской» загорали на нудистском пляже Ренне. Мы об этом тогда еще не знали и очень удивились, когда рядом с нами подошла семья из четырех человек, полностью разделись и пошли купаться в море. А мы все, в том числе и девушки судна, были в купальниках. Наша женская половина сразу же убежала с пляжа на судно.

      Я, капитан Кононов В.В. и старший механик Сутормин Витя вместе с судовым агентом и мэром города  Ренне катались по острову  на взятом  напрокат  большом авто.  Через пару часов мэр Ренне предложил нам заехать пообедать в небольшой ресторанчик, расположенный недалеко от одной из многочисленных островных коптилен рыбы. Ведь остров славился в то время рыбными копченостями на любой вкус. Видимо, мэр решил угостить дорогих советских гостей от всей души. А ведь душа датского кулинарного искусства живет, как известно,  не в каком-то конкретном блюде, а в целом принципе холодного стола. Мы сели за стол и я уже хотел заказать себе пиво и закуски, но оказывается, что не все так просто при заказе. Мэр мне объяснил популярно, что главные составные части заказа тут  были такие: хлеб, paloeg (это то, что вы кладете на хлеб) и tilbehor (это то, что вы  кладете на то, что  уже положили на хлеб). Но даже и не думайте класть что угодно и на что угодно. Правильный tilbehor может сочетаться только с правильным paloeg'ом, а правильный paloeg требует правильного сорта хлеба.  Вот так! Оказывается, что в этом ресторане  все блюда следует съедать в правильном порядке: сначала идет маринованная селедка, за ней копченая селедка и селедка в соусе карри, и все это на ржаном хлебе. Затем следуют креветки с майонезом на белом хлебе. Затем идет немножко лососины с горчичным соусом на белом хлебе с тмином.  Тем временем  официант принес нам пиво.  Затем, после пива,  нам налили шнапс, а  хозяин  ресторанчика произнес для нас свою приветственную речь, и мы все начали пить шнапс за здоровье друг друга. Когда мы расправились с остатками рыбных блюд, то использованные тарелки официант быстро унес, но тут же принес чистые  с  горячим: фрикадельками с огуречным салатом и филе камбалы с датским remoulade (это такая приправа, которую подают со всем, начиная от рыбы и кончая гамбургерами и хот-догами).  Все это мы поедали на правильных тарелках и с помощью правильных ножей и вилок.  Нам  надо было только  зорко следить, когда нам принесут очередное блюдо, и при этом, не пропускать ни одного тоста за чье-то здоровье. В промежутках между пережевыванием пищи  мы не забывали о похвалах каждому принесенному блюду. Ну, а затем – вперед к салатам,  а от них – к сыру… плюс куча речей и тостов за здоровье друг друга и советско-датскую дружбу. Наконец-то, через два часа все мы встали из-за стола, чтобы выпить кофе и коньяку и заполнить оставшееся в желудке место небольшими пирожными. Такой обед с должным образом приготовленным холодным столом – был  полноценным образцом датского культурного наследия. Мне этот обед запомнился на всю жизнь. Оказывается, мэр города хорошо помнил, кто в 1945 году освободил Борнхольм от фашистов. Мэр города  Ренне  и острова Борнхольм  был настоящим коммунистом!

       Я был на Борнхольме всего  4 раза. Хорошо помню, как я принимал на судне в первый раз  7 датских коммунистов и их друзей. В том - 1980 году, на острове было всего 7 коммунистов.  А когда я в последний раз организовывал на борту «Клавдии Еланской» очередную встречу коммунистов, то партийная коммунистическая ячейка острова уже насчитывала 21 коммуниста! И это было моей личной заслугой!  Вот такие воспоминания оставил для меня остров Борнхольм.  Хотя, еще о многом можно было бы рассказать…

       После двух дней стоянки на острове Борнхольм наш курс был проложен на столицу Швеции – Стокгольм.

      Стокгольм — столица и крупнейший город Швеции, а также один из самых чистых городов мира. Город отличается красивыми зданиями, зелёными парками, чистым воздухом и близостью к воде. Стокгольм — это изящная арабеска на земном шаре. Впечатление такое, что какой-то Небесный Художник взял самую-пресамую тоненькую колонковую кисточку и легкими, четкими линиями прорисовал силуэт города на фоне неба. Стокгольм много лет волнует мои чувства как классическая музыка. Стокгольм — внесезонный город. Красив он при любой погоде. Но солнце, конечно, особенно подчеркивает его разноцветность и стать. Город идеален для прогулок. В нем абсолютная пропорция уличной суеты и островной размеренности, сверкания витрин-гирлянд и природных красот. Стокгольм — аристократ. Стокгольм — город, который любит фотографироваться. И лучший подарок из Стокгольма — это даже не даларнская лошадка, не жевательный табак snus/снюс, не астридлингредовские герои, - а большой фотоальбом с видами города. Фотографии города неправдоподобно хороши. Архитектурные изыски, прелесть улочек, шеренги разноцветных стен, ароматы в воздухе, силуэты яхт, корабликов и кораблей, витки лебединых шей, задумчивость воды… У Стокгольма есть законченная цельность. Для меня Стокгольм – город-Король. В Стокгольме туристы и члены экипажа осмотрели национальный музей, городскую ратушу, королевский дворец и старый город. Особое впечатление на нас оставили  уличные музыканты, которые устраивали концерты прямо на улицах  для всех желающих, таким образом зарабатывая себе на жизнь. И еще очень интересное место мы посетили в Стокгольме - Skansen – архитектурный музей под открытым небом. Также там находится и зоопарк. Рядом со Скансеном есть также  и природная зона, куда шведы приходят на пикники. В Скансене, после прогулок по старому городу,  я провел почти полдня. В 80-х годах я пять раз посещал Стокгольм, и каждый раз красавец-Стокгольм  поражал  меня и своим старым городом, и своим современным видом. Великолепна ратуша, где присуждают Нобелевские премии, королевский дворец и просто улицы с магазинами и набережными – все они прекрасны и неотразимы.

       Днем, после выхода судна из Стокгольма, для  туристов экипажем  был организован праздник Нептуна, с вручением всем им специальных памятных дипломов, а  вечером, в судовом ресторане был проведен прощальный ужин, состоящий  из блюд национальной русской кухни. Ведь времени до прихода судна в Ленинград оставалось совсем уж мало. Праздник Нептуна берёт свои основы от традиции моряков при пересечении экватора. Экватор - воображаемая линия, разделяющая Земной шар на южное и северное полушарие. Согласно установившимся традициям, всем, впервые пересекающим экватор по морю, необходимо пройти посвящение. Новичок купается в морской воде (или его кидают в бассейн, как в круизах), далее его судовые черти вымазывают машинным маслом, а виночерпий из бочки наливает кружку вина. После этого он получает печать Нептуна и диплом о прохождении традиции. Так было и с нашими туристами

       27 июля «Клавдия Еланская» прибыла в столицу Финляндии – Хельсинки. Здесь нам был оказан радушный  прием с финской стороны. Гидом  одной из групп туристов, в которой находился и я, была симпатичная девушка, которая свободно разговаривала с нами  на русском языке. Оказывается, - это было студентка пятого курса Хельсинского  университета, которая изучала там  историю России и русский язык. Нам она увлекательно рассказывала об истории Финляндии и об ее прекрасной  столице. Особо, наша студентка-экскурсовод,  подчеркивала нам значение для их страны  советско-финской дружбы и роли В.И.Ленина на самоопределение Финляндии, а также на существующие между нашими странами торгово-экономические взаимно выгодные отношения.  В Хельсинки мы посетили и осмотрели Национальный музей, центральную часть города, совершили автобусную экскурсию по центральной части  Хельсинки, а затем мы поехали в город-спутник и пригород столицы – Тапиолу. Город Тапиолу нам представили, как  город будущего, так как финны считали, что такими должны быть большинство городов Финляндии.

       Я сфотографировал фонтаны, бьющие струями воду в бассейне - с крыши рядом стоящего  11-этажного здания, на котором была  оборудована специальная смотровая площадка для туристов, с которой мы могли видеть каким должен быть настоящий  город будущего, город-парк.

       Город-спутник Хельсинки - район Тапиола, был построен в 1950-1960 годах как город-парк. Позже район несколько раз перестраивали, делая из него город будущего. Со временем центр Тапиолы начал заполняться разными учреждениями – магазины, банки, библиотеки ворвались в Тапиолу дружным строем. Тапиола и тогда, и сейчас является культурным центром Эспоо и отличается от других районов тем, что там очень красивая природа,  много деревьев и большой бассейн. А ещё в Тапиола очень чистый и свежий воздух. Православная церковь в Тапиоле, хоть и не велика размером, но впечатляет своей красотой. Здание церкви выглядит особенным: в своей простоте оно идеально и неповторимо. Внутри много красивых икон, у каждой своя история и своё предназначение.  Прихожан в этой церкви около 3000 человек.

       В Хельсинки, начиная с 1980 года, я был 5 раз. До революции Финляндия входила в состав России и Россия многое делала для «чухонцев» - так звали в России финнов. Уже в 1600-х годах на месте Сенатской площади размещались городской рынок, ратуша, кирха и кладбище. В 1812 году император России провозгласил Хельсинки столицей Великого княжества и приказал построить центр, достойный новой столицы. Окружение   Сенатской площади представляет собой уникальный комплекс,  в стиле неоклассицизма. В нем главенствуют четыре здания, спроектированные в 1822-1852 годах Карлом-Людвигом Энгелем: Кафедральный собор, Здание Государственного совета, Главное здание университета и Национальная библиотека. На Сенатской площади установлен памятник императору Александру II, созданный в 1894 году Вальтером Рунебергом (Valter Runeberg). Александр II был любим финским народом, поскольку он даровал финнам автономию и тем самым ускорил укрепление основ финской культуры и народного образования. Александр II изображен в форме гвардейского офицера во время произнесения речи. Вокруг императорской фигуры расположена скульптурная группа: «Закон», «Мир», «Свет» и «Труд». Скульптура выполнена из бронзы, а пьедестал из красного гранита.

       Построенный в 1868 году Успенский кафедральный собор (арх. Горностаев)  на мысу Катаянокка представляет собой крупнейший православный собор Западной Европы. Здание с позолоченными куполами является одним из наиболее видимых свидетельств влияния России на историю Финляндии.   29 июля 1980 года, с приходом судна в Ленинград, закончился наш первый олимпийский круиз. Круиз  был закончен успешно. Об этом говорили ряд благодарностей от дирекции круиза, руководителей групп и самих туристов. Весь наш экипаж работал с полной отдачей сил. Качество и культура  обслуживания туристов на борту судна было на высоком профессиональном уровне. Но прохлаждаться всем нам было некогда. После высадки советских туристов в Ленинграде, к нам на борт прибывала группа из 195 венгерских туристов, которых мы должны были доставить из Ленинграда через Ригу в Таллин, где проходила олимпийская парусная регата. После парусной регаты в Таллине,  мы продолжили свой круиз по дальнейшему маршруту:  Таллин – Стокгольм – Копенгаген - Гамбург – Тильбери (Англия) – Лит (Шотландия) – Оллесун - Тромсе - Нордкап – Мурманск.

       Круизы 1980 года были для меня первыми по такому большому количеству заграничных портов захода. Опыта работы в заграничном плавании у большинства членов экипажа еще особо не было. Мы все придумывали сами, начиная от подготовки различных номеров художественной самодеятельности, репертуара музыкальных вечеров отдыха, сыгранности судовых музыкантов и кончая подготовкой русских костюмов для официантов и приготовления различных экзотических блюд в судовом ресторане. Все было для нас новым – и первый капитанский коктейль, и  качество обслуживания туристов, и общение с агентами и туристическими фирмами в иностранных портах на английском языке, и многое-многое другое. Опыта мы набирались ежедневно. Большая часть работы в круизных рейсах ложилось на пассажирскую службу, которую я курировал, занимая с 1980 года должность дублера капитана, а затем и капитана.