Про Ваньку, Родину и скворца

Петр Белоножко
Надо, надо делать скворечник… Третий день Ванька пилил тупой пилой, стучал уже отчаявшись молотком, дышал на красные от холода руки, а сделано всего - ничего маленькое подобие известного сооружения, что в глубине двора.

Щели, трещины, перекос, вселяли сомнения в душу юного строителя, а вдруг да не получится. Каждый раз, по дороге в школу, невольно замедлял шаг возле добротно сколоченных ворот, там во дворе как на корабельных мачтах красовались четыре один другого краше скворечника. Самый новый был сделан сопливым Витьком, второклассником, ещё – бы, два старших брата, отец, научили, подсказали, помогли. Мастера «самоделкины» как их называют в посёлке, а тут мать да сестрёнка, да тупая пила.

 Всё вроде высмотрел, и как крепится и какие доски,  но не получается пока. 
Ванька - двенадцатилетний парнишка, по здешним поселковым меркам уже почти самостоятельный мужик. А это значит -  дров натаскать, воды, печку истопить, всё на нём. Снежок почистить, грядки в огороде копать, картошку, тоже, его забота.

Воробьи, синички, дятлы, они как и люди, рассуждал между делом Ванька, если с ними по доброму то и от них одна польза и добро, если по доброму. Вот к примеру ворона или сорока совсем уж зловредные птицы, а пойдёшь в лес за грибами там, за ягодами, положить надо на открытом месте хлеба кусочки или ещё чего то съедобного, подкормить их, и где - бы ты не был знай, за тобой смотрят пернатые друзья и вдруг если зверь или чужой кто, сразу шум - гам поднимут, предупредят об опасности. Из лесу выходишь - отдай что осталось из припаса и следующий раз даже если заблудишься, присмотрись, где они, твои друзья? Да вон, нетерпеливо крутятся на ёлке. Как - бы говорят: «Давай за нами бестолковый! Пора, а то темнеет». Иди смело к ним, а они тебя самой короткой дорогой выведут! Если по доброму.

 А если со злом, столько заморочек подкинут на лесной тропе, что и в чертей и в лешего и недобрую примету поверишь, спроси, любого охотника, ещё - бы, лес для них дом родной.
 
В школьной библиотеке долго искал и нашёл таки про скворцов. Мелкая певчая птичка отряда воробьиных. Оказалось у них нет своей песни и относятся они к так называемым имитаторам, что где услышат то и повторяют. Так вот откуда у них такая странная песня, тут и шипение и щелканье и заливистая трель, где-то подслушали! Недавно забежал к «самоделкиным», они во дворе ладили старенький, еще дедовских времён «ижак». Рассказал про песни скворцов. Точно, подтвердили они, есть такое дело. Как-то учили они сопливого Витька свистеть, да безуспешно. Пародия на свист, больше ничего не добились. А скворец, наблюдавший за этим делом, с крыши на следующую весну прилетел и эту пародию исполнил! Так и прозвали его - Витькин. В эту весну опять ждём, с нескрываемой гордостью добавили.

 А может и не прилетит, на птиц напала болезнь, но прилететь должен. Все всегда возвращаются на родину и птицы и рыбы и даже черепахи да и люди тоже, не даром пословица есть –где родился там и сгодился. Потому вернётся скворец в родной скворечник, чтобы родить птенцов, поднять их на крыло обильным летним кормом и с наступлением осени улететь, спасаясь от холода и зимней бескормицы. Так устроен мир, пришел к выводу Ванька.
 
Если в моём скворечнике выведутся скворцы, значит у них и у меня одна родина и они со мной родные! Смотрит Ванька на свою родину, на разрушенные коровники, на опустевшие подворья, вырубленный лес,  израненную тракторами землю, где ещё недавно собирали ягоды, да грибы. Заболела видно его родина тяжкой болезнью. Всё  больше проникается Ванька чувством родства к перелётным птицам. Хочешь - не хочешь, а лететь придется и ему тоже. И совсем неизвестно куда. И как там будет насчёт возвращения, кто знает?

 А скворечник надо построить до Пасхи, потому как на Пасху приезжает крёстная из города, привозит особенно вкусные, освящённые как она говорит, куличи и на этот раз обещала взять на праздники в город. Вспомнилось Ваньке, как ещё в школу не ходил приехала из города мамкина дальняя родственница и со словами –хватит загибаться, мамка тогда болела сильно, посадила его с матерью и сестрёнкой в машину и отвезла в город. Там в городе, в огромной красивой церкви его и сестрёнку покрестили и с тех пор она стала крёстной матерью.

 Красиво было в церкви. Строго и грустно смотрели на него с икон святые. Много  было не понятно и ново, но своим хоть и детским умом Ванька сообразил, что есть над всем миром Бог и он где-то здесь и если попросить у него, любое желание он исполнит. Все потихоньку о чём-то просили. Он,  когда засобирались к выходу, увернулся- таки из под строгой материнской  руки. И в уголке у старенькой иконки с совсем неразборчивым изображением прошептал своё заветное желание - чтобы мамка не болела. Без мамки никак. С тех пор болезнь помаленьку отступила и мать почти выздоровела. Ванька с надеждой потрогал крестик на шее. На этот раз он затаил большую просьбу, и если доведётся случай, будет просить у Бога что - бы спас его Родину, без неё тоже, никак.

 До Пасхи надо успеть со скворечником. Потом будет некогда вот так выпиливать, примерять, переделывать.  Да и скворцы вот- вот прилетят. Каждый год с наступлением весенней поры особенно на утренних зорях, высматривал, прислушивался,  где - же, где? И как всегда, вдруг, вот он! Чернеет на столбе или крыше знакомо посвистывает, удивлённо шкворчит на пробрасывающий мокрый снег или утренний мороз  -  куда это я попал, неужели это весна? А скажи, кому эту радостную весть - вот он прилетел, скворец! Завсегда в ответ: «Да я ещё неделю назад…», а кто и две! Чудеса. Неделю назад холод был собачий, какие скворцы?
 
Долго бы ещё удивляться Ваньке, если -  бы не прошлогодний случай. Утренней порой шагал он по дороге в школу, радуясь восходящему солнцу, обещавшему настоящий весенний день. По привычке сбавил шаг возле «самоделкиных». И на тебе, выбегает из ворот сопливый Витёк, на ходу надевая куртку и чуть не по земле волоча портфель. Скворцы прилетели, смотри, прилетели…скворцы! Остановился Ванька, с досадой посмотрел на него, хрустнул презрительно ледком в дорожной луже… «Да что ты!  А я ещё на прошлой неделе»… И примолк, осенила догадка. Так вот они когда прилетают! Витёк обалденно  уставился на собеседника. То-то же. Мал ты ещё, первым скворцов встречать.

    Мал и Ванька, чтобы понять, что для спасения Родины он уже делает первый шаг – скворечник. Когда повзрослеет, будет понятна ему простая истина: надо, надо строить скворечники что бы прилетал скворец, свой, родной, и пока скворчиха чистит и обустраивает жильё, пусть поёт свою песню, песню любви, весны и возрождения жизни. Возрождения Родины.