Разрубленная Вселенная

Евгений Габелев
Иногда мир выглядит так, словно его разрубили.



 

Разум суть инструмент различения. Он нужен чтоб отличать тьму от света, полезное от приятного, а грустное от смешного. Рассекать мир на минуты и метры, превращая непрерывность дня в пунктиры отдельных слов.

 

Лучшим символом разума будет топор.



 

УМ С ТОПОРОМ

 

Есть теория, что вселенная представляет собой единое неразрывное тело. Пространство и Время, Воображение и Реальность, Сознание и Коллективное Бессознательное, суть различные проявления одной цельной сущности.

 

В древнейших религиях это непрерывная и аморфная сущность представлялась как Изначальная Мать, первородная богиня, давшая начало всему. Но потом из нее возник ум. Он как топор, расчленяет и рубит.

 

Мифы описывают это как восстание сыновей. Бог-сын, или группа мужских богов, олицетворяющих различные аспекты вселенной и нашей психики, восстают против Изначальной Матери и безжалостно рубят ее.

 

Из ее частей боги творят мир. И потом живут в нем.



 

БОГ С ТОПОРОМ

 

История эта давняя, а началась она, когда исторической науки еще не было, а боги запросто ходили средь людей, притворяясь простыми смертными. И происходило это на земле далекой и дивно прекрасной Индии.

 

Был среди тех богов и Виншну, славящийся своими хождениями в народ. Он то и дело рождался в людском обличии и творил всякие чудеса, учил людей, или просто развлекался на свой божественный лад.

 

Однажды он заскучал, или встал не с той ноги… и родился как Парашурам, или Мужик-с-топором. Ну а если точнее, то Бог-с-топором. Был он сыном плотника, и начал с того, что зарубил собственную мать.

 

А дальше само пошло. Однажды он зарубил неких воинов, что хотели казнить его за то что он называл себя Сыном Бога… и так увлекся, что перебил все вооруженные силы древней Индии. Все тем же топором.

 

Согласно легенде, он истреблял вооруженных людей 21 раз подряд… видимо, всякий раз оживляя их вновь, или подождав пока вырастут новые воины. Словно не древний бог, а современное ядерное оружие.

 

Жуткая история, в самом деле. Хотя наш бог не лучше.



 

ЦАРЬ С ТОПОРОМ

 

Прошли века, Индия стала великой и вновь опустилась в древнее варварство, сохранив в легендах смутную память о минувшем величии. Тем временем на севере, на другом конце мира, выросло новое царство.

 

Оно звалось Россией, что в переводе с наречия цивилизованных греков означало Страна Медведей, Уруссия, или Медвежий Угол. И может Парашурам туда забрел, или каким-то иным путем, но родился там царь.

 

История сохранила его имя как Петр, Царь-с-топором, Царь-плотник. К матери он был по-европейски благосклонен, так что природную лютость вымещал на женах, любовницах и стрельцах, коих неоднократно казнил.

 

Было в делах его что-то до боли знакомое… но к счастью, никто вокруг ничего не знал ни про далекую Индию, ни про привычки ее божеств. Вскоре, как водится у богов, он основал город, назвав его в честь себя.

 

Город стал Окном-прорубленным-в-Европу, и сквозь него русский дух проникал в нее, а европейский дух рвался на просторы Руси… пока не вырос в том городе один ушлый майор. Он стал президентом и закрыл окно.

 

Люди верили майору как богу, и про Европу скоро забыли.



 

ХУДОЖНИК С ТОПОРОМ

 

Когда в далекой России будущие учителя товарища майора делали революцию и стреляли людей, на другом конце мира родился простой индеец. Казалось, в нем не было совсем ничего божественного.

 

Индейца звали Белая Птица, или Освальдо Гуаясмин - в переводе на язык белых варваров. Он не снимал скальпы и не кидал томагавки в бледнолицых, но парень судя по всему был крайне отчаянный и резкий.

 

Родившись в нищей семье, на дне эквадорского общества, он стал великим художником, составившим заслуженную славу культуре Латинской Америки и ее коренному народу, казалось уже полностью обреченному.

 

Картины его, писанные мягкой кистью по тонким холстам, смотрятся так, словно вырублены каменным топором. Будто стремительно взлетал он над плечом живописца и безжалостно опускался, рассекая сочную плоть бытия.

 

Расчлененная вселенная, отсеченные руки, фрагменты частей тел причудливо смешанные в танце умирающей и убивающей жизни… как прекрасная и удивительная по глубине метафора современного мира.

 

Возможно, он был богом и что-то хотел показать нам.



 

ВРАЧ С ТОПОРОМ

 

Иногда взглянуть на картины современных художников приходит врач. Молча прохаживается вдоль завешенных холстами стен и грустно вздыхает… словно он разрубил череп автора и узрел содержимое его души.

 

Современные психологи верят что живопись, так же как мифы - суть отражение душевного склада человека, его внутренних переживаний и проблем, от которых он избавляется, перенося в воображаемый мир.

 

Изображения рассеченного бытия и разрубленного тела трактуют как отражающие разорванную и страдающую психику. Вплоть до указания на латентную шизофрению… что на самом деле представляет собой новый миф.

 

У каждой эпохи свои сказки. И свои боги.



 

Смотрите и вы, но не стоит спешить с выводами.
Откуда вам знать, что это значит.
Разве вы бог…





Полную версию статьи с иллюстрациями Освальдо Гуаясамин можно читать здесь:
http://www.b17.ru/article/razrublennaia_vselennaia/


Освальдно Гуаясмин(исп. Oswaldo Guayasam;n, 6 июля 1919 — 10 марта 1999) — эквадорский художник и скульптор, родом из племени индейцев кечуа. Выдающийся мастер Латинской Америки XX века.