Вероника - обладательница черного пояса таэквондо

Барламова Людмила
Я часто огорчалась по поводу того, что в наше время не звучат в беседках гитары, как это было раньше, в семидесятых годах. Да и беседок сейчас во дворах нет. Раньше девочки мечтали стать актрисами, певицами, парикмахерами, поварихами, кондитерами, а сейчас всё изменилось, и не в худшую, я скажу, сторону. Да, сегодня у молодёжи другие приоритеты и другие ценности. Но люди не оторваны от жизни, наоборот, они в курсе всех событий. Знают всё о новинках культуры, музыке, фильмах, спорте. Я думаю, что сейчас самое время представить героиню моего повествования - Веронику Шахижданову. Ей 29 лет, она мастер спорта по таэквондо, обладательница чёрного пояса, тренер Спортивного центра таэквондо города Жезказгана.

О таэквондо:
История корейских боевых искусств начинается около двух тысяч лет назад. Таэквондо оказывается одним из самых молодых видов. В 1955 году новое направление, созданное лучшими мастерами боевых искусств Южной Кореи получило свое название «таэквондо», после чего начался его победный путь по спортивным аренам всего мира. Таэквондо - это один из видов корейского боевого искусства самообороны без оружия. Корейское «таэ» означает «выполнение удара ногой в прыжке или полете», «квон» - «кулак» (главным образом в контексте нанесения удара или разбивания чего-либо рукой), «до» - «искусство», «путь» - путь истины, проторенный в прошлом, покрытый святостью и мудростью. Соединив все вместе, получаем систему духовной тренировки и технику самообороны без оружия, наряду со здоровьем, а также квалифицированным исполнением ударов, блоков и прыжков, выполняющихся руками и ногами для поражения одного или нескольких соперников.
Тот факт, что изначально таэквондо было создано боевым Генералом для своих солдат, оказало большое влияние на это боевое искусство. Тренировочный процесс характеризуется жёсткой дисциплиной. Правила поведения в зале строго регламентированы. Форма одежды, ритуалы, отношение к учителю и товарищам соблюдаются с особым вниманием. Таэквондо, по сути является многоборьем, состоящим из нескольких дисциплин. Соревнования проводятся по трём дисциплинам: спортивный поединок (керуги), формальный комплекс (пумсэ), разбивание предметов (кьёк-па). Помимо соревновательных дисциплин в программу обучения входят и приёмы самообороны - хосинсуль, которые являются логическим применением предыдущих дисциплин в реальных ситуациях. С недавнего времени в официальную программу обучения таэквондо вошло изучение работы с оружием - двумя короткими палками (около 40 сантиметров длиной), имеющими корейское название - таэквонбон. Также в таэквондо существует программа, называемая таэквондо-аэробика. Это комплексы упражнений, разучиваемых и выполняемых под танцевальную музыку, имеющих в своей основе элементы, приёмы и технику таэквондо.
В таэквондо каждый может получить то, что ему нужно: поправить здоровье, научиться самообороне, ознакомиться с философией таэквондо, воспитать сильное тело и дух. Но для того, чтобы стать профессионалом, требуется большая самоотдача, изнурительные тренировки, несгибаемое намерение, умение терпеть. Терпеть долгие годы, терпеть боль и усталость, терпеть жёсткие поединки, терпеть травмы.

 – Вероника, как получилось, что ты, девочка, увлеклась мужским видом спорта таэквондо и это стало твоей профессией?
 – Когда я была ребёнком, я знала, что есть такие боевые искусства, как каратэ, дзюдо, кунг-фу и ушу. Любила, как и все дети, насмотревшись фильмов с участием актёров, владеющих боевыми искусствами, – Джеки Чаном, Чаком Норисом и им подобных, демонстрировать похожие удары. Из-за этого мальчишки-одноклассники в шутку меня называли каратисткой. Я хотела быть похожей на тех героев, потому что думала: было бы здорово быть такой же сильной, быстрой и помогать кому-то в беде или спасать кого-нибудь и быть уверенной, что ты сможешь защитить не только себя, но и других.
Никто из моих друзей и знакомых боевыми искусствами не занимался. А о таэквондо я не знала вообще. Ведь в 90-е годы боевые искусства в Казахстане начали только развиваться и «выходить» из подвалов. Знаете, тогда я не могла и предположить, что буду заниматься таэквондо.
 – С какого возраста вы начали осваивать основы этого вида спорта?
 – Когда я начала заниматься таэквондо, мне было 17 лет. К этому времени я окончила школу и готовилась к поступлению в университет. Для спорта 17 лет – это возраст. Да я и не была особо спортивной, никаким видом спорта до этого не занималась, даже бегать не любила. Но уроки физкультуры посещала честно. Занималась волейболом, но не долго, всего лишь год.
 – Были ли поначалу проблемы?
 – Конечно. Только я бы их назвала трудностями. Спорт – это всегда тяжело. Преодолевать мне их помогло огромное желание заниматься этим восточным единоборством. Да и по натуре я человек преданный одному делу, упорный и трудолюбивый: если чего-то хочу достичь, себя не жалею. На одной из первых тренировок нам тренер сказал, что из нашей группы до чёрного пояса и чемпионских титулов дойдут лишь единицы. И я для себя тогда решила, что обязательно буду одной из них. Так и случилось. Таэквондо мне очень нравится. Это комплексное развитие человека: развитие физических и психических качеств, морально-этическое и нравственное воспитание.
 – По скольку раз в день вы тренируетесь сейчас и тренировались раньше?
 – Сейчас сама я уже не тренируюсь. В тёплое время года устраиваем с семьей вечерние пробежки. В хорошей физической форме помогает держаться работа. Я тренирую маленьких детей, а с ними и побегать, и попрыгать надо. Раньше, конечно, в периоды подготовок к соревнованиям, тренировки были очень тяжёлыми. Неделями тренировки шли по три раза в день, от полутора до двух с половиной часов, общая дневная тренировка – 5 часов. К чемпионату Казахстана тренировки были индивидуальными, сложность которых еще большая. Но мне это нравилось: когда ты выходишь из зала уставшей, мокрой от пота, без сил, но довольная своей работой, чувствуешь огромное удовлетворение как физическое, так и моральное. Это такое неописуемое наслаждение, когда каждая клеточка твоего организма словно заново рождена!
 – Вероника, расскажите какой - нибудь интересный случай, связанный с этим видом спорта.
 – В основном, всё интересное случается на выездных соревнованиях, когда ученики впервые выезжают или участвуют в зарубежных соревнованиях. На всю жизнь мне запомнилось первое участие нашей детской и юношеской сборной в европейском турнире в Румынии, родине графа Дракулы в 2009 году. Соревнования, кстати, так и назывались – «Дракула оупен» (к сожалению, мы не побывали в замке графа: на полдороге к обители вампира разыгралась такая непогода, что мы приехали очень поздно, и время посещений было окончено). Дети тогда впервые летели самолетом. В аэропорту Стамбула устраивали гонки на багажных тележках, бегали наперегонки по движущимся багажным лентам, перепробовали всю пахлаву в дьюти-фри. В самой Румынии тоже без смешных историй не обошлось. Европейцы вообще более открытые и коммуникабельные, к детскому спорту относятся с большой заботой: для детей после соревнований был организован банкет с фуршетом и фольклорной дискотекой, на которой наши дети были самые яркие и зажигательные, приводя всех в восторг своим весельем и открытостью.
 – Вы тренер. Кто у вас занимается? Мальчики, девочки и какого возраста?
 – Как я уже упомянула, сейчас я работаю тренером-преподавателем. Мои воспитанники – это дети от 4 до 11 лет. Неуклюжими малышами они приходят в наш зал, где мы с ними учимся выполнять сначала элементарные упражнения, затем ударную технику, далее – обучение спаррингу, и т.д. Для ребят постарше, таэквондо – это подспорье в учебе, так как оно развивает упорство и внимание, вносит в жизнь занимающихся детей самодисциплину и взаимоуважение, которого так не хватает в наше время, формирует внутреннюю культуру ребёнка, характер и волю, развивает чувство обязательности и ответственности. Тренировки также очень хорошо снимают психологическое напряжение и усталость, вызванные долгими часами неподвижного сидения в школе.
Тренирую я детей до кадетского возраста – до 12 лет, затем они переходят в сборную под руководство другого тренера. На моих глазах маленькие детки вырастают в отличных спортсменов. За это время мы становимся почти одной семьёй. Соревнования с победами и поражениями, тренировки, сборы, участия в различных мероприятиях, поездки в лагерь, походы – мы везде одна команда.
Была у меня и женская группа, где тренировались девушки и женщины. В таэквондо, благодаря комбинированным нагрузкам и динамике, тело приобретает не раздутую мышечную массу, а подтянутые и упругие мышцы, что и надо было моим воспитанницам. Девочки, девушки и женщины, занимающиеся таэквондо, имеют очень красивые фигуры. На тренировке забываешь, 20 тебе лет или 35, забываешь о всяких проблемах, думаешь только о том, чтобы у тебя получился тот или иной удар, стойка, элемент. И знаете, какое это счастье – видеть, как мои воспитанницы становятся ещё красивее и увереннее в своих силах! А одна из моих спортсменок предпенсионного возраста почти на шпагат села! Для меня это тоже достижение.
Вообще я вам скажу, победы моих воспитанников меня радуют больше, чем свои собственные. Так как в них я вижу результат своей любимой работы.
 – Чтобы стать мастером спорта, что для этого нужно?
 – Для этого необходимо выполнить норматив мастера спорта – это мечта любого спортсмена. Я норматив выполнила после победы на двух чемпионатах Казахстана.
 – Вероника, расскажите о международных турнирах, поездках, победах, наградах.
 – Поездки – это одна из сложнейших и интереснейших аспектов моей работы. Я больше ездила на соревнования в качестве тренера, чем в качестве спортсмена, так как мой спортивный рост шёл параллельно с практикой преподавания. За одиннадцать лет со своими спортсменами мы объездили всю республику, ежегодно участвуем в российских турнирах, где нас уже хорошо знают и приглашают, также ездили и в Европу. Однажды, когда мы приехали впервые в Румынию и показали там отличный результат, покорив своей техникой, спортсмены из других стран посчитали, что мы сборная Казахстана. После соревнований даже просили нас провести мастер-класс. После этого наших ребят заметили и в Европе, и стали приглашать на зарубежные турниры. Но, как и у всех таэквондистов, у меня есть мечта – съездит на родину таэквондо – в Корею.
 – Расскажите о себе: Где учились, где тренировались, а так же о своём тренере.
 – Начала я тренироваться в Спортивном центре таэквондо с июля 2003 года, сразу же после его открытия. Моим первым тренером был Алтынбеков Нурлан Багдатович. Он был очень строгим наставником, дождаться от него похвалы за хорошо выполненный удар было сложно. Тренировки пропускать ни в коем случае нельзя. Опаздывать – тем более. Внешний вид, правила поведения в зале – все имело значение. Нурлан Багдатович был для нас самым лучшим, самым значимым. Он учил нас боевому искусству с большой любовью и уважением, как к спорту, так и к воспитанникам. Благодаря Нурлану Багдатовичу, мы приучились к спортивной дисциплине и получили базовые знания. Потом были другие тренеры. В 2007 году из Южной Кореи в Спортивный центр приехал работать тренер-инструктор Хонг Ки Санг, обладающий чёрным поясом 5 дан, мастер спорта международного класса – абсолютно другой человек, с другой страны, с другим мировоззрением. С ним тренироваться и работать было очень интересно (у него я тренировалась, также мы параллельно работали тренерами). Это были три замечательных года, итог которых – два чемпионских титула на чемпионатах Казахстана, звание мастера спорта, долгожданный черный пояс и опыт проведения тренировочного процесса по восточной методике.
 – Спортивная жизнь очень сложная: это же поездки, диета (есть диета, или её нет?), чтобы быть в хорошей форме?
 – Когда я начала заниматься таэквондо, то потеряла 10 кг! Диеты? Нет, никогда. Когда занимаешься серьезно спортом, таким, как таэквондо, диеты не нужны. Я сладкоежка и ела всё, что хотела. В зале при хорошей работе все калории сжигаются, а ещё тренировки на стадионе и в бассейне. После тренировок так устаешь, что кушать уже не хочется, только пить и отдыхать. Сейчас я поддерживаю форму, но без диет. Я считаю, что физическая нагрузка для здорового человека – это лучшая диета.
 – Все восточные виды спорта - это прежде всего - высокая культура, самодисциплина, любовь к людям и самое главное - не нанести вреда, так? Это вообще мужской вид спорта?
 – Я бы не сказала, что таэквондо – сугубо мужской вид спорта. В наше время очень много женщин во всём мире занимается им. Таэквондо для меня – это уверенность в себе, чувство собственного достоинства, поддержание себя в форме, снятие стресса. Разве что победа в уличной драке не подходит для женщины, но много ли мужчин в современном мире занимаются таэквондо, чтобы биться на улице? Меняется ли мышление, я даже не знаю. Таэквондо формирует внутреннюю культуру человека, характер, волю и дисциплину, развивает обязательность и ответственность. Занятия таэквондо вносят в жизнь спортсмена самодисциплину и дух взаимоуважения.
У некоторых людей, к сожалению, есть такой стереотип: если человек занимается восточным единоборством, то, значит, он должен в любом конфликте доказывать правду силой. Мне говорят иногда: «Бедные ваши друзья, ведь если что, вы сразу пяткой в нос дадите!» Глупость какая!
 – Вероника, поделитесь своими планами на будущее.
 – Я творческий человек. Люблю рисовать природу и животных, уже написала несколько картин. Мне нравится шить. Очень люблю баловать свою любимую семью различными кулинарными творениями, и, как говорят мои родные, у меня очень неплохо получается. Люблю со своей племянницей Полиной заниматься флористикой. Плоды наших работ мы дарим нашим близким людям. Коллекционирую монеты, очень люблю комнатные цветы, домашних животных, рыбок, и все это у меня есть. Люблю читать. Сейчас перечитываю Артура Конан Дойля. Любимый поэт – Эдуард Асадов, у него очень добрые и душевные стихи. А еще люблю походы и рыбалку.
Без всего этого моя жизнь была бы скучной и неинтересной.

(В сокращенном виде опубликовано в жезказганской газете «Подробности» за 6 февраля 2015г.)