Мастер педагогического труда

Айза Барзанукаева
В любой области человеческой деятельности бывают люди, чьи имена у всех на слуху. Именно к такой категории людей относится и  моя  героиня : стоит вам произнести в Аргуне «Пиян Адамовна», как сразу же становится ясно, что речь идет об учителе, и не просто об учителе, а Учителе с большой буквы, иначе она была бы мало кому известной учительницей начальных классов.
Мое знакомство с П.А. Ахмедхановой состоялось в августе 1989 года, когда я пришла работать в Аргунскую среднюю школу №4. Специфика работы общеобразовательной школы  такова, что начальное звено обучения живет и работает как бы в автономном режиме. Поэтому мне как учителю-предметнику не часто доводилось ходить в «гости» в начальную школу. Тем более мы с П.Ахмедхановой  работали в разных концах-корпусах огромного здания школы №4. Правда, совместные собрания, совещания, педсоветы и прочие праздничные мероприятия давали учителям возможность поближе узнать друг друга. Так и я узнала Пиян Ахмедханову как опытного, требовательного специалиста, которого уважают не только коллеги, но и ученики и их родители. Каждый раз, когда она набирает детей в первый класс, именно к ней обращаются больше всех родителей с просьбой взять их  ребенка в свой класс. Она из немногих учителей начального звена, чей рейтинг доверия и признания ее опыта работы очень высок и среди родительской общественности, и среди руководства системы образования города.
Коллегам одинаково и легко, и трудно общаться с ней – что молодым, неопытным, что ее ровесникам, потому что Пиян Адамовна из той категории людей, кто «не лезет на поклоны к многоточью», а режет, как говорится, правду-матку в глаза. Она может негодовать, спорить до хрипоты – и никогда не таить обиду или злобу. Она без обиняков выскажет все, что думает,- поэтому с ней легко. А трудно потому, что не каждый способен к откровенному диалогу, да и кто захочет слышать в глаза что-либо нелицеприятное о себе? Кстати, здесь необходимо уточнить: Пиян Адамовна проявляет столь, скажем, непримиримый характер, если дело касается сугубо работы. Здесь она не дает спуску никому: ни себе, как заместителю директора по учебно-воспитательной работе в начальных классах, ни своим подчиненным и вообще – своим коллегам. Объясняется это очень просто: с точки зрения Пиян Адамовны, им, учителям, доверена огромной важности работа – обучение и воспитание подрастающего поколения. И это такая сфера деятельности человека, где не может быть брака, где нельзя работать спустя рукава, где учитель должен постоянно совершенствоваться и не имеет права  опускать планку требовательности к себе, так как он работает над самой ответственной задачей - формированием человека. Поэтому, считает она, к педагогической работе надо призывать не тех, кто стремится обеспечить свою жизнь, просто трудоустроиться, а тех, кто чувствует к этому делу сознательное призвание и предчувствует в нем свое моральное удовлетворение. А тем, кто выбрал школу по призванию, необходимо создать все условия, чтобы им работалось комфортно и чтобы они не сбежали из школы в поисках лучшего куска хлеба. Пиян Адамовна очень сожалеет, что во время прямого эфира с Главой республики Р.А. Кадыровым она не смогла дозвониться. Нет, она не хотела просить что-либо лично для себя. Она хотела попросить за всех учителей: нельзя ли немного поднять уровень прожиточного минимума для учителей? Ведь при таких диких рыночных отношениях уж слишком мал тот остаточный минимум, по которому финансируется образование. Хоть и грубо звучит, но сытый учитель и работать захочет лучше, а время романтиков и альтруистов бесследно проходит. «Скоро нас (имеется в виду старшее поколение учителей) можно будет занести в Красную книгу», - шутит П. Ахметханова.
Шутки шутками, но в августе 2014 года исполнилось 45 лет педагогической деятельности Пиян Адамовны Ахметхановой. Эти годы вместили в себя тысячи человеческих судеб, прошедших не только через ее руки, но и душу, сотни тысяч уроков – чудесных мгновений взятых ею и ее учениками высот знаний, сотни тысяч памятных школьных звонков, зовущих в прекрасный Мир Знаний, которыми она щедро делилась со своими питомцами. Эти годы вместили в себя встречи с маленькими шестилетними школьниками и разлуки с ними на пороге их перехода в среднее звено обучения.
За сорок пять лет работы только 3 раза менялась школьная «прописка» Пиян Адамовны. Начала она трудовую деятельность  в Автуринской средней школе № 1 Шалинского района, куда она пришла работать после окончания Гудермесского педагогического училища. Через 2 года вместе с мужем и маленькой дочуркой она переезжает в Аргун. Здесь она начинает работать в школе № 2, где проработала 11 лет. А когда в 1983-ем году рядом с многоэтажкой, где ее квартира, открылась школа-новостройка № 4, она переходит сюда. С 1996-го года П. Ахметханова совмещает работу учителя начальных классов с ответственной должностью заместителя директора по учебно-воспитательной части. Для своих коллег по начальному звену она и взыскательный руководитель, и строгая мама, и опытный наставник, и хороший помощник. Другую Пиян Адамовну учителя (а все учителя в  начальном звене – представители прекрасной половины человечества) просто не представляют себе.
…Одна учительница рассказала мне, как лет 20 назад у нее возникла проблема, для решения которой она обратилась то к одной коллеге, то к другой – из числа тех, на кого она, по ее мнению, могла рассчитывать. Не помогли. А когда о ее проблеме узнала Пиян Адамовна, та моментально помогла. Вот как проверяется порядочность и надежность человека, добавила рассказчица. Вероятно, о таких людях и говорит Сергей Островой в своем стихотворении «Прямота»:

«…Стой на своем – они тебе помогут.
И могут быть и жесткими, и злыми -
Но только подлецами быть не могут».

Многолетний плодотворный труд П.А. Ахметхановой отмечен многочисленными грамотами, дипломами и наградами. В июле 1986 года ей присвоено звание «Старший учитель», 19 сентября того же года Указом Президиума Верховного Совета СССР она удостоена Ордена Трудовой Славы III степени, в декабре 1989 года она стала «Отличником народного просвещения». В 2007-ом году ей присвоено звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации». А еще она является обладателем гранта Президента Российской Федерации в 100 тысяч рублей, как лучший учитель страны. Как говорится, по труду и честь. И комментарии тут излишни.
Спрашиваю у Пиян Адамовны, а какая награда памятней, особенно дорога? Ответ удивил меня. Оказывается, в педучилище группа, в которой училась она, за хорошую учебу была награждена поездкой в Москву. А ее, как лучшую из лучших, наградили путевкой в город Ульяновск, в музей-квартиру В.И. Ленина. (Заметим в скобках, что это в те годы было в высшей мере похвально и почетно!) И вот она отказалась от этой заманчивой экскурсии и настояла на том, чтобы ее включили в список группы, выезжающей в Москву. Впечатления от этой поездки намного дороже всего, говорит она. Наверное, потому, что это все-таки юность, безвозвратно ушедшая, вызывающая светлые чувства.
Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил, что "урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции". Я бывала на уроках П.А. Ахметхановой и смею заявить, что она из тех учителей, о которых говорят: «Учитель от Бога». Ее награды являются доказательством признания ее заслуг в деле служения воспитанию и образованию молодого поколения и доказательством того, что в выборе профессии она не ошиблась. Она успешный учитель. Она состоялась и как мать. С мужем Ахмедом, ее верным спутником жизни, они вырастили трех дочерей и сына, у которых уже свои семьи. Одна из дочерей пошла по стопам матери, другие две стали врачами. Сын окончил Грозненский государственный нефтяной институт им. академика Миллионщикова, работает. Стал надежной опорой родителям.
Который год, говорит Пиян Адамовна, зарекаюсь доработать учебный год и… уйти на заслуженный отдых… Я ее слушаю и вспоминаю слова Мартина Лютера: «Если мне скажут, что завтра наступит конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево». Это к тому, что Пиян Адамовна относится к категории людей неуспокоенных, энергичных, стремящихся каждодневным трудом приносить пользу людям, чувствующих своих гражданскую ответственность перед людьми, перед собой и перед Богом, - таких, которых называют коротким, но емким словом Мастер.