Сеть

Михаил Желамский
     Пригласил меня тут один товарищ на беседу. Привычное дело. Я, бывает, езжу на различные семинары, обсуждения, переговоры. Туда – сюда. Взяв, привычно,  с собой экземпляр своей монографии и отложив работу над диссертацией, поехал я в университет – ну какие могут быть сомнения в серьёзности намерений о научном обсуждении?
     То да сё,  встретились, на второй этаж, там гляжу – зал, народ, тоже привычно – конференции, митинги, защиты, да что угодно может быть. Я, пока не начали, монографию надписал, вручил, объяснил свои стратегические намерения, ну – начали, все – слушаю.
     Слушаю, слушаю, и как говорят- «не въезжаю», чего то не то, не о том говорят – мыло, порошки стиральные – бр-р-р-р-р…
     После некоторого раздумья до меня, наконец, дошло – я случайно попал на семинар по сетевому маркетингу, который ведёт яркий и импозантный представитель некой очень крупной зарубежной компании – производителя всякого барахла, от мыла до продуктов питания, одежда, и прочее…
      Ну, я человек воспитанный – так просто встать и уйти не учили, поэтому сижу, ёрзаю, и слушаю. Но, вскоре стало по-своему интересно…
     Кругом сидели студенты выпускных курсов крупнейшего многопрофильного университета мегаполиса.
     Бедный Мавроди, несчастный «МММ»! Чего к ним пристали? Ангелы! А тут такое, такое!
     Лектор сразу обозначил лишь четыре возможных способа зарабатывания денег – наёмный труд, мелкий бизнес, крупный бизнес, который должен быть обязательно сетевым, и, наконец – инвестиции.
     Я сразу про себя отметил, что допустим – наука, литература, та же поэзия, как-то обидно не попали в список, как, впрочем, и все другие творческие занятия. Ну, ладно, слушаем дальше…
     Заниматься, по мнению лектора, стоит только крупным бизнесом – то есть продавать продукцию внешней фирмы, всеми силами расширяя сеть продавцов через своих знакомых, родственников – не повернулся у меня язык сказать   «друзей».  Тут лукавство налицо – то, что он называет крупным бизнесом, на самом деле есть наёмная работа НА крупный бизнес.   
     «Вот, например, Онегин» – продолжал лектор – «ходил, ходил, потом в Персию зачем-то поехал, и был застрелен, в конце концов. А если бы пришел к нам на семинар, то жил бы припеваючи в полном благополучии, распространяя нашу продукцию».  Аплодисменты в зале! Тут я начал нервно смеяться, и лектор это заметил. «Спокойно» – сказал я себе! То, что он Онегина с Чацким перепутал – это еще полбеды. Но какое оригинальное обоснование никчемности жизни городского денди! Блеск! Вот бы в школьное сочинение такое объяснение.
     Ладно, далее…  «Или вот взять спортсменов» – разошелся докладчик. «Вот зачем они хотят быть первыми в мире? Непонятно!  Надо бы просто – на семинар к нам, и всех знакомых привести сюда – знаете какие бонусы пойдут от компании? Ужас!»
     «А еще сегодня я кино смотрел» – не умолкал лектор -  «про одержимого одного. Барабанщик в джазе. Колотил, колотил по барабанам, днём и ночью, тоже хотел лучшим стать. Я так и не понял – зачем ему это надо, если есть сетевой маркетинг от нашей компании». Овации в зале!
     Были и полезные назидание, действительно – уметь себя подать, переговоры провести, перед публикой выступать – разве не польза – спрашивал чтец - декламатор? Тут я согласился внутренне, но подумал – вот бы его на мои научные семинары, ох как перья от него полетели бы по всей округе с пятого этажа.
     Тут докладчик стал объявлять скорую перемену темы, возникли бурные овации в зале, и я выбежал оттуда с большим облегчением для души. 
     Молчал, шёл к метро. Спустился, посмотрел по сторонам и сказал: «Милые мои алкоголики, бомжи, проститутки и прочая сволочь подземная». «Культурные, образованные люди ведь все, поголовно с высшим образованием, поди! Ну, не дала вам нынешняя власть возможности реализовать свои амбиции, вот и сидите вы здесь мирно, и в общем – то,  по – человечески. А там что»?   
     Что это такое было? В учебном корпусе, старшие студенты с овациями слушают прожженного спекулянта о том, что нужно все забыть, и «втюхивать» соседям мыло и стиральный порошок?!
     Может быть это входит в учебную программу ВУЗ'а? Но в наше время такого не давали, вроде.  Или я пропустил?
     Думаю, что это уже агония нашей образовательной системы. Студентам за пять – шесть лет обучения так никто и не объяснил – что бывает творчество, что его тоже четыре типа – научное, техническое, художественное и спортивное, и как оно греет душу. И творчество, только оно и должно составлять смысл жизни нормального человека. И тогда все приложится.  И этим живет наибольшая часть населения планеты, творчеством, а не сетевым маркетингом.
     А может быть в этом и состоит миссия современного отечественного ВУЗ'а, чтобы отвести интересы молодёжи от творчества, и направить их в зомбированное пространство продавцов мыла?  Я лучше других знаю, и могу доказать, что наша власть вовсе не заинтересована в творческой реализации личности. На любом уровне, при оформлении любой заявки на грант, на поддержку, на любой конкурс – требуется указать систему – организацию, к которой заявитель принадлежит. Личность, как таковая, никого не интересует, какие бы заоблачные проекты эта личность не предлагала. Поэтому, творческий человек не может реализовать свои амбиции, так как вынужден идти под административный ресурс организаций, где царит тоталитарный деспотизм начальников, назначенных, чаще всего – я это утверждаю, не по достигнутым результатам, а по принципу личной преданности.  Причем, я также утверждаю, что абсолютное большинство таких «начальников» ничему начала не дают и никогда не давали. И я не устаю повторять – если начать выполнять статью Конституции РФ о свободе творчества, и принять государственные меры для обеспечения этой свободы, то подобные семинары растворятся в воздухе, а наши дорогие студенты будут со здоровым смехом вспоминать о призывах к перепродаже друг другу моющих средств из-за границы. 
     Я  знаю, что за границей, в цивилизованных странах работают сотни – тысячи исследовательских групп, лабораторий, институтов, компаний, которые – создают, развивают, исследуют, совершенствуют новые решения, теории, технологии. В результате народ занят творчеством, которое помноженное на любовь, дает нормальное человеческое счастье, не зависящее от крупных промышленных корпораций.  Такого «лектора» сразу бы отправили в сумасшедший дом при первой попытке открыть рот в студенческой аудитории. Да никто бы и не пришел, прежде всего.
     У нас же альтернатива только между погружением под административный ресурс дебильных идиотов в креслах начальников, или - активно продвигаемым сетевым маркетингом.   
     А пока, поэтому, да – именно поэтому и появляются подобные семинары, показывающие молодёжи четкий и ясный путь к некому благополучию, пусть и кажущемуся, но понятному.
     Но,  все равно, сеть – деградация личности, забвение души, зомби!  Попались, ребята. Теперь уже сеть не отпустит. Так и будете с мылом под мышкой бегать всю жизнь.  Надо выбирать. Но выбирать не из чего.
     Вот что ждет наших потомков, стремящихся к самостоятельной жизни в отрыве от традиций. Но это я уже говорил.
     Товарищу, пригласившему меня – спасибо, и наш физкульпривет! Наверное, меня метили включить элементом сети. Теперь буду всегда косо смотреть на всякий кусок мыла, и носить с собой экземпляр своей монографии – хоть отбиться чем будет. У других – то и того нет…
     Как там, у Высоцкого – «Скажи спасибо, что живой!»