Гордость лётчика

Вячеслав Вячеславов
              Вроде бы, хорошие слова вынесены в моём заголовке. А что можно сказать о гордости врача, педагога, или человека любой другой профессии, можно лишь поприветствовать, пожать руку, мол, гордись и дальше, верной дорогой идёшь, амиго!

Неделю назад по телевидению на одном из каналов показали происшествие с «Боингом-545» в небе Бразилии, кажется, в 1962 году, в день, точнее, в вечер, когда сборная Бразилии играла с командой Чили, и решался вопрос, будет ли команда в финале? То есть вся страна прильнула к экранам телевизоров, а у кого их не было, к радиоприёмникам. Чтобы более не отвлекаться от этой истории, сообщу, что Бразилия заняла первое место, Чили — третье.

Целую неделю я не решался, писать ли об этом случае, или промолчать? Вроде бы, показали по телевидению, но не у всех есть этот канал, а если и есть, то никто не смотрит всё подряд, а случай весьма занимательный, всё упирается в гордость. Вроде бы, похвальное качество: человек должен хоть чем-то гордиться, чтобы не чувствовать себя изгоем общества. Но не всегда она уместна. Итак:

Самолёт вылетал из города Куяба — это почти центр материка Южной Америки, в город Белен, который находился почти на севере с поправкой на восток на пять-семь  градусов. На борту 68 пассажиров и два опытных лётчика с вполне приличным налётом часов за два десятка лет. О стюардессе речи не велось, может быть, их тогда не было на бразильских линиях, или же она не сыграла никакой роли, авторы умолчали.

Боинг поднялся со взлётной полосы, Первый лётчик проделал все нужные процедуры, установил курс на навигаторе, то есть до самого заката солнце светило прямо в глаза пилотам. Расстояние около тысячи километров, лететь чуть более часа. По радио шла прямая трансляция футбольного матча. Привычный рейс, расслабляющая обстановка с обсуждением итогов матча. Ничто не предвещало беды.

Так оно всегда бывает. Беда приходит совершенно с неожиданной стороны. Нет, самолёт был полностью исправен, оборудование тоже, но при подлёте, когда Второй пилот попытался связаться с диспетчером принимающего аэродрома, в ответ было молчание.  Связи не было. В дело вступил Первый пилот, включил высокочастотную радиостанцию, и только тогда диспетчер ответил, что ждёт их, для подлёта времени осталось десять минут. 

Но и через десять минут пилоты не увидели уютных посадочных огней аэродрома: внизу простирались бесконечные ночные джунгли. Диспетчер ничем не мог им помочь, он даже вышел на улицу, чтобы услышать шум подлетающего Боинга, но в ответ — тишина, а радиосигнал всё тише и тише. Пилоты поняли, что они заблудились, но как это произошло, не могли понять.

Первого пилота осенило, что они могут настроиться на местную радиостанцию Белена, которая, конечно же, транслирует футбольный матч, и идти, ориентируясь на пеленг.  Самолёт рыскал из стороны в сторону, но горючего должны было хватить, они же летели на Белен!

Увы, горючее кончалось, а они так и не увидели огни аэродрома. Приняли решение садиться на деревья. Посадка была почти удачной, погибло лишь шесть человек, да Второго пилота сильно покалечило, но не смертельно. Первый пилот приложил героические усилия, чтобы вытащить некоторых пассажиров из придавленных кресел.

Наступило утро, и все стали ждать помощи, когда их найдут и спасут. Стоически терпели жажду и голод. Но помощи всё не было, несмотря на расширенный район поисков из Центра полётов, Боинга нигде не было, как сквозь землю провалился.

На второй день смельчаки вышли из самолёта в джунгли, нашли ручеёк, и принесли воду раненым и оставшимся пассажирам.

На третий день малая группа отправилась искать людей, и нашли деревню. Вся страна узнала, где же находится пропавший «Боинг-545»  — в тысяче километров от того места, где их искали, почти на юге Бразилии!

 В Центре управления полётами Первого пилота подвергли многочасовым допросам, пытались выяснить, что привело самолёт к чертям на кулички, тем более вся аппаратура была исправна, даже радиостанция, и не было никаких магнитных токов, которые могли бы сбить с курса навигатор, по которому летел Первый пилот.

К расследованию подключился опытный следователь, и установил, что когда весь основной состав лётчиков проходил переподготовку, Первый пилот находился в отпуске, и его не предупредили о незначительном изменении в Полётной карте, всего лишь: в трехзначном обозначении градусов ввели четвёртый знак. И Первый лётчик доверился своему привычному опыту: поставил 270 градусов на навигаторе, а надо было 027.0. В полётной карте появилась небывшая до этого точка, почти неразличимая. Если знать, что её не должно быть, то и не увидишь.

Поэтому Боинг полетел не на север, а на восток. Туда, где садилось солнце. Второй пилот видел, что курс взят неправильный, но постеснялся сказать об этом командиру, посчитав, что тому виднее, куда и как лететь. Да и радиотрансляция футбольного матча сильно отвлекала полёта.

Первый пилот, вместо того, чтобы рыскать Боингом, настраиваясь на пеленг радиостанции, должен был связаться с диспетчером и признаться, что он заблудился. Гордость не позволила, та самая, с которой я начал это повествование. Цена этой гордости — шесть загубленных жизней, и многомиллионные убытки, в том числе и по многодневным поискам самолёта там, где его и не было. Скажи диспетчеру он вовремя, и тот бы нашел способ, как выйти из тяжёлого положения.

После этого случая власти Бразилии приобрели РЛС, расставив их по всем аэропортам. Нет худа без добра? Отныне знали, где искать упавший самолёт. А в Полётной карте точку сделали жирной, слепой увидит.

Не знаю, понравилась ли вам эта история? Меня она поразила, потому что сыграл простой человеческий фактор, о котором так часто все говорят. Порой лётчики безответственно относятся к своей работе, выпивают, трахают привлекательных стюардесс, на почти космической высоте гормоны пляшут вприсядку. Да и мы, водители своих любимых авто, часто отвлекаемся на звонки мобилы, вчера прочитал об одном известном актёре — задавил человека, потянувшись за сотовым телефоном.

                Ставрополь-на-Волге