4. Колена Израилевы

Борис Тененбаум
I

В 1926 году достопочтенный и богобоязненный человек, по имени Мулла Мурад (Mullah Murad), проживавший в священном для шиитов городе Мешхеде, снялся с места, и со всеми своими чадами и домочадцами двинулся в путь. Дорога была дальней, но он прошел ее до конца, хотя и трудно ему было двигаться - ибо Мулла Мурат вступил уже в восьмой десяток лет жизни, дарованной ему Аллахом.

И достиг он Иерусалима, и поселился там, и его подворье стало местом, куда приходили евреи персидские и бухарские, потому что Мулла Мурад был родом из еврейской общины, силой обращенной в Ислам в 1839 году, и прослышал он, что в Палестине теперь есть "... еврейский очаг ...", и отправился он к этому очагу, и стал там известен как рабби Мордехай бен Рафаэль Аклар, человек премудрый и справедливый.   

А в том же 1926-ом в семье переселенцев из Америки,  Морриса и Голды Меерсонов, родилась дочка Сарра. Она стала вторым ребенком Меерсонов - у них уже был сын, Менахем - и денег стало сильно не хватать. Голде пришлось брать на дом стирку для соседей - хотя ее муж в то время работал бухгалтером в маленькой конторе в Иерусалиме, но платили ему плохо.

Она, однако, не унывала.

Ее родители перебрались в Америку из Киева, неплохо там прижились, и Голда - в то время она носила фамилию Мабович - росла в Милуоки в относительном достатке. Но мысль о "... еврейском очаге ..." вошла ей в душу так глубоко, что она обменяла этот достаток на нелегкую жизнь в сельскохозяйственной коммуне в Изреэльской долине.

Там она и работала на земле, и к тому же, будучи человеком глубоко убежденным в великой силе социалистических идей, оказалась избранной представителем своей коммуны вo Всеобщей федерации трудящихся Палестины. 

Коммуну, тем не менее, пришлось оставить.

Муж Голды Меерсон свалился от непереносимо тяжелой малярии - и пришлось ей перебираться в Иерусалим, и тянуть на себе дом, и растить детей, и у нее даже хватило сил продолжать заниматься общественной работой. У нее это хорошо получалось.

B 1928 Голда Меерсон возглавила женский отдел Всеобщей федерации.

II

Слово "ишув" старое, встречается еще в Талмуде, а на русский может переводиться по-разному: и как "заселенное место", и как "заселение определенного места", и как "население". К 20-м годам ХХ века словом "ишув" называлось еврейское население Палестины, причем различался "старый ишув" - еврейские общины, которые жили в Иерусалиме с незапамятных времен, и существовали за счет чистой филантропии (их поддерживали взносами, собираемыми в диаспоре) - и "новый ишув", то есть люди, которых двинула в Палестину "... проповедь Герцля ...".

В этом смысле и Мордехай бен Рафаэль, и Голда Меерсон могли считаться представителями "нового ишува" - но понятно, что молодая женщина, одержимая идеями социализма, и реб Мордехай отличались друг от друга, как день и ночь.

Новый ишув вообще был разнообразен просто до невозможности.

Он формировался эмиграционными волнами - каждая такая волна на иврите именовалась "алия" - "восхождение", и первая из них пришлась на началась еще до Герцля, в 1882, шла из России, и к жизни была вызвана погромами.

K 1903 году в турецкую еще Палестину переселилось около 35 тысяч человек.

Волна еврейской эмиграции из пределов Российской Империи в 1904 резко усилилась - сказался опыт кишневского погрома - и некая часть этой эмиграции пошла  в Палестину.

Уезжая из России навсегда,  они, тем не менее, кое-что увезли с собой - скажем, идею сельскохозяйственных коммун. Первый киббуц, Дгания[1] - был основан на полном равенстве, полной общности имущества, и полном отказе от наемного труда.

Считалось, что это создаст новый тип евреев - свободных тружеников и землепашцев.

Революция 1917 отрезала Россию от остального мира, и "вторая алия" потеряла самый крупный источник пополнений - но в 20-х годах пошла "третья алия" из Польши и Румынии.

Эти переселенцы и думать бы не думали о "восхождении", но жизнь заставила.

Новые государства, возникшие в Европе после Первой Мировой Войны, к своим национальным меньшинствам отнеслись без восторга, старались их выдавить - и в результате к 1926 году еврейское население Палестины по сравнению с 1918 почти удвоилось и превысило 100 тысяч человек.

Жизнь была трудной - многие уезжали.

B Палестине не было ни промышленности, ни торговли, ни развитого сельского хозяйства Каждый, даже самый неудобный участок земли, приходилось сперва выкупать за сильно завышенную цену, а потом неимоверным трудом делать пригодным к обработке.

Но понемногу труд стал приносить плоды - появлялись все новые поселения, складывались городки, трудами доктора Вейцмана в Палестине был образован университет, в школах - даже в маленькой Дгании - преподавание пошло на иврите.
Таким образом, Голду Меерсон и рабби Мордехая бен Рафаэля обьединил общий язык.

Но понятно, что понятия, которые они на нем выражали, совпадали очень мало.

III

В 1927 был опубликован роман Жаботинского "Самсон-Назорей". Книга была написана на русском, и частями публиковалась в "Рассвете", в то время - еврейской эмигрантской газете, выходившей в Европе, сперва в Германии а потом - во Франции. Тираж у нее был невелик, в пределах тысячи экземпляров - но Жаботинский состоял членом ее редколлегии, и, по-видимому, потому "Рассвет" и выбрал.

Вообще-то непонятно, каким образом у него нашлось время на литературную деятельность - его главным занятием была политика.

Но, как бы то ни было, роман он написал. Сюжет взят из библейской Книги Судей. В иудаизме есть понятие "назорей" — "посвящённый Богу"— это человек, принявший обет, и он, в числе прочих наложенных на себя ограничений, он не стрижет волосы.

Действие происходит в Земле Обетованной, и живут в этой земле и иудеи, которым земля эта была обетована Господом, и все еще уцелевшие остатки туземных племен - но правят тут филистимляне, народ, пришедший с моря, и правят они железной рукой - иудеи же, потомки Иакова,  разделены на 12 колен.

И вот, родился в колене Дана мальчик, которому дали имя Шимшон (Самсон в русском переводе Библии), и обладал он с детства необыкновенной силой, И водил он дружбу с филистимлянами, и любил их строй и обычай, и надумал жениться на филистимлянке, и так и случилось - но нарушил его тесть свое обещание, и уже после заключения брака отдал свою дочь другому.

И оскорбился Самсон, и начал великую с филистимлянами свою распрю - ну, и так далее, все по Библии ...

Не нужно никаких  литературоведческих исследований для того, чтобы понять "подкладку" романа - она понятна и так. Ну конечно же, филистимляне - это англичане, и Самсон - это сам Жаботинский, и в его глазах "... нарушение обязательства по уже заключенному браку ..." просто вопиет к небесам, и требует отмщения.

Но роман не сводится к конфликту с филистимлянами - есть в нем и колена Израилевы, от единства далекие, цели свои понимающие по-разному, и меж собой нередко враждующие . Тут, конечно, тоже просматривается аналогия - ишув делился на группы и фракции, насчитывал добрую дюжину партий, и споры нередко принимали личный характер.

Скажем, к середине 20-х мнения Жаботинского и доктора Вейцмана в отношении "... брака по расчету ..." разошлись. Вейцман стоял за сотрудничество с Англией,Жаботинский же считал, что сотрудничество с Англией себя исчерпало - но оба они оказались перед лицом новой силы в виде набирающих силы рабочих профсоюзов.

В романе Жаботинского партии ишува, по-видимому, представлены в виде колен Израилевых:

"... Иаков, отец наш, разделил свою душу между сынами и внуками: вкрадчивое очарование свое отдал Ефрему; страсть любовника, покоряющую женщин, - Вениамину; жажду скитания, создающую новые города, - Дану ...".

А дальше там говорится о самом многочисленном из них всех - колене Иуды:

"...  Ho свой дар сновидца и свое упорство погони за невнятными снами [Иаков] завещал Иуде; и, как он, пойдет Иуда, ради невнятного замысла, на раздор и с отцом, и с братом, и с Богом; и схитрит, и солжет - и изменит, ... и предаст лучшего и ближайшего, ради того замысла, на неслыханные муки ...".

Этот абзац - на редкость достоверный портрет Давида Бен-Гуриона.

IV

В 1926 году ему исполнилось 40 лет, и к этому времени он был известной фигурой уже лет пять - в конце 1921 его ввели в состав секретариата Общей федерации рабочих Палестины. 

Путь, пройденным им к этому времени, был поразительно извилист.

Давид Бен-Гурион родился в Плонске, в семье Авигдора Грина, судебного писца. Мальчика назвали Давидом, и в школу отправили в 5 лет. Учился Давид Грин хорошо и в 1904-ом, в возрасте 18 лет, уехал в Варшаву. Город считался третьей столицей Российской Империи - сразу после Петербурга и Москвы - там были хорошие учебные заведения, и юный Давид Грин попытался поступить a политехникум. 

Толка из этого не вышло, и тогда, в 1906, он уехал в Палестину.

Там он последовательно поработал как сельскохозяйственный рабочий, как грузчик на винном заводе, как охранник, как журналист в рабочей газете в Иерусалиме - и там-то и стал подписываться как Давид Бен-Гурион.

К концу 1911 он проникся мыслью, что "... палестинские евреи должны принять турецкое подданство и бороться за свои интересы через государственные институты Оттоманской Империи ...". И вообще, он собирался стать депутатом турецкого парламента - в связи с чем начал изучать турецкий язык, а в 1912 с блеском сдал вступительные экзамены в школу права при Стамбульском университете.

Свой пылкий турецкий патриотизм в 1914 он попытался подтвердить делом - предложил создать еврейскую военную часть, которая должна была сражаться на стороне Турции.
А когда турки эту идею отвергли и выслали его из Палестины, он пробовал уговорить Трумпельдора отказаться от присоединения к англичанам, а когда это не удалось - уехал в США и попытался там создать еврейское военное формирование.

Ну, не удалось и это ...

Тогда Давид Бен-Гурион вступил в "легион Жаботинского", который формировался в Англии, был очень быстро произведен там в капралы, за 4-х дневную самоволку разжалован в рядовые, переведён в другую роту, а еще через несколько дней "... получил месячный отпуск, из которого не вернулся ...".

Прибавим к вышесказанному еще один эпизод: в 1908 Давид Бен-Гурион - в то время все еще Давид Грин - возвращался из Палестины в Россию, потому что он числился военнообязанным, a семьи "уклонистов" штрафовались на огромную по тем временам сумму в 300 рублей. 

Kак и положено новобранцу, он присягнул на верность российскому царю - но очень скоро дезертировал прямо из военного лагеря, и перешел границу с Германией по фальшивым документам, явно заготовленным заранее.

В общем, картина получается такая: в период с 1908 по 1918 Давид Бен-Гурион принес три клятвы верности: Российской Империи, Османской Империи и Британской Империи. Османы его клятву не приняли, а две другие он нарушил сам.

Так что прав был Жаботинский  - "...  и схитрит, и солжет - и изменит ...". Но остается ведь еще и "... упорство погони за невнятными снами, и невнятный замысел ..." ради которого пойдет Бен-Гурион хоть на край света ?

Да. Замысел был ...

Tолько был он не невнятным, а очень даже отчетливым.

V

Теодор Герцль дал евреям Мечту.  Ну, мечта - дело неясное, и неверное, и фантастическое, и не для практичных людей. Но нашлись и такие, которые этой мечтой - еврейское государство для еврейского народа - увлеклись просто до самозабвения, и назвали они себя сионистами.

Хаим Вейцман дал сионистам Хартию. Крупный ученый, он оказался еще и замечательным дипломатом, великим мастером по "... сглаживанию углов ..." - и умудрился подвести под Мечту некую юридическую базу в виде Декларации Бальфура.

Владимир Жаботинский создал Легион. Он был удивительно одаренным человеком, прямо-таки впору эпохе Ренессанса - сразу и писатель, и поэт, и оратор, и публицист, и переводчик, и публицистику при том писал на иврите, а художественную прозу - на русском, а для политических речей свободно использовал идиш.

А впридачу ко всему этому он был одарен исключительно трезвым умом. В новой Европе, той, что образовалась после Первой Мировой Войны, Жаботинский увидел новые, националистически устроенные государства, ощетинившиеся оружием - и пришел к выводу, что в этом волчьем мире еврейскому народу без меча не выжить.

Давид Бен-Гурион, конечно, не мог состязаться ни с Герцлем, ни с Вейцманом, ни с Жаботинским. Но он взял Мечту, Хартию, и Легион - и начал строить из них Аппарат.

Дом за домом - так строились поселения. Посаженное дерево следовало за деревом - и так осваивалась земля. А отделы Всеобщей Федерации Рабочих шаг за шагом брали на себя организацию и управление строительством - и так создавалось  руководство. 

А во главе этого руководства - с муравьиным упорством и изворотливостью ящерицы - Давид Бен-Гурион ставил себя.

***

Примечания:

1. Иногда пишется как "кибуц", и происходит от ивритского слова "квуца" - "группа"