Источники, причины и движущие силы... конца

Вячеслав Абрамов
Сначала о скучном, потом о грустном, потому как весёлого мало. Если хочется веселиться – есть г-н Петросян & К и прочие. Хотя кому-то от их юмора становится ещё грустнее.

Упомянутый конец – это будет конец неудачной цивилизации.

В отличие от животного, для человека мышление – не только инструмент добычи желаемого, но также средство исследования реалий своего существования и окружающего мира, независимо от того, хочет он этого или нет. Это то, что называется рассудком. Им он может воспользоваться для постижения истины. Но истину познать нелегко, а видение тех реалий, какие сейчас людьми созданы, влечёт многие печали.

Широко известно, что многие люди не очень дружат с данным им рассудком. Бывает и хуже: действия целых наций обусловлены не разумом, а воздействием демагогов и психически неадекватных личностей. Не одна нация погибла, будучи неспособной освободиться от иррациональных, неразумных эмоций.

Вздыбаются остатки волос на голове, стоит только представить, сколько пролилось крови и слёз.

А если воспользоваться рассудком для того, чтобы представить, что ещё уготовило себе «цивилизованное» человечество… Увы, дыбиться уже нечему. Остаётся только, как в весёленькой армейской байке про действия бойца при ядерном взрыве, «накрыться простынёй и лечь вперёд ногами» …

Определяясь с вопросом о сути человека, мы пользуемся нашими собственными знаниями о себе. Следовательно, вопрос: «кто есть человек?» обязательно приведёт к вопросу: «кто я?».

Даже тупо и искренне считающие себя свободными, никогда не ощущали своей индивидуальности, своей сущности. Люди создают множество иллюзорных образов самих себя и своих качеств. На вопрос «кто ты?» большинство ответят: «я – рабочий», «я – врач», «я – политик», даже не осознавая, что сведения о профессии личности ничего не говорят о личности как таковой. Не найти будет такого, кто гордо ответит: «я – человек»!

Определить человека и его суть можно нехитрым способом. Мы сами о себе знаем, что руководствуемся двумя типами эмоций и побуждений.

Первый тип имеет биологическое происхождение и является одинаковым для всех. Это условия выживания и проживания: удовлетворение голода и жажды, инстинкт размножения, переродившийся в тягу к сексуальному удовлетворению, страх либо ощущение защищенности.

Эмоции второго типа происходят не из биологии, и их «наборчики» у каждого индивидуума весьма разнообразны. Такие эмоции, как тяга к какой-нибудь социальной группе, солидарность, скука, зависть, вражда, жадность, ненависть и другие, хоть и тесно завязаны с самим их носителем, но берут начало и подпитываются в социальных структурах.

Что касается ненависти, то нужно различать реактивную ненависть и эндогенную. Угроза кому-то одному или группе порождает реактивную ненависть, которая исчезает, когда опасность миновала; эндогенная ненависть – уже патологическая черта характера.

В любом, как в «хорошем», так и в «плохом» социуме, «креативное» (эксплуатирующее) меньшинство доминирует над беззащитным и угнетённым большинством. Патриции – плебеи, пастухи – стадо, элита – быдло, чатлане – пацаки, – такого типа разделение неотъемлемо в нашей «цивилизации».

Очевидно, что эксплуатируемое большинство на каком-то уровне психики имеет какой-то потенциал ненависти. У доминантного меньшинства на каком-то уровне маячит страх мщения, которое однажды могут осуществить униженные и угнетённые. Более того, меньшинство должно ненавидеть массы, дабы подавить свое чувство вины и оправдать свою эксплуатацию.

Ненависть не исчезнет, пока справедливость и равенство не восторжествуют. То есть можно полагать, что ненависть исчезнет только тогда, когда исчезнут люди. Для тех, кто всё же верит в прогресс человечества, могу внести поправку: когда исчезнут люди в том виде, в котором они сейчас есть.

Примерно тот же механизм сохранения ненависти действует между «креативными» и «забитыми», «отсталыми» нациями и государствами. Способы, которыми люди реагируют, если враждебная группа попирает принципы справедливости и равенства, свидетельствует в пользу того, что в сокровенной сути людей эти эмоции обладают большой значимостью. Приводить примеры будет излишним – они сейчас везде.

Есть распространённое мнение, что человек развился благодаря эволюции в существо, в котором инстинктивное поведение сведено до минимума. В нём остались элементы инстинктивной мотивации, как в случае удовлетворения голода и инстинкта размножения. Его действия в первую очередь будут обусловлены инстинктами только тогда, когда на карту поставлено выживание индивида или сообщества.
Все иные побуждения – амбиции, зависть, жадность, ревность, месть и прочие, – проистекают и подпитывается специфическими социальными установками. Факт, что эти побуждения могут иметь приоритет даже над инстинктом выживания, демонстрирует, насколько они могут быть сильны. Одни люди часто готовы пожертвовать своей жизнью в угоду ненависти и амбициям. Другие жертвуют всем ради любви или преданности.
Поэтому, сотворив совершенное общество, можно сотворить совершенного человека.

Сколько раз пробовали сотворить совершенное общество – но не получилось. Все пробы почему-то начинались сладким пряником, а осуществлялись кнутом, потом крестом с мечом, штыком и лагерями.

Все благие социальные идеи во время своего претворения в жизнь усиливали жажду использовать других в своих целях посредством власти над ними и наиболее отвратительный из всех человеческих импульсов – стремление получать наслаждение от возможности унижать и убивать.

Неспроста везде и часто звучит фраза «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Почти всегда масштабные благие порывы порождают агрессию и деструктивность.

Это сейчас широко и эффективно используется государством, которое само возвело себя на роль самого креативного управителя, вершителя судеб человечества под флагом всеобщей демократии и всеобщего блага. А фактически под флагом своей благородной миссии обеспечивает реализацию своих экономических интересов и политических амбиций. Если уточнить – не совсем своих, а интересов и амбиций крупного финансового капитала. То, что они прокладывают путь к мировому господству, очевидно для самого недалёкого неинформированного человека.

Отработаны модели инспирирования смут, «оранжевых революций», которые по-американски активно и тупо запускаются там, где их «не слушаются». Активно, тупо, но эффективно, потому что используются те самые, упомянутые, низменные человеческие побуждения и импульсы. Уже почти повсеместно заблаговременно создана почва для роста таких побуждений и импульсов – потребительское общество с напрочь затупленными и дискредитированными инструментами духовного и нравственного регулирования.

Такие действия помогают им искоренить сопротивляющиеся народы или разрушить несогласные государства, но такие «стимулы» принимают другое значение, если мы рассматриваем их в контексте выживания всего человечества. Если агрессия распространится, то это может привести к искоренению всей человеческой расы. В прошлом подобная мысль не соотносилась с реальностью и была праздным размышлением. Сейчас соотносится вполне.

Реальность даже вносит свои коррективы – растёт агрессия со стороны «несогласного» радикального ислама.

Про наше, российское сопротивление американскому «гегемону», разговор отдельный. Мы отличаемся от бывших меньших собратьев только тем, что у нас есть нефть, газ и чересчур сложная для обеспечения непрерывной подтанцовки под дудочку дяди Сэма, клановая система.

Можно бесконечно долго обсуждать нюансы, но надо не забывать главное: уничтожение человечества – это вполне реальный риск, так как мы имеем средства и фактически играем с идеей использования этих средств.

Сегодня принцип благоденствия сильнейшего, который заключается в неограниченной воле к власти над независимыми государствами, может привести к уничтожению самих беспечных носителей того самого мышления, с которого начался «базар».

Пока этого не случилось, предложение «Коли обладаем мышлением, давайте разберёмся» остаётся в силе, а продолжение темы, надеюсь, последует.