Сапфо

Яхья Мустафаоглу
САПФО. ИЗ СЕРИИ БИОГРАФИИ ГЕРОИЧЕСКИХ ЖЕНЩИН

Сапфо (VII в. до н. э. возможно 612–572 до н.э.) величайшая поэтесса эллинистического мира. Сапфо своей поэзией и музыкой выразила и запечатлела свою величайшую Божественную Любовь, тем самым обогатив человечество даром Истинно Божественной Любви на Земле и величайшей поэзией ее воспевающей!.. Платон назвал поэтессу "десятой музой". Если иметь в виду низкий уровень духовности человечества, то можно понять насколько велик был подвиг этой Божественной Души, решившей во имя людей воплотиться на Земле!..

Сапфо родилась во второй половине VII в. до н. э. на греческом острове Лесбос (на местном языке - Лесвос - Lesvos), на берегу Эгейского моря, в древнем городе Эрес, на месте которого сейчас находится городок Скала Эресу (Skala Eresos). Но большую часть жизни она прожила в главном городе Лесбоса – Митилене. Ее отец - Скамандроним - имел аристократическое происхождение, занимался торговлей и нажил немалое состояние. Мать – Клеида много забот и любви отдала воспитанию и духовному развитию детей и особенно - маленькой Сопфо. Но уже в юности девочка осталась сиротой. В семнадцать лет она вместе со своими тремя братьями вынуждена была бежать с родного острова в Сицилию в связи с изгнанием с Лесбоса аристократов  (595 г. до н. э.). В числе бежавших был и известный современник Сапфо -  поэт Алкей. На родину - Лесбос Сапфо вернулась через пятнадцать лет (в 580 году до н. э.)  и поселилась в городе Митилены. По этой причине ее иногда называют Сапфо Митиленская.

Остров Лесбос был тем благодатным местом, где зацвела как бы первозданная поэзия еще не отделившаяся от музыки! Греческая мелическая поэзия родилась именно на Лесбосе, ибо этот прекрасный остров, находящийся в средиземном море был любим богами и еще больше  - богинями. И в первую очередь – прекрасной богиней Афродитой, быть может воплощением, которой и была Сапфо! Еще в детстве Сапфо мечтала о встрече с прекрасной богиней Афродитой, а так же с другими богинями и музами. Ей часто снились боги и богини, музы и герои Олимпа! И не только потому что ей о них рассказывала мать, но и потому, что боги и богини сами приходили к ней во сне и наяву... Они своей возвышенной красотой и душевными беседами питали дух и душу юной Сапфо и тем самым готовили ее к великому подвигу: к божественной любви и к творчеству - божественной мелической поэзии. И она выросла вскормленная молоком высокой духовности и божественной красоты! Ее сердце было открыто той высокой любви и радости, которую могут вместить в своем сердце только божественные существа! Такой и была Сапфо! И красота окружающей природы субтропического острова, и море, и атмосфера высокой духовности, которая ее окружала, и близкое знакомство с поэтами, музыкантами, скульпторами, художниками, актерами и танцорами… все это было лишь подготовкой души и сердца к подвигу любви и высочайшей любовной лирики.

В мелической поэзии слово неотрывно от мелоса, стихотворная строка неотрывна от мелодии ее несущей и дающей ей силу и выразительность. Эта поэзия поется. И по настоящему она поется сердцем наполненным божественный огнем любви! И каждое новое слово, и каждый новый стих – это новый мотив, новая мелодия, новая гармония, новая музыка и новая красота!.. И этому фонтанирующему огню творчества нет ни начала ни конца! Это безбрежный океан музыкальной поэзии, наполняющий собой вселенную. И это было реальной жизнью Сапфо по той важной причине, что ее сознание было поднято на очень высокую ступень – возвышенного эстетического сознания. И всюду она видела красоту и все сущее было для нее предметом любви, радости и высочайшего эстетического наслаждения!..
 
Как же она могла не любить богов, богинь, муз, героев, людей, природу и все сущее? Она сама была воплощенной любовью!.. Все что она делала было выражением света чистой любви!.. Она дышала не воздухом, а творящим светом высокого напряжения, излучавшимся из ее великого сердца!.. Это богиня ходила по Земле и каждое касание ее босых ног радовало камни и травы, каждое касание ее рук радовало сердца людей, каждое касание ее взгляда несло радость всей природе и всему космосу!..

Были и другие славные мелические поэты. Например, эолиец Алкей и иониец Анакреонт. Они, так же как и Сапфо, были одновременно и поэтами и композиторами. Но они не сочиняли музыку к своим поэтическим произведениям, как часто это делается в наши дни. Нет. Стихотворный текст рождался одновременно с музыкой! Это не было соединение двух видов искусства в одно. Это было одно целосное искусство – мелическая поэтико-музыкальная импровизация!

С лирой в руках Сапфо пела и в своих возвышенных строфах воспевала богов Олимпа и красоту жизни полной красоты и любви!.. Ее исполнение было в высшей степени вдохновенно и одухотворенно! Огненные слова и звуки мгновенно увлекали слушателей в иной божественный мир возвышенной красоты…  Она слагала оды, гимны, элегии, эпитафии, праздничные и застольные песни, но более всего она любила общаться с богами и особенно со своей любимой богиней красоты и любви – с Афродитой. И это общение было высоко поэтичным и воистину божественным! Это и есть так называемый "сафический" поэтический пафос, то возвышенное состояние духа и сознания, в котором Сапфо общалась с Афродитой и другими богами и богинями с помощью мелической поэзии, т.е. в состоянии творческого поэтического экстаза она обращалась к небожителям и пела им в стихах свои оды, гимны и все то, о чем говорило ее Сердце!.. И конечно получала ответ и сама снова им пела! Так она беседовала с богами и богинями!..

Высокая духовная культура Лесбоса была видна уже по значительному количеству художественных школ: музыкальных, музыкально – поэтических, философских, театральных, танцевальных, скульптурных, живописных и т.д.. У Сапфо была своя художественная школа. Сапфо учила в ней, что искусство по своей сути едино! Что в каждом виде искусства существуют явно или скрытно все другие виды искусства одновременно. И поэтому настоящий поэт или художник должен владеть всеми видами художественного и эстетического творчества…

Конечно ее уроки были настолько полны глубочайших тайн искусства и художественно- эстетического творчества, что к ней приезжали учиться из самых разных стран – не только из Греции и Крита, но и из Малой Азии, из Египта, из Италии и Македонии и даже из далекой Индии… К Сапфо приходили учиться девушки и юноши и взрослые… Они обучались игре на лире, флейте и других музыкальных инструментах, они обучались пению, стихосложению, хоровому пению, философии, гармонии, медитации, импровизации…  А самых достойных и одухотворенных учеников Сапфо учила общению с музами, богами и богинями и прежде всего – с богом изящных искусств и наук – Аполлоном! Были у нее и особые уроки, посвященные каждой музе отдельно с выработкой практических навыков подготовки своей души для получения вдохновения!

Надо сказать, что театральное искусство того времени необходимо предпологало сотрудничество с миром муз и богов. Особая параболическая форма античных амфитеатров, подобно современным  чашеобразным астрономическим антенам, прекрасно служила получению небесных посланий актером или певцом, стоящим в центре сцены.  Прекрасная акустика и природная среда, вместо декораций заднего плана, - например: горы или море или ночное звездное небо или в особых случаях восход или заход планеты Венеры, или Юпитера, или звезд Сириуса или Ориона – все это создавало необыкновенное прямое общение зрителей и слушателей с божественным миром небес и с самими богами через поэта-певца и актера, который был посредником между богами и людьми, передавая через себя слова и музыку и всю художественную ткань произведения,  даваемую ему богами!..  Сапфо была идеальным проводником божественного слова, музыки и  красоты!.. Это была подлинная жрица Божественной Красоты, Божественной Любви и Божественного Наслаждения!.. На ее выступления приходили тысячи людей и сотни тысяч невидимых слушателей иных миров!..

Влияние Сапфо было огромным: среди ее почитателей были Сократ, называвший ее    своей «наставницей в вопросах любви», имея в виду Божественную Любовь как таковую! Ее глубоко почитал Платон, ибо именно она, как никто другой, демонстрировала общение с высшим реальным миром Богов и Эйдосов (небесных Первопричин-Первоидей) и их воплощением на Земле. Именно такое искусство было по Платону истинным. А изображение земных вещей будь то в словах, или на холсте, или в мраморе Платон считал копией с копии. Ибо все земное для него было копией Небесного Мира Эйдосов – Первопричин всего сущего. Платон  называл Сапфо Жрицей небесной Красоты и Гармонии на Земле. Поэт Овидий советовал всем: Запоминайте все сказанное и спетое Сапфо наизусть, так чтобы гармония ее поэзии постепенно изменила ваши души к лучшему! Сапфо воспламеняет во мне высокую любовь! И я еще искренней и глубже начинаю любить мою подругу, – восхищался Овидий! А Солон, считал, что знание поэзии Сапфо даст возможность даже после смерти попасть на более высокий уровень мироздания: он говорил, что «не желал бы умереть, не зная ее на память»! Страбон называл ее чудом, и справедливо говорил что, другой такой поэтессы на свете нет: «напрасно вы будете искать в истории женщину, которая в поэзии могла бы хоть приблизительно сравниться с Сапфо». Она так же оказала огромное влияние на римских поэтов, в частности на Горация, Катулла и многих других…

Очень многие поэты, художники и скульпторы, чувствуя вдохновляющее воздействие Богини Афродиты, создавали великолепные произведения искусства. Самые знаменитые из них: скульптура, получившая название Афродита Книдская  работы скульптора Праксителя; скульптура Афродиты или Венеры Милосской – эллинистического периода работы скульптора Александра Антиохского; и позже - картина Ботичелли – Рождение Венеры…

Сапфо же не просто поэтесса, не просто жрица искусства, которая может получать вдохновение от муз или от Богини Афродиты, ей не просто доступно общение с Богами. Она сама воплощенная богиня! Ей боги доступны и близки равно как и люди. Она часто беседует с Афродитой, видит ее служителей, которые спускаются к ней с неба на землю, как это делает например, Эрос в своей пурпурной хламиде. И она может вести с ним беседу как с любым физически осязаемым человеком… Ее поистине космическое по широте диапазона сознание и видение делает Богов и людей одинаково близкими и доступными ей. Сапфо может видеть и величие богов и величие людей. Только каждый, кто бы он ни был, - велик на своем месте! И Боги Прекрасны своей Божественной Красотой, и люди прекрасны своей человеческой красотой! Это не значит, что люди равны богам, это просто значит, что уважения и почитания достойны и боги и люди. А главное – что и боги и люди несут в своем Духовном Сердце одно и тоже Божественное Начало! Только у богов оно значительно раскрыто, а у большинства людей только начинает раскрываться!..

Сама Афродита – богиня Любви и Красоты – подарила Сапфо свою арфу, сказав при этом, что к ней нужен еще один музыкальный инструмент, чтобы гармония была полной и совершенной. Истинный Источник музыки – это само Сердце Сапфо и Афродита намекала на то, что Сапфо нужен духовный творческий партнер – возлюбленный, мужчина - поэт, такой же чистый и светлый как и она сама, чтобы ее творчество – ее музыка и поэзия стали поистине совершенны и божественны!..

Каждая из девяти Муз вдохновляет земного творца своего вида искусства. Сапфо -  десятая Муза (как скромно назвал ее Платон) – жрица самой  Красоты как таковой! Красоты, о которой говорил великий Сократ в Платоновском диалоге – «Гиппий больший». Красивых вещей много как на Земле так и на небесах. Но что в них есть общего, что их все делает красивыми? Что есть сама Красота независимо от формы ее конкретного проявления? Ученый философ-эстетик поставил бы вопрос так: Что есть Прекрасное как категория эстетики?.. Со времен Античности и до сих пор философы и художники пытаются это определить, но эта глубоко духовная проблема не решается на уровне интеллектуального поиска! Каждая истина имеет свое особое состояние сознания и духа, со своей особой вибрацией. И если вибрации духа сознания исследователя ниже требуемых для постижения определенной Истины – например, сути Прекрасного как такового, то эта истина останется для него недоступной!..

Но Сапфо обладала высочайшей духовностью и высочайшим уровнем сознания и потому ей не только было доступно видение и осознание Сути самой Красоты, но она сама была воплощением Божественной Красоты на Земле. Вот почему богиня Афродита подарила ей свою Арфу!.. Чтобы пела сама Красота!..

Сапфо была божественно красивой и телом, и душой, и духом! Она была почти недосягаемым идеалом для многих мужчин и женщин. И вот среди ее многочисленных поклонников появился прекрасный юноша Амфидар! Он подобно Орфею чарующе играл  на флейте, слагал стихи и гимны и так же как и сама Сапфо – бесконечно почитал Богиню Афродиту! Амфидар страстно полюбил Сапфо и Сапфо горячо полюбила Амфидара!.. Предсказание Афродиты сбылось! Вернее, их встреча и из взаимная любовь – были божественным даром Богини Афродиты!..

Поэзия, Искусство, Красота и сама Любовь от этой встречи двух божественных Сердец должны были подняться на поистине божественную высоту и достичь небесного совершенства!

Но на Земле, где есть двойственность, где есть бело и черное, добро и зло, свет и тьма и т.д. - слишком яркий свет всегда вызывает ненависть и противодействие тьмы – видимых и невидимых темных сил!.. Люди, чье сознание и духовность не развиты, кто живет по законам своего эго, всегда служа ему - своей самости, кто находится полностью во власти невежества и иллюзий,.. такие люди не могут ни понять возвышенное, светлое, чистое и духовное начало, ни вместить его! Яркий Свет Божественного Духа ослепляет их и вызывает их яростное нападение!..

Так случилось и на сей раз. Когда отец Амфидара, знатный и богатый гражданин Лесбоса, собиравшийся женить сына на племяннице Лидийского царя, узнал, что его сын полюбил Сапфо и ни о какой другой девушке и слышать не хочет, он пришел в бешенство! Его гневу не было границ. Его планы рушились! «Как можно говорить о любви, нет никакой любви! И никакая любовь не может быть важнее и ценнее богатства и власти!.. Этой порочной связи надо немедленно положить конец! Кто такая эта Сапфо, гетера, женщина для всех? Эта аморальная ничтожная женщина, которая и гроша не стоит никогда не будет женой моего сына! Этого нельзя допустить!» Так думал этот поистине ничтожный и невежественный двуногий, как сказал бы Гаутама Будда!..

Над оклеветанной и униженной Сапфо начался судебный процесс! Амфидар не мог поверить, что его собственный отец способен на такую низость! Он рыдал, он убеждал, он просил отца не открывать это судебное дело против Сапфо, а следовательно и против своего собственного сына, так ее любящего!.. Но отец был жесток и не умалим! Амфидар метался как в бреду от Сапфо к отцу и обратно к любимой и видел бесконечно глубокую пропасть между Сапфо - этой божественностью в земном проявлении и своим отцом, который стал для него олицетворением самого зла, бездушия, жестокости, тьмы и ада!..

С трудом дождавшись решения продажного суда, которое конечно же было на стороне тьмы, и вынесло решение в пользу отца, Амфидар в порыве отчаяния воскликнул: «Раз не можем мы быть вместе при жизни, то пусть хоть смерть соединит нас!» Он не мог понять, как это случилось, что величайшая ценность страны и всего мира – божественная Сапфо, которой все только еще вчера так восхищались и которую благодарили только за то, что она живет среди них, как могли сограждане осудить божественную поэтессу на вечное изгнание?..

Оставалось одно – покинуть этот несчастный мир!.. Обняв друг друга, влюбленные бросились с утеса в море. На следующий день жители города нашли на прибрежном песке арфу Сапфо и флейту Амфидара! Так богиня Афродита дала знать жителям Лесбоса, что она забрала влюбленных на Небесный Олимп.  А неблагодарным жителям острова оставила музыкальные инструменты, которые без их владельцев ничего прекрасного создать не могут, но будут им молчаливо напоминать, какую великую живую красоту, любовь и поэзию они потеряли…

Эти инструменты были помещены в храмовое святилище в городе Митиллене. Когда же был создан памятник двум влюбленным, арфу и флейту вложили в руки мраморным изваяниям Сапфо и Амфидара!.. Так жители острова попытались хоть немного сгладить свою вину. Но вместо живой богини в воплощении они остались лишь с рукотворными статуями…

Поистине Божественное не часто напрямую проявляется на Земле, а тем более – возвышенная Божественная Красота и Божественная Поэзия. Человек, который может совершенно проявить в себе и через себя Божественное Начало воистину является величайшим героем! Ибо в условиях Земли, в условиях двойственности, когда всему светлому противостоит темное, бездуховное, невежественное, плотское сознание человеческого эго, утверждение Божественного Света и Божественного творчества по Законам Божественной Красоты – является высочайшим подвигом!..
Такой была божественная Сапфо!.. Именно поэтому, тьма во всех ее видимых и невидимых формах борется с Носителями Света. И именно поэтому до сих пор люди продолжают повторять клевету на Сапфо!.. Клеветники сами одевают на свою шею тугую петлю грозной кармы, от которой они не скоро освободятся, а если и освободятся, то дорогой ценой!..

Но Бог не бывает поруган! И Сапфо как была Божественно Чистым воплощением Света Любви, Красоты, Музыки, Искусства и Культуры, так и остается в Вечности. И подвиг ее со временем только ярче пылает на всю Вселенную подобно Солнцу и озаряет души и сердца всех стремящиеся к Высшей Красоте, Любви и Радости!..