Певцом надо родиться

Сергей Захаров - особое явление в жизни нынешней российской эстрады. Особое по всему: по масштабу дарования, по артистическому облику, по уровню всесторонней музыкальной образованности, по направлению творческих исканий. Он не стремится быть на гребне нахлынувшей "новой волны", не подвержен капризам переменчивой моды, ему свойственно тонкое чувство меры. На его концертах царит атмосфера высокого духа - нечастая для эстрадного зала. Когда Захаров выходит на сцену, кажется, что он не укладывается в рамки сложившихся представлений об эстрадном певце, выбивается из общего русла.

Детство Сергей провёл в городе Николаеве. Мама обладала хорошим голосом, и около неё постоянно собирались любители пения, так что в доме всегда звучала музыка. После школы Захаров едет с приятелем в Москву, "за компанию", поступать в музыкальное училище имени Гнесиных. Приятель не поступил, а Сергея приняли на вокальное отделение (педагог М. Ланда). По окончании училища работал в оркестре прославленного Леонида Утёсова, затем творческая судьба привела начинающего артиста в Ленинградский мюзик-холл под руководством И. Рахлина.

В качестве солиста мюзик-холла Захаров стал известен многочисленным поклонникам, так называемой лёгкой музыки, в нашей стране и за рубежом. Ну, а после победы на конкурсах "Золотой Орфей" и "Сопот-74" он быстро и легко встал в один ряд с крупнейшими мастерами нашей эстрады.

Имя Сергея Захарова стало украшением любой афиши, а приятное улыбающееся лицо замелькало в большинстве наиболее значительных эстрадных телепередач. Что же касается голоса и манеры пения, то не только слушатели, но и специалисты вполне серьёзно отметили уникальность, прежде всего природной одарённости артиста.

Всё закономерно. О какой случайности может идти речь, когда Сергей Захаров одерживал в нелёгкой, честной борьбе уверенные победы на международных конкурсах. Для молодого, почти начинающего эстрадного певца - случай феноменальный. Кажется, Сергей Захаров наглядно опроверг истину, что в искусстве лёгких путей не бывает. Ему всё далось удивительно легко. К нему пришёл опьяняющий успех. Опьянение всегда опасно. А опьянение успехом - тем более.

Расплата не заставила себя долго ждать и оказалась тяжёлой. За участие в драке в служебном помещении перед самым выступлением, суд приговорил Сергея Захарова к условному осуждению сроком на один год.

После этого для Захарова наступили годы, пожалуй, ещё более тяжкие: пора забвения, пора случайных заработков и горьких раздумий. А потом надо было возвращаться. Это тоже было непросто. Тут потребовалось всё его мужество. Он вернулся к людям, которые его знали и помнили, в коллектив, где он работал и рос (Ленингадский мюзик-холл), к публике, которая его не забыла, ни его успехов, ни всего остального.

Первое время, когда артист вернулся в труппу мюзик-холла, публика шла на его спектакли не столько для того чтобы насладиться его искусством, сколько ради сенсации: что сталось с Захаровым? Как он теперь выглядит, держится, живёт и поёт? Торжествовало простое любопытство, и его легко можно было принять за сочувствие. На самом же деле, главные составляющие такого любопытства - равнодушие и безучастность.

"Новый" Сергей Захаров появился в исполняемом им репертуаре. В гармонии с его новым самоощущением зазвучали предвоенные и военные песни, а также романсы - большей частью драматического характера. В последнем жанре Захаров предстал настолько неожиданно, что можно говорить о своеобразном втором рождении певца.

- Русские романсы - это целая эпоха нашей национальной музыки, жемчужина нашей культуры, - говорит Захаров. - Более искреннего жанра я не знаю. Романс очень эмоционален и демократичен. В жанре старинного романса я чувствую себя органично. Я нашёл здесь ответы на многие волновавшие меня вопросы - то, чего я пока не могу в полной мере сделать в жанре эстрадной песни.

Лирический герой здесь, пожалуй, обрёл у Захарова черты нравственности, масштабности. Он возвышен, укрупнён артистом. Когда Сергей Захаров поёт старинные романсы, по новому ощущаешь их эстетические достоинства и этические ценности.

Постоянно искать новое, пробовать силы в различных направлениях и стилях, оставаясь самим собой, - творческое кредо певца. Слушая Сергея Захарова, мы вновь убеждаемся в том, что певцом надо родиться. И в том, что главное для песни - душа исполнителя, его собственное отношение к миру, людям, музыке. И в том, что эстрада может быть искусством большим и серьёзным.


Рецензии