День банный

Петр Белоножко
-Какой русский не любит быстрой езды?-« Конечно  же, тот, на котором едут».

-« А какой русский не любит баню ?»- Конечно же, тот, который в бане не был! « -Ах баня, баня, баня, берёзовый твой жар!» - так в песне поётся .

 -А в жизни? – Сколько книг, картин, кинофильмов и просто житейских историй посвящено теме бани. О том, какое значение в жизни россиян имеют банные мероприятия, можно судить и по тому, что один из дней недели так и называется: «Банный день».

 Вместе с телом, наверное ,отмывается , отпаривается и очищается  душа русского человека, и витает она следом за отмытой своей оболочкой, шествующей из бани, готовая вот- вот упорхнуть, чистая, как будто только что родилась. Как говорили древние врачи : «В здоровом теле- здоровый дух!» Я бы поправил- в чистом теле. А чтобы добиться настоящей чистоты, пожалуйте в парилку. Здесь и только здесь, на самом верхнем полке, изнывая от жары и исходя потом, пристанывая от вездесущего веника, скручиваясь и раскручиваясь, презренная человеческая оболочка расстаётся с накопившимся за неделю балластом отходов своей жизнедеятельности.

По рекомендациям людей бывалых в банном деле, всякие мероприятия с высокими температурами надо проводить как минимум вдвоём. Тем более что так безопасней и веселей.  Как говорится, - на миру и смерть красна. Считается, чем выше температура, тем качественней помывка. Интересно отметить и такой момент: лежите вы на полке  под ударами веника, жар перехватывает дыхание, кажется, уже нет никаких сил пошевелить ни рукой, ни ногой, душа готова покинуть ваш организм. Всё! Финиш! И вот в эту секунду ваш «мучитель» хлобысть на вас тазик ледяной воды …Насколько животворяще это действие, можно судить по тому, что уже через секунду вы мчитесь за своим компаньоном с явным намерением  ему отблагодарить. Опять же врачи категорически не рекомендуют. Резкий перепад температур- возможен летальный исход. Не знаю. Сколько раз обливал, все очень даже живы.

 Странно, но в большинстве своём  россияне при всей их любви к банному делу, в парилке особых подвигов не совершают, за исключением  небольшой прослойки общества, связанной по роду своей деятельности с высокими температурами и открытым огнём, так, например, сварщики, кузнецы, огнеборцы, кочегары, одним словом, «горячий цех». И если вдруг услышите от кого-то историю про многочасовые банные процедуры, при трёхзначных показателях термометра, помните, это из серии морских рассказов типа «всех на корабле укачало, только я и капитан держались…» В таких историях процентов девяносто пять художественного вымысла. Настоящие же подвиги  предаются забвению, едва зародившись. Этот рассказ и является подтверждением  данному правилу.
 Построили в нашем посёлке общественную баню. Ничего не  скажешь, удалась банька на славу. Кто побывал, хвалят.

Собрал банные причиндалы и при первом удобном случае туда- в горнило чистоты и здоровья. В раздевалке мужички сидят:- «Здорово, орлы!»   
-Здоровей видали,-как то без особого энтузиазма.
-Не понял! С лёгким паром что ли?
-Да уж, действительно, с лёгким. Ну, думаю, напортачили что- ни будь строители, как обычно. Сейчас посмотрим. А смотреть- то и нечего. Всё на высшем уровне. Особенно парная- прямо сауна! Зашёл- дух перехватило. Температура немыслимая. На просторном полке мужики возлежат, красота! Вышел. В раздевалке  совершенно противоположная картина: ноль энтузиазма и кислые физиономии.

 Мало- помалу прояснил обстановку, оказалось, что в парилку понавадились из соседнего военного городка  «господа офицеры» и, как говорится, со своим уставом да в чужой монастырь.
 Местного жителя из парилки, как вредоносное насекомое, фырк!- жалуются мужички:
- Нагнали температуру, носа сунуть невозможно и сидят балдеют…
Вот такая у нас россиян планида: всегда появляются какие-то трудности и потом героически преодолеваются. Если действия происходят в сказках, проблемы решает какой-нибудь необыкновенно везучий «Иван-дурак» или чудо-богатырь, если в действительности –появляется герой.

-Что-то я там особого пару не увидел… и совсем это не пар вовсе, а так, детские забавы … понесло меня, не знаю куда. И со словами:
-Сейчас узнаем, кто есть ху.
Набираю в таз холодной воды, ставлю в сторонку. В ковш кипяток, подхожу к двери в парилку…
-Ну, кто со мной-тот герой!
Окинул взглядом изумлённую публику. Желающих нет. Открываю дверь и вхожу. Здесь тоже изумлённая публика –кто это рискнул? И совершенно невыносимая температура. Больше трёх секунд не выдержу. Со словами «что мужики, замёрзли!» ухнул на каменку ковш кипятка. Полсекунды ушло на вылет военных, даже в дверях не застряли, что значит армия! И дверь  не забыли прикрыть, что бы пар не вышел. Заботливые. Почти теряя сознание, ныряю под полок, на пол. Там, возле пола должно быть спасение –небольшая прослойка холодного воздуха. Так всегда в любой бане, было, есть и будет. Размазавшись по прохладному полу и прикладываясь к нему то одним обожжённым ухом, то другим, перевожу дух.

 Конечно, если бы кто- нибудь догадался заглянуть, то картина  была бы удивительная.  Но в том то и дело что заглядывать никто и не собирался. Все стояли и ждали вылета с треском. Не дождётесь! Как  офицеры быстро вышли! Даже завидно, не иначе как соблюдая субординацию, а замешкайся хоть бы немного- и жарило бы не так, парься  тут из-за чьей-то оперативности. А  выходить уже пора. Главное- не войти в ситуацию, главное выйти из неё – любимая поговорка нашего армейского старшины. Главное - выйти, а ведь могут вынести и будет совершенно противоположный эффект.

В это время за дверью гражданские с военными  вопросительно переглянулись: кто пойдёт на вынос тела? Всё, выхожу! Широко открываю дверь- и вот оно, явление народу! Тогда ещё не было этого жеста рукой со словом «е-есс!» Но что-то такое и даже по забористей прозвучало.  Облившись водой из припасённого тазика, пошёл в раздевалку. И там уже слегка окосев от принятого енисейского бархатного:
 -Ка-ак мы их?!
  –Да-а, круто! Пусть не лезут! Знай наших.

Военные, чувствуя какой-то подвох, озадаченно помалкивали: поезд, как говорится, ушёл и рельсы остыли. Больше в ту  баню не ходил, что бы не размениваться по мелочам. Своя банька роднее, и можно обойтись без подвигов. Опять же, никакого романтизма.