Высокооплачиваемый труд

Анатолий Акуль
В одной заброшенной деревне совсем экономика расстроилась. Возделывать поля, сеять, выращивать скот, птицу и заниматься другими сельхозработами стало очень не выгодно. Завод в соседнем городишке тоже закрылся. Негде стало местным жителям на жизнь зарабатывать. Перебивались крохотными  пенсиями стариков, приусадебным хозяйством. Бедствовали, одним словом. Мужики стали пить больше и, притом,  всякую отраву.
 
Но однажды в эту деревеньку приехал деловой мужичок – бизнесмен. Собрал он трудоспособных жителей, которые трезвые на тот момент были, и предложил им построить некое предприятие. Все расходы он брал на себя, а с мужиками заключил договора, по которым обязался платить двадцатикратную минимальную зарплату. Это просто огромные деньги для деревенских были. Условия он поставил простые – не воровать, дисциплина, чтоб была и чтоб не пьянствовать. Работа, сказал, будет высококвалифицированная и он всех пошлет учиться.
 
Все с радостью согласились. Благодетель. От нищеты спас.
 
Опасались, что обманет. Но ничем не рисковали. Ничего он в залог не требовал. Ни их участки, ни дома.  Сказка.

Ан, нет. За год построил бизнесмен большое предприятие. Где он кредиты брал, как спонсоров находил, как определял, что производить надо, чтобы спросом пользовалось, как зарубежных специалистов уговорил приехать, как организовал строительство, как закупил оборудование и сырье, как все документы оформил, как от бандитов отделывался - никто не знает.
 
Деревня преобразилась. Много новых домов. Автомобили, мотоциклы и прочая техника. Дорога заасфальтированная. Бензоколонка, кафе и прочее, как грибы выросли.

Бизнесмен построил себе, можно сказать, дворец. Рядом огромный мраморный бассейн  с золотыми рыбками, где он любил купаться. Постройки разные – гараж, на несколько очень дорогих машин, баню человек на сто, сад с беседками.
 
На предприятии бизнесмен каждый винтик знал, каждый станок лично запускал. С работниками вежлив был. Правда, пьяниц увольнял и обратно не принимал, сколько бы они и их жены не умоляли.
 
Все бы хорошо, но все чаще можно было услышать от работников:
- Лопатой деньги гребет! Уже не знает, что покупать. У него, золотой унитаз. Да не один, а целых три. А мы горбатимся целые дни. Ни выпей, ни прогуляй. Не справедливо, что он столько денег зарабатывает. Зарплата у нас, конечно, хорошая, но и ему столько не положено. Наши это денежки. Мы бы нашли, на что полезное их потратить.
 
Стали обсуждать, сколько ему по справедливости положено. Пришли к мнению, что десять средних зарплат будет справедливо. Припомнили разговоры, что он еще несколько таких предприятий открыл. Решили свои права отстаивать. Были предложения сжечь дворец бизнесмена, да и самого его того. Но одумались.
Собрали собрание и бизнесмена пригласили. Изложили свои взгляды. И ждут, что скажет.

Бизнесмен быстро им предложил:
- А, вы, говорит, организуйте акционерное общество. Выберите президента. Я Вам продам это предприятие. Возьмете кредит расплатитесь со мной. Я цену запрошу вполне приемлемую, подъёмную для Вас. Хозяйствуйте, на здоровье. Я давно подумывал продать предприятие, подыскивал серьезного покупателя, чтоб дело не развалил. У меня сейчас другие планы.
 
На том и порешили. Стали сами работники хозяйничать.
 
Не пошло  них  дело. Убытки. Дисциплина расшаталась.
 
Наняли они менеджера. Покрутился он год, проворовался, а предприятие разорилось. Стоит оно никому не нужное. Всё ржавеет.

А мужики потихоньку пропивают нажитое. И все спорят: может, маленькую они бизнесмену предложили зарплату, может, вообще зря бучу подняли. Пусть бы греб лопатой, если умеет.

Новые дома в деревне ветшают. Автомобили во дворах стоят, ремонта требуют.

Бизнесмен уехал. Дворец свой продал.
 
Говорят, видели его и в Париже, и в Нью-Йорке, и в Шанхае. Видать дела  хорошо умеет вести.