Непутевый

Людмила Каштанова
               

                (драма в 4-х действиях)   

Действующие лица:
Скворцовы:
Татьяна  -- молодая  приятная женщина
   техник, заочница    в институте                --   29 лет
Павел     -- муж  Татьяны, водитель                --33 года
Петр        -- брат  мужа, водитель                -- 23 года
 Клавдия Ивановна  -- свекровь Татьяны, пенсионерка,
бывшая  колхозница, полуграмотная                -- 56 лет
Нина – сестра Павла,   незамужняя  девица, тусклая,
неработающая, в поездках всегда сопровождает  мать               -- 28 лет
Степан Петров    --  приятель Павла, водитель                -- 24 года
Ирина     --  очередная   подруга  Степы                -- 19 лет               
Вера  Сергеевна, мать  Татьяны,  пенсионерка                58 лет



                ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

               
            Жилая комната, посередине стол. За столом сидит Татьяна, вяжет. Слышатся  со  двора радостное повизгивание собаки и мужской говор.

ТАТЬЯНА:  Кажется,  Паша пришел.(откладывает вязание, идет на кухню.)

                Входит  Павел.

ТАТЬЯНА: Привет рабочему классу!
ПАВЕЛ:( неприветливо) Привет.(Принимается раздеваться, критически все
       осматривая)
Почему вешалка не пришита?( кидает ей пиджак) Сколько раз говорить, чтобы
      осматривала всю мою одежду? То вешалки нет, то пуговицы, то дырка.
ТАТЬЯНА: Некогда мне осматривать твою одежду. Ты сам осматривай и говори, что
      надо сделать, я и сделаю. С меня достаточно детей и себя самой.
ПАВЕЛ:  Вот, все о себе. У других жены как жены, за мужьями смотрят, чтобы  все
      у них было в порядке, а тут…
ТАТЬЯНА( с обидой):  У других  тоже мужья как мужья - ласковые, покладистые, а
      тебя не допросишься ножи поточить или  гвоздь забить – все со скандалом.
ПАВЕЛ: У самой рук нет? Ладно, накрывай на стол - жрать хочу. (скрывается  мыть
      руки, Татьяна торопливо накрывает на стол. Павел возвращается, садится и
      ест. Татьяна смотрит, как он ест)
ТАТЬЯНА:Ну как дела на работе?
ПАВЕЛ:  Как они могут быть? Как всегда.
ТАТЬЯНА:Борщ-то хорош?
ПАВЕЛ:  Ты разве  хороший сваришь?
ТАТЬЯНА: Другие хвалят, да и мне нравится.
               
ПАВЕЛ: А тебе хочется, чтобы тебя похвалили? Вон вешалку пришей, да спецуху  постирай.( заканчивает есть, выходит из-за стола) Убери со стола, помой посуду и
        стели постель. (включает телевизор и садится  в кресло)
        Татьяна убирает со стола и  уходит мыть посуду. Слышится  стук в дверь.
ПАВЕЛ: Кого это принесло на ночь глядя? ( идет открывать. Скрывается  со сцены.
       За сценой слышится радостно-удивленый   возглас Павла: «Петька! Какими
       судьбами, брат? Ну проходи, проходи!».)
               
                Появляется Петр с дорожной сумкой в руке в сопровождении Павла. Выходит Татьяна с полотенцем в руках посмотреть, кто  пришел. Удивляется, увидев  Петра.

ТАТЬЯНА: О, Петя! Здравствуй! Как это ты надумал?
ПЕТР (смущенно): Здравствуйте! Приехал вот. Не прогоните?
ПАВЕЛ: Ну ты скажешь! Раздевайся,  разувайся. Вот  надевай мои тапки. Сумку
       ставь сюда. Проходи садись.  (Петр выполняет то, что говорит ему брат).

               
               
ПАВЕЛ(жене): Давай опять  стол накрывай.
ТАТЬЯНА: Сейчас!(скрывается на кухне)
ПАВЕЛ (Петру): Ну, рассказывай, как вы там  в  Отрадном  поживаете?  Как мать,
      отец и прочая родня?
(уклончиво): Да, нормально! Все живы-здоровы. А вы как?  Не пишете, не звоните.
ПАВЕЛ: Да не любители мы писать.
   ( появляется Татьяна  с подносом в руках, расставляет еду и приборы на стол)
               
ПАВЕЛ: Жаль, что нет бутылочки.
ПЕТР: Как это нет? Я не с пустыми руками приехал. (встает  из-за стола, достает
      из сумки  бутылку дешевого вина и ставит на стол) Вот вам!
ПАВЕЛ(немного разочарованно): Сойдет на сегодня, а завтра что-нибудь покрепче
      сообразим. (разливает всем в стаканы, затем предлагает тост) Ну что, Петя, за приезд твой!
                Все стукаются стаканами, закусывают.
ТАТЬЯНА: Ты, Петя не стесняйся. Вот огурчики, картошечка.
ПЕТР (отправляя в рот кружок колбасы): Да я не стесняюсь.
ПАВЕЛ: А что же ты так неожиданно приехал? Мы бы лучше приготовились. Надолго? 
ПЕТР:  Думаю, надолго(вздохнул). Тут, такое дело…в общем, мне домой сейчас
       нельзя.(глянул на Татьяну). Давай лучше завтра обо всем поговорим. А
       сегодня  мне не до разговоров - устал с дороги.
ПАВЕЛ: Завтра так завтра. Давай еще по стаканчику.
ТАТЬЯНА: Мне не надо. И вообще, вы тут  поговорите, а я пойду  к детям.(Встает,
       уходит)
ПАВЕЛ: Может, сейчас скажешь, пока ее нет?
ПЕТР(ковыряя вилкой  в тарелке):Да что говорить – натворил я дел в деревне под
       это дело (выразительно щелкает себя под ухом) – пожар наделал, чуть почту
       не спалил. Участковый с председателем  грозились  завести дело, если я
       не уеду из деревни. И решил я все бросить и податься к вам, на новые
       места. Может, здесь мне больше посчастливится. 
       Ты ведь как-то предлагал мне переехать в ваши края, когда я  в армии был.
       Думаю, этот случай как раз представился.
ПАВЕЛ: А я и не  отказываюсь от своих слов. Оставайся. Найдем тебе работу, а
       жить первое время будешь у нас.
ПЕТР: А Таня  против  не будет?
ПАВЕЛ: Думаю, не  будет. Поговорю с ней. А теперь еще по одной и давай отдыхать.
       Если бы не ты, я бы уже давно спал.(наливает в стаканы и оба пьют)
                Занавес.               

                Сцена  вторая.

 Воскресенье. Комната та же. Татьяна  заканчивает накрывать стол.

ТАТЬЯНА: Эй, Паша, Петр, идите за стол!
                Входят Павел и Петр. Садятся за стол.
ПАВЕЛ:  Пахнет, вроде бы,  нечего. (начинает есть)
ПЕТР(отведав первую ложку): Да, вкусно. Дома так не варят!
ТАТЬЯНА (довольная): Ешьте на здоровье!
ПАВЕЛ (Петру): Мы с Таней   поговорили  насчет тебя  и решили, что, если будешь
       у нас квартировать,  не грех с тебя брать  за прожитье. Сам знаешь, что
       мы не богачи, а ты – парень здоровый. Дома жил – матери  деньги давал, а
       здесь – Татьяне будешь давать, на сколько договоритесь. Согласен?
ПЕТР(немного вяло): А сколько брать будете?               
ПАВЕЛ( жене): Скажи ему, сколько собираешься с него брать?
ТАТЬЯНА(Петру): Да ты не бойся. У нас  берут с квартирантов уже  пятьдесят
       рублей, а мы согласны и на тридцать за всё про всё. Ведь
       есть ты будешь  с нами? Или лучше себе другую квартиру подыщешь?
ПЕТР(повеселев): Нет, я согласен на ваши условия.
ПАВЕЛ: Вот и хорошо! С понедельника начнем искать тебе работу. Найдем  работу,
       будешь работать, зарабатывать. Там, глядишь, невесту себе найдешь,
       переедешь от нас.
ПЕТР: Что сейчас  об этом говорить. Надо сначала работу найти.
ПАВЕЛ: Документы у тебя все в порядке?
ПЕТР: Да вроде бы!
ПАВЕЛ: Ну и хорошо. Вот завтра и начнем.
           Слышится  лай  собаки. Павел  и Татьяна смотрят в окно
ПАВЕЛ: О, теща любимая идет! Как раз вовремя.
ПЕТР:  Танина мать?
ТАТЬЯНА: Да.
               
ПАВЕЛ:  Теща хорошая. Я у нее зять любимый, единственный.  Никогда не ругаемся.
        В дела наши с Танькой не  вмешивается, а помогать – помогает.

                Появляется  Вера  Сергеевна.

ВЕРА  СЕРГЕЕВНА: Здравствуйте! Здравствуй, зять любимый.(видит накрытый стол)
        Кажется, я вовремя!
ТАТЬЯНА: Да, мама! Вот знакомься:это Петр, младший брат Павла. Будет у нас жить.
ВЕРА  СЕРГЕЕВНА: И правда – он! Я-то видела его еще пацаном, когда к ним ездила
       давно еще, лет шесть тому назад.
ТАТЬЯНА: Садись, мама, за стол.
ПАВЕЛ: Налить сто грамм?  Надо же  приезд брата отметить.
 ВЕРА  СЕРГЕЕВНА: Наливай, буду за компанию. (садится, обращается к Петру)  Ну,
       и как дела в деревне вашей, как мать, как отец, не болеют ли
       (принимается есть)
 ПЕТР:   Да все нормально у нас. Все живы–здоровы.
ВЕРА  СЕРГЕЕВНА: А сюда надолго?
ПЕТР:  Думаю, да. Хочу здесь пожить и поработать. Паша обещает помочь с работой.
 ВЕРА  СЕРГЕЕВНА: А что ты умеешь делать?
ПЕТР:  Могу хоть на тракторе,  на машине. Перед армией на шофера выучился, и
       в армии  немного шоферил.
 ВЕРА  СЕРГЕЕВНА: А жить здесь будешь? 
 Петр:  Придется первое время.               
  ВЕРА  СЕРГЕЕВНА:  Ну и ладно. Не чужой ведь человек. Чужому и то надо
        помогать, так ведь? 
ТАТЬЯНА: Ну, конечно. Люди должны друг другу помогать.
ПЕТР:(Павлу) Пойдем покурим.
       Петр и Павел встают и уходят. Остаются  Татьяна и Вера  Сергеевна.
ВЕРА  СЕРГЕЕВНА: Ну, как тебе гость, - не шибко будет стеснять?
ТАТЬЯНА: Да кто его знает? Поживем–увидим?               
 ВЕРА  СЕРГЕЕВНА:   А дети где?               
ТАТЬЯНА:  Поели да гулять побежали.
 ВЕРА  СЕРГЕЕВНА:  Я им тут гостинец принесла (вынимает из сумки свертки). А как
       твой благоверный?
 ТАТЬЯНА: Как! А то не знаешь? Все так же: одни укоры и упреки, будто я ему служанка, а не жена. Ни одного слова ласкового от него не слышала после свадьбы.               
 ВЕРА СЕРГЕЕВНА:А я говорила тебе:не торопись, осмотрись, а ты все:он хороший!   
ТАТЬЯНА: Да как же его  распознаешь до свадьбы-то?
ВЕРА  СЕРГЕЕВНА: Все равно  поторопилась с замужеством.  Хотя бы учебу успела
         закончить. Ты у меня  ладная, в девках не засиделась бы. Образованная,
         грамотная,  глядишь, за инженера бы замуж  вышла, а теперь будешь всю
         жизнь бензином дышать.
 ТАТЬЯНА: Ну, дура  я,  дура!  Не дал Бог  ума, каюсь!
  ВЕРА  СЕРГЕЕВНА: Не послушалась  мать, теперь не жалуйся.
  ТАТЬЯНА: Да кто жалуется? Ты спросила – я ответила. Врать, что ли прикажешь?
         Вот беда: ни в ком не найти сочувствия. Все  вокруг одни прокуроры,
         хоть в петлю лезь.
  ВЕРА СЕРГЕЕВНА (прослезившись): Что ты, доченька, да разве я тебе не
         сочувствую? Я вот смотрю, ты слишком с ним ласкова: Паша, да Паша! А ты
         больше кричи на него, ногами топай.               
  ТАТЬЯНА: А-то я не кричу. Только мой крик как писк комара: толку никакого,
         только раздражает его. Зато его  крик на том конце  улицы слышен. Хоть
         бери да разводись. Вот тогда избавлюсь от его крика навсегда.
ВЕРА  СЕРГЕЕВНА:Ну  нет, так  не годится.  Все же  дети у вас.
ТАТЬЯНА: А что дети?  Он с ними не занимается, не играет, как другие отцы.  У
        него друзья на первом  месте, а не семья.
ВЕРА  СЕРГЕЕВНА: Твоя бабушка  Анна вот как говорила, когда я ей жаловалась на
       отца твоего: «Бачили очи, що брали, теперь ишьте,  чтоб повылазили».
ТАТЬЯНА(вздыхая): Скоро, наверное, повылазят.
                Возвращаются Петр и Павел
ПАВЕЛ(улыбаясь): Что такие скучные? Косточки всем помыли ?
               
ТАТЬЯНА:  Зачем всем – только тебе. Больше некому.
ПАВЕЛ:  Как некому – а тебе?
Татьяна: Мои косточки  ты итак постоянно моешь.
ПЕТР: Да ладно вам  лаяться, черти!  Давайте лучше выпьем.(принимается разливать
        водку в стаканы)
                Слышится  рокот мотора  грузовика со двора.

ПАВЕЛ(смотрит в окно):Никак, Степка Сахно приехал, да не один. С кралей какой-то
         прикатил. Пойду встречать гостей.
ПЕТР:   Везет вам на гостей сегодня.
ТАТЬЯНА: (кивает головой) Да, везет. Степка – давнишний дружок Павла, -
         неплохой парень. Из многодетной семьи, самый старший - кормилец.
               
ВЕРА  СЕРГЕЕВНА:Где это они застряли. Хочется посмотреть на его кралю.         
               
                Входят Павел, Степан, Ирина. Гости со всеми здороваются.               

СТЕПАН (со счастливой улыбкой): Познакомьтесь: это Ира – моя девушка.
                Все здороваются, знакомятся в нею.
ПАВЕЛ: Познакомились? Теперь садитесь за стол. Тань, неси  свои запасы, засолы.
        Главное, неси картошку, капусту, селедку, огурчики.
ТАТЬЯНА:  Сейчас, я быстро.( уходит)
        Все рассаживаются. Ирина со Степаном садятся напротив Петра.  Татьяна  приносит блюда, и  гулянка начинается.  Произносятся тосты то за хозяев, то за гостей. Веселье набирает темп.  Ира начинает нравиться Петр и часто бросает на него взгляды.               
   Петр, замечает ее частые взгляды.  Вскоре Степан приносит из машины  магнитофон с новой песней  Аллы Пугачевой «Миллион алых роз» и включает музыку.
СТЕПАН(Ирине): Ирочка, поедем танцевать.
ИРИНА( бесцеремонно): С тобой потом, а сейчас я хочу с другим потанцевать.
               (встает и через стол обращается к Петру) Пойдем потанцуем!
ПЕТР(кивает и встает): С удовольствием!
                Петр и Ирина выходят и танцуют танго. Степану это очень не понравилось. Сердито на нее взглянув, он пригласил танцевать  Татьяну.)
СТЕПАН(в тихом гневе): Что это значит: я ее привез с собой, как свою девушку, а
        она с другим вздумала шуры–муры заводить?
ТАТЬЯНА: Да не нервничай так. Потанцует с ним вначале, а потом с тобой  будет.       
Степан( тихо  Татьяне): Нет, это мне не правится. Ты видишь, как она к нему
         прижимается. Стерва! Подобрал ее на дороге неделю назад. Разговорились.
         Честной прикинулась. Всего-то два раза переспали вместе. Думал, моей
         будет. А тут увидела другого и стыд потеряла? У него усы лучше моих
         оказались?
ТАТЬЯНА: Ну подожди ты делать выводы!
СТЕПАН: Нет! Ты послушай, о чем они говорят?

  Татьяна стала прислушиваться. А  Петр с Ириной, ни на кого не обращая внимания, танцуют и о чем-то тихо шепчутся. Ирина танцевала с Петром, обвив его шею своими длинными руками. «Голубоглазенький мой!» - слышит Татьяна ее слова.

ТАТЬЯНА( Спепану:) Да, ты прав. Стыда у нее  нет. Вот что вино делает.
СТЕПАН: Не в вине дело, а в человеке. Я же не переметнулся к другой.
ТАТЬЯНА: Так  других девчат здесь нет, а я не в счет, если только моя мама.
СТЕПАН: Тебе шуточки, а мне не до шуток. Не хочу больше танцевать. Хочу выпить.
             Идут к столу. За столом продолжали сидеть Павел и Вера Сергеевна. Степан и Татьяна садятся. Степан наливает себе и другим  вино. Ирина и Петр незаметно уходят за кулисы.
  СТЕПАН( Павлу): Ты видишь, что вытворяет, тварь этакая! Стерва!
               
  ПАВЕЛ:Ты про Ирину? А что тут такого: она холостячка, Петька – тоже холостой!
  СТЕПАН (досадливо): Э, тебе – что, -  не у тебя уводят!
 ТАТЬЯНА (оглядывается): А куда они подевались? Я их не вижу!
            Степан  вскакивает   и,  не увидев их,  выбегает из дома искать их
ТАТЬЯНА: А действительно, куда они ушли?
ПАВЕЛ (изрядно захмелев): Тебе какое дело до них? Покурить, наверное, вышли.
ВЕРА СЕРГЕЕВНА: Загостилась я у вас.  Пора и честь знать. Пойду потихоньку, пока
        солнце не село.
 ТАТЬЯНА: Мам, я провожу тебя.
                Вера Сергеевна и Татьяна  уходят. Остается  Павел.
ПАВЕЛ(осматривается): И куда все подевались? Все разбежались. Было так весело!
               
                Вбегает  Степан в сильном  возбуждении и гневе.

СТЕПАН:  Я нашел их, нашел!  И знаете где?  В летней кухне. Дернул за ручку –
         дверь заперта изнутри.  Занавески задернуты, да мне в щелку удалось
         подсмотреть. И знаешь, чем они там  занимались? Этим самым.  У-у! Убью!
         Обоих убью!(садится и стучит по столу кулаками)               
ПАВЕЛ: Не дури! Нашел из-за кого в тюрьму садиться. Что она у тебя последняя?   
СТЕПАН: Обидно, понимаешь? Обидно! Что, у него усы лучше моих? Шлюха! Не ожидал   
         от нее такой подлости!
ПАВЕЛ: Вот именно! Стоит из-за такой жизнь себе портить.
СТЕПАН: Не хочу больше смотреть на нее. Все – уезжаю. Пусть как хочет обратно
        добирается.
ПАВЕЛ: Дело твое. Ну, давай—счастливо тебе самому добраться, на гаишников не
        напороться.   
 СТЕПАН: С меня  из-за этой твари  весь хмель вышел.  На всякий случай у меня
         «антиполицай» есть.
( достает таблетку, кладет в рот, запивает водой) Ладно, -  пока, а ей передай,
          что между нами все кончено. (уходит)

                Слышится шум мотора уезжающей машины.

ПАВЕЛ:  Уехал… Да, не везет  Степке. Закадрит какую-нибудь девчонку, а она  вскоре наставляет ему рога с кем-нибудь, наподобие Петьки.
               
            Входят  Петр и Ирина. Оба довольные, немного смущенные. За ними появляется Татьяна и, ничего не говоря, проходит в комнату.

ИРИНА:(Павлу) А  почему вы один сидите? А куда Степа поехал?
                (садятся за стол)
ПАВЕЛ:  Да не поехал, а уехал, совсем. Обиделся он на тебя.
ИРИНА: Да? (посмотрела на Петра) Что ж, может, это к лучшему. Петя, давай,
        выпьем немного. Я что-то проголодалась.
ПЕТР:(наливает всем вино.)   Ешь, пей,  сколько  душе угодно.
ИРИНА:(кокетливо) Далеко мне до дому добираться, ты приютишь меня на ночь?
ПЕТР: О чем речь? Конечно!
ПАВЕЛ: ( пьяно озираясь) А Татьяна где?
ИРИНА: Да она уже проскочила мимо нас. Спать, наверное, пошла.
ПАВЕЛ: Да?  Тогда ладно. Вы тут оставайтесь, а я тоже пошел спать( зевает) День какой-то длинный выдался. Устал. Завтра на работу рано вставать надо.
ИРИНА: Спокойной ночи, дядя Паша!
ПАВЕЛ: Спокойной ночи! ( поднимается, уходит)

                ( занавес)


                ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
               
                Явление  первое. 
            Картина та же.   В комнате  хозяйничает Татьяна. Она занимается штопкой и ведет монолог.

         ТАТЬЯНА: Господи, ну зачем это мне?.Ну почему такое случилось, что я влюбилась в Петра. Ведь  грех-то какой. Уже два года, как он у нас. Раньше я не замечала его красивых голубых глаз, его крепкой статной фигуры, приятного  голоса. Когда же я стала обращать на него внимание?(вспоминает) Наверное, тогда, когда он безотказно выполнял мои просьбы сделать что-нибудь по дому, когда находил время поиграть со своими племянниками, когда невзначай прикасался ко мне.  А потом я не удержалась и сама к нему прижалась, и он так крепко меня обнял, что косточки мои долго помнили его объятия. Я поняла, что он ко мне не равнодушен.  Я даже стала лучшие куски мяса   подкладывать в тарелку Петру, что не ускользнуло      от  Павла.               
        Объяснила тем, что он заслужил тем, что помогает по дому вместо него: то дров нарубит, то забор починит.               
       Но я не могла дать волю своим чувствам: как-никак, он  брат моего мужа, и еще останавливало его пристрастие к спиртному.  Ну разве можно молодому человеку так много пить?   Из-за этого он задолжал нам за проживание.  Если   сразу после получки  не потребую  с него, то потом  уже было  поздно. Да и не только это меня останавливает.  Он еще   не набрался ума, не умеет себя контролировать. А что у трезвого на уме – у пьяного на языке.   Но все равно  не могу, когда он рядом, делать вид, что  я безразлична к нему. Только бы об этом никто не догадывался, особенно, муж.
               
   ( Во дворе радостно подал голос  дворовый пес, заслышав приближение хозяина)
      ТАТЬЯНА: Никак  Павел с работы возвращается.

                Явление второе. Появляется  Павел.

ПАВЕЛ: ( переодеваясь) Не приходил еще?
ТАТЬЯНА: Нет еще.
ПАВЕЛ:   Опять  где-то бухает.
ТАТЬЯНА: ( накрывает на стол) Наверное. Что делать с ним, не знаю. Ты, как старший брат, сам воспитывай его.
ПАВЕЛ: ( садясь за стол и начиная есть)  Воспитаешь его, как же! Видно,   уехал от матери, чтобы стать свободным, а как стал свободным, то не знает, как этой свободой правильно распорядиться. Нашел бы хорошую бабу, да женился бы на ней. Слышал от матери, что в армии была у него девчонка, даже ребенка от него родила. Вот бы и ехал к ней. Так, нет, не хочет.
ТАТЬЯНА:( тоже садится есть, удивленно) Даже ребенок? Вот это да! Ты прав. И что ему здесь искать, поехал бы к ней, и делу конец. А то спивается парень – удержу нет. Ведь, как его оберегать, если он не слушается никого.  Деньги на пропой не жалко, а долг за квартиру отдать  жалко. Нянчимся с ним, как  с малым  дитем: кормим, поим, одеваем, обстирываем, а что взамен? Это мне надо? Ты так жил, как он?
ПАВЕЛ: Я как  в шестнадцать лет ушел из дому на собственные хлеба, там до сих пор ни дня на чужой шее не сидел.   
ТАТЬЯНА: А он этого не понимает.  Думает,  брат должен  задаром его содержать и терпеть его попойки  и пьяные выходки.  Смех и позор, кому сказать. Надо что-то делать с ним. Матери написать или отцу.
ПАВЕЛ: Делай, что хочешь.
ТАТЬЯНА:  Ну,  правильно. Брат твой, а ответственность за него возлагаешь на меня. Мало у меня хлопот?
ПАВЕЛ: Хватит об этом. Я устал на работе и хочу дома отдохнуть. Стели постель.
ТАТЬЯНА: Вот всегда ты так. Еще солнце  не село, а ты уже спать, куры еще не спят.
ПАВЕЛ: (раздраженно) Мне вставать рано ( встает из-за стола). Потом разбудишь ( уходит)
ТАТЬЯНА:  Ладно, разбужу (убирает со стола, затем садится за стол с вязанием, ).
               
  ( за кулисами раздается  хлопанье двери, звон падающего ведра) Вот и непутевый наш возвращается.

                Явление третье. Появляется Петр. Он изрядно навеселе.
ТАТЬЯНА:   Явился не запылился. Ты бы еще позже пришел.
ПЕТР: (улыбаясь и пытаясь погладить Татьяну по бедру) А что – ждала?
Татьяна:  Конечно, ждала: ужин-то стынет.
ПЕТР: Я и холодный поем. Есть страсть, как хочется.               
ТАТЬЯНА: А  там, где ты пил, есть не давали?   
ПЕТР: Сама знаешь, какой бывает закуска: кусочек хлеба, да хвост селедки. На большее денег не хватает.
ТАТЬЯНА: Ладно, иди руки мой, а то неизвестно за что держался: за баранку или за землю.
                ( Петр идет за кулисы мыть руки. Слышны звуки льющейся воды и фырканье Петра. Татьяна снова накрывает на стол. Петр возвращается, обнимает сзади Татьяну  за плечи, нежно целует в висок  и  садится за стол)               
 ТАТЬЯНА: (не громко) Что ты делаешь, бессовестный. Хочешь, чтобы брат увидел?
ПЕТР: А где  он?(садится за стол)
ТАТЬЯНА: Дома, где же ему быть? Поел и спать пошел. А может, еще телевизор смотрит.
ПЕТР: ( начинает есть) О, борщ какой вкусный! Мать такие борщи не умеет варить.
Татьяна: Да,  ее борщи я  не могла есть, когда была у них. Жирные до приторности.
ПЕТР:( поев) Спасибо за ужин. ( наклоняясь к Татьяне) Выйдешь через  часок? Я буду ждать.
ТАТЬЯНА: ( чуть колеблясь) Выйду, только ненадолго .   (Петр уходит, а Татьяна  убирает со стола).   Вот опять я  не смогла устоять от соблазна. Знаю, что нельзя, но не могу остановиться в предвкушении  счастья, любви, нежности. Как не хватает мне этого с моим грубияном.

                Занавес. Гаснет свет на сцене,  слабый свет только сверху)

                Явление четвертое. Перед занавесом слева выходит Петр и стоит в ожидании Татьяны. Имитируется  вечер, поет соловей. Подходит Татьяна.

ПЕТР: (порывисто обнимает ее)  Танечка! Любовь моя!
ТАТЬЯНА: (прижимаясь к нему) Петенька… хороший мой!
ПЕТР: (тихо) Пойдем ко мне.
ТАТЬЯНА: Нет, не надо к тебе. Смотри, как тут хорошо! Что за вечер! А сколько звезд на небе! Вот так бы стоять  здесь с тобой долго – долго!( целуются)
ПЕТР:  Может, пойдем?
 ТАТЬЯНА: Нельзя: вдруг  мой  проснется и будет звать меня. Надо быть осторожнее. 
                               
                ( стоят с минуту в молчании)
ТАТЬЯНА:  Я слышу  стук твоего сердца
ПЕТР:        Оно бьется для тебя
ТАТЬЯНА: Мне даже муж так не говорил
ПЕТР:   Да он козел! Я бы тебя на руках носил. Вот так.(  поднимает на руки)
ТАТЬЯНА: Ой, что ты! Опусти сейчас же!
ПЕТР:          Не отпущу!               
ТАТЬЯНА: Не привычно как- то. Опусти, тебе тяжело ведь!
ПЕТР:       Ничего, я не слабый.   
               ( за кулисами слышится голос Павла: «Таня!»    
               
ТАТЬЯНА: Слышишь? Уходи быстрей!
ПЕТР:    Вот козел! ( опускает с рук Татьяну) Спокойной ночи! ( целует ее и уходит)   
ТАТЬЯНА: Спокойной ночи! ( остается стоять)
                (появляется Павел в трусах и простынею на плечах )
ПАВЕЛ:  Ты что тут делаешь?    
ТАТЬЯНА: Любуюсь  звездным небом.
ПАВЕЛ: И  долго будешь любоваться?
               
ТАТЬЯНА:  А что тебе?
 ПАВЕЛ:    Я жду, жду ее, а она любуется звездами. Раньше не налюбовалась?  Пошли, а то мне спать уже надо.
ТАТЬЯНА:  Пошли. (уходят).               
               
                ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
                Картина первая
                Явление первое
                Жилая комната, посередине стол.  Диван.  Заходят  Петр в рабочей одежде, Клавдия Ивановна и Нина.

 КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: Ну, наконец, на месте. А то приехали и три часа сидели на улице, пока кого-то из вас дождались. ( раздевается и садится за стол)
 ПЕТР: Так сами знаете, что все на работе.
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: Сидели, не жрамши. Давай хоть сейчас поедим.
ПЕТР: Давайте. Я сейчас посмотрю, что в холодильнике и чаю погрею.
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:( дочери) Нина, ты там в сумке выстави на стол, что с собой взяли в дорогу.
НИНА: Да там почти ничего не осталось.  Собаке только выбросить.
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: Ну да, собаке! Там еще сала кусочек, пара яиц, штуки три картофелины. Надо доесть.
НИНА: ( выкладывает из пакета остатки продуктов) Вот и все.
ПЕТР:(достает из холодильника колбасу и отрезает половину) Режь, мать.
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:.( нарезает колбасу) А колбаса-то жирная. Мне жирное противопоказано.
НИНА: Ну не ешь – нам больше достанется.
                (садятся за стол и начинают есть)
ПЕТР: Ради встречи не помешало бы выпить по сто грамм.
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: Нет уж! Мне ваши  сто грамм поперек горла стоят. Отец  редко когда трезвый бывает, и вы, я смотрю, – туда же, не отстаете от него.
ПЕТР: Ну не хотите – не надо, а я выпью. (достает из-под стола бутылку вина и наливает полстакана, выпивает)
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:(морщась, глядя на него) Мы-то что приехали-- узнать, как  тебе  здесь живется?
ПЕТР:( закусывая)  Да, нормально, мать, живется.
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: Вижу, как  нормально! Один вид чего стоит. Рубашка грязная, сам худой – кожа да кости.  Это тебе  не дома в деревне.
ПЕТР: Да чего заладила. Нормально здесь. А грязный--потому что с работы. Не успел переодеться.               
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:  А коли нормально, чего писал?  Из-за письма, что ты написал, мы приехали. Так бы я в такую даль   не приезжала.
ПЕТР:   А что я такого в письме написал?
НИНА: Ну, вы тут поговорите, а я пойду книги посмотрю.( выходит из-за стола и подходит к книжному шкафу, смотрит книги. Увидев фотоальбом. Смотрит фотографии)               
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:( Петру) Ты скажи, есть у тебя деньги или нет? 
ПЕТР:  А что?               
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: Ты писал, что деньги отдаешь невестке, так это?
ПЕТР:  Да, мы договорились.               
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:   И много отдаешь?
ПЕТР: По-разному.  Бывает, за два-три месяца.               
               
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:   И сколько это выходит?
ПЕТР: Шестьдесят- восемьдесят рублей.   
   КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: Ах, они  ироды, с брата брать столько-то! Ах бессовестные! А сколько получаешь в месяц?
ПЕТР:  Ну, в среднем сто двадцать – сто пятьдесят.               
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: И что остается тебе?  Книжку-то завел ?
ПЕТР:  Какая книжка? Смеешься, мать? 
               
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:  Тут не до смеха. Куда же остальные деньги  деваешь? 
ПЕТР:  Ну, покупаю что-нибудь: колбасу там, продукты.               
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: За квартиру платишь, еще и продукты покупаешь. Конечно, где тут накопишь?
НИНА: (показывает фотографии) Мам, посмотри,  какие красивые фотографии.   Петька тут такой красавец стоит в цветущем саду.  Надо забрать его фотографии.               
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА (смотрит): Без спроса, что ли?
НИНА: Ну и что,  мы  же только его фотографии возьмем.               
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: Ну смотри, а то увидит.( Нина вытаскивает несколько фотографий)
ПЕТР: Все-то не забирай. Имей совесть.
НИНА:  Я же не только себе. Еще Вовке да Галке надо  дать – пусть тобой полюбуются.               
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА ( Петру): Вот, смотрю я на тебя и вижу, что тебе здесь делать нечего. Давай увольняйся, да поедем домой вместе. Сейчас у нас в совхозе дел много, трактористов не хватает. Примут тебя обратно, как миленького.
ПЕТР: Нет, не поеду. Чего я не видел в вашей деревне? Мне тут больше  нравится.
 КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: Может, девчонку нашел,-- так скажи. Ты писал, что в армии дружил с какой-то. Она отсюда не так далеко живет, может, ездил к ней?
ПЕТР:  Не собираюсь я туда ездить.               
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: Тогда, что тебя здесь держит?
ПЕТР: Нравится мне здесь – и все.               
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:  Не поймешь тебя: то ты жалуешься, то хорошо тебе здесь. Ну я еще разберусь.
             (  За кулисами слышен радостный визг собаки.)
ПЕТР:  Татьяна пришла.               
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:  Явилась, красавица. Сейчас я с ней поговорю!
Нина  поспешно ставит   фотоальбом на место.
ПЕТР:   Ты, мать, полегче с ней разговаривай.
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:  Не учи меня. Сама знаю, как с ней разговаривать.
            
                Явление второе
                ( Появляется  Татьяна.  Увидев незваных гостей, она несколько удивлена их внезапному появлению и не проявляет особой радости)

ТАТЬЯНА: О, гости пожаловали! Ну, здравствуйте, с приездом!
 КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: (тоже, не проявляя радости)  Здравствуйте!
 НИНА:  Здравствуйте!               
 ПЕТР:  Привет!               
               
 ТАТЬЯНА: А что без предупреждения?
 КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:  Мы Петру писали, что приедем.
 ТАТЬЯНА:  Тут не один Петр живет, а он ничего не говорил.               
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА : А мы, собственно, к нему приехали.  Хотим узнать, как ему у вас живется.               
    ТАТЬЯНА: Ну, что –узнали?               
     КЛАВДИЯ ИВАНОВНА :  Узнали кое-что, теперь хотим тебя послушать.               
    ТАТЬЯНА:  Что же узнали?               
     КЛАВДИЯ ИВАНОВНА :   А то, что ты, бессовестная, обираешь его, обдираешь, как липку. Все деньги у него забираешь. Мы-то думаем, Петруша там хорошо зарабатывает, на книжку деньги откладывает. За крышу над головой десятку какую дает –и ладно! Оказывается,  не тут то было.  Ты зачем с него деньги требуешь? Нажиться на родном брате мужа захотела? А тебе покажу Кузькину мать! ( пытается накинуться на нее с кулаками )   Я все знаю, он мне все про тебя написал!
 ПЕТР:( встает между матерью и невесткой) Мать , прекрати! Ты что делаешь?               
ТАТЬЯНА: Вы чего это в самом деле? Петя, ты  про меня написал, что я тебя обдираю? Да разве  же это правда?
 ПЕТР: Да нет же? Вернее, не так.
               
ТАТЬЯНА: Эх ты! Теперь видишь, что получилось?
ПЕТР: Ну. виноват, дурак я!  ( махнул рукой) Устал я разбираться с вами. Пошел  спать! ( уходит)
     КЛАВДИЯ ИВАНОВНА :  Что я вижу?!  Ишь, как он тебя защищает! Хорошо устроилась среди двух мужиков!               
ТАТЬЯНА ( садится  на диван)  Как вам не стыдно! Вы бы спросили лучше, как нам с ним живется.
     КЛАВДИЯ ИВАНОВНА :  Что мне стыдиться, если ты, бессовестная, его обираешь?               
ТАТЬЯНА:  Вы – что, приехали, чтобы скандал здесь устраивать? Забирайте его отсюда, нам же легче будет.
     КЛАВДИЯ ИВАНОВНА :  Как же, заберешь его отсюда, если ты крутишь им, как хочешь! Я-то думала, у него хоть немного денег есть на сберкнижке, а у него даже сберкнижки нет!               
ТАТЬЯНА:  Как же будут у него деньги, если он  их пропивает. Спросите хоть Павла, если мне не верите.
 КЛАВДИЯ ИВАНОВНА :  (зло) Неправда! Никогда не поверю, что он все деньги пропивает, дома он не пил!  Это ты у него все забираешь (оглядывает ее с ног до головы), да наряды   себе покупаешь! Ишь как разодета! Я тебе этого не попущу!
  ТАТЬЯНА:  Я сама неплохо зарабатываю себе на наряды, на шее ни у кого не сижу!
   КЛАВДИЯ ИВАНОВНА :   Вижу, что я здесь не добьюсь правды.  У, змея подколодная!  Ничего, у нас в деревне есть бабка. Она такое на тебя напустит, что тебя всю перекорежит.               
ТАТЬЯНА:  Что?!  Я мать ваших внуков, и как вы можете даже подумать о таком? 
   КЛАВДИЯ ИВАНОВНА :   А, что я буду с тобой церемониться. Я и сама  с тобой расправлюсь!     ( сжав кулаки, она стала надвигаться  на  Татьяну. Нина, округлив глаза, смотрит на мать)               
ТАТЬЯНА (резко вскакивает и хватает  швабру)  А ну не тронь! Этого только не хватало, чтобы вы драку со мной учинили! А ну собирайте  свои манатки и  вон из моего дома!
  КЛАВДИЯ ИВАНОВНА : ( останавливается и оторопело)   Что? Ты нас выгоняешь? И это на ночь глядя?
ТАТЬЯНА ( с достоинством) Да, выгоняю, раз вы не умеете вести себя в гостях.
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА : ( Нине дрожащим голосом) Нина, давай собирайся. Будем уходить. Ты слышала: нас гонят.
НИНА: (неуверенно) Ты  в самом деле собралась уходить?
 КЛАВДИЯ ИВАНОВНА : Да. А что же остается делать.
              (  Клавдия Ивановна и Нина, молча, собираются. Татьяна тоже молча ожидает их ухода)

               
                Явление третье.
                Клавдия Ивановна и Нина уходят. Остается  Татьяна.

ТАТЬЯНА: ( села за стол)Ушли. Наконец, тишина в доме. Ну и пусть: что сделано, то сделано. Мужу объясню, как все произошло. Просто удивительно, что его до сих пор нет . Нет, почему они решили, что со мной можно так обращаться, как будто невестка – не член семьи. Я обираю их бедного сыночка. А почему  мы должны позволять ему сидеть  на нашей шее. Она у нас не слишком толстая.  Почему за счет нас он должен экономить свои деньги? Да если бы не пил и был с царем в голове. А то ведь ни о чем человек не думает, как будто кто-то должен его кормить, содержать, а он никому ничего не должен.  Такого нельзя допускать. Это удел маленьких детей и стариков. И чего она зацепилась за мои наряды, как будто я одеваюсь по последней моде.  Да, от злости всю правду и неправду собрала в кучу, чтобы больше навалить  вины на меня. А я не вижу за собой вины, кроме той, что позволила себе влюбиться в Петьку.
                ( слышится  краткий лай собаки, затем стук входной двери, входит Павел)
ТАТЬЯНА: Ну, наконец,  явился, а тут такое произошло! Ты, наверное, будешь меня ругать, но я не могла поступить иначе.
ПАВЕЛ: А что тут произошло?
ТАТЬЯНА: Твоя мать приехала и устроила со мной скандал. Стала кричать, зачем мы брата  твоего обдираем, как липку. Я, мол, виновата, что у него денег нет. Я попыталась оправдаться, но она не хотела слушать. Мало того, она хотела наброситься на меня с кулаками, да я не растерялась: схватилась за швабру. В общем, выгнала их из дому.
ПАВЕЛ:  Да,  представляю, что тут было. Ну, мать!
               
ТАТЬЯНА: Такого тут наговорила, что волосы дыбом поднимаются: деревенскую ведьму  напустить на меня захотела за все хорошее, что мы для брата твоего делали: кормили, поили, одевали, обстирывали, воспитывали.
ПАВЕЛ: Мать была с Нинкой?
ТАТЬЯНА: Да.
ПАВЕЛ: А Нина что делала?
ТАТЬЯНА: Та молчала и смотрела на нашу перепалку.
ПАВЕЛ: Мне  стыдно за мать, но надо их вернуть.
ТАТЬЯНА: Я тебя понимаю. Хорошо, пойдем за ними. Признаться, мне сейчас  их жалко  стало.
ПАВЕЛ: Пойдем быстрее, может, они еще на станции. (Одеваются и уходят)
               
                Явление четвертое.
             Станция. Скамейка, рядом фонарь. Подходят Клавдия Ивановна и Нина с вещами. Садятся на скамейку. Обе понурые.
 КЛАВДИЯ ИВАНОВНА ( вытирая слезы): Что делать будем? Теперь электричка будет только утром. На вокзале придется ночевать.
  НИНА:  Да, съездили в  Приморье, называется.  Набрались рыбы, консервов. Если бы знала, что так все обернется, не поехала бы.  И все из-за тебя. Чего надо было лезть в их жизнь?               
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА : А письмо? Он ведь жаловался на нее.
  НИНА: Жаловался! Сам жаловался, и сам же заступался за нее.
  КЛАВДИЯ ИВАНОВНА : То-то и оно!
  НИНА : А зачем побить ее хотела? Ты не в себе была, ей Богу!               
  КЛАВДИЯ ИВАНОВНА : Не знаю, бес попутал.
  НИНА: Если бы был Пашка, такого не случилось бы между вами.               
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА :Может, он  придет сюда за нами?               
  НИНА: Да, с какими глазами возвращаться будем. Придется извиняться.               
     КЛАВДИЯ ИВАНОВНА : Нет, лучше ночевать на вокзале будем, чем я перед этой соплячкой унижаться буду, прощения просить.               
     НИНА:  Вот ты всегда так: сама виновата, а прощения просить – так язык толстый – во рту  не поворачивается.
      КЛАВДИЯ ИВАНОВНА ( слезливо): И ты на мать. Давай, давай – добивай!               
 НИНА:(оборачивается и радостно толкает мать локтем): Мам,  там, кажется, Павел с ней идут сюда.
  КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: Не пойду, нет! Не пойду! Выгнали мать, как собаку, на улицу.               
  НИНА :  Да не представляйся, как артистка. Видишь, сами идут.               
               
                Явление пятое.
               Входят Павел и Татьяна. Павел подходит к матери, обнимает ее.
               
ПАВЕЛ: Мам,  здравствуй! Нина, привет!
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА ( с обидой):Здравствуй, сын!
НИНА :  Здравствуй, Паша!
  ПАВЕЛ: Мы за вами. Пойдемте домой. Хватит обижаться.
ТАТЬЯНА: Вы, Клавдия Ивановна, извините меня, что я так поступила с вами.  Я тоже прошу, чтобы вы вернулись к нам. 
 НИНА :  Пойдем, мам.               
 КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: ( невестке, утирая слезы) И ты меня прости!
  ТАТЬЯНА: (радостно) Вот  и хорошо! Что было, то было!  Дома сядем рядком, да поговорим ладком!
    КЛАВДИЯ ИВАНОВНА ( смиренно) : Да,  да! Поговорим.               
ПАВЕЛ: Пойдем, мам!( берет их вещи)
                Уходят.
               

                ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
                Картина первая. Явление первое.
         Комната новой квартиры, которую получила Татьяна. У них прибавление: родилась дочь. Татьяна носит ребенка на руках, затем укладывает в коляску. Из мебели виден диван, журнальный столик с приготовленным чаепитием. На диване  за столиком сидит   Вера Сергеевна.
     ТАТЬЯНА: (присаживается к ней, обе пьют чай) Как я рада, что, наконец, мы получили квартиру в центре города, выбрались из той дыры. Как здесь хорошо: все рядом – магазины,  детсад,  школа.
  ВЕРА СЕРГЕЕВНА:  Еще бы!  Я помню, как тебе  маленькой приходилось ездить в школу за  четыре  километра,  да еще железную дорогу переходить.  Вот как жили.  А теперь – красота
    ТАТЬЯНА:  Да, красота.  Не заметили, как вот уже два года здесь живем.
ВЕРА СЕРГЕЕВНА: . А  как Петька там,  в доме,  живет?               
    ТАТЬЯНА:   А  как всегда, не расстался со своими привычками?               
ВЕРА СЕРГЕЕВНА: Он же на принудительном лечении находился!
    ТАТЬЯНА:  А что толку?  С дружками старыми опять запил.               
ВЕРА СЕРГЕЕВНА: А  ведь он же тебе нравился.
    ТАТЬЯНА:  Ты это заметила?               
ВЕРА СЕРГЕЕВНА: Заметила. Как  же было не заметить? Он  поначалу парень был  видный, ухоженный.
               
    ТАТЬЯНА:   Да, раньше было на что посмотреть. Я и стирала, и гладила его вещи. Не хуже  ухаживала за ним, чем за мужем.  Зато, когда остался жить один,  он перестал быть ухоженным. А после ЛТП  и вовсе вернулся другой человек: худой, со вставленными железными зубами, с наколками, грубый, злой.               
ВЕРА СЕРГЕЕВНА: Как на зоне побывал.               
ТАТЬЯНА:  Это точно!               
ВЕРА СЕРГЕЕВНА: Вы часто его навещаете? Там, поди, все обкурил и задымил?
    ТАТЬЯНА:  Была с Павлом еще до рождения  Иринки. Да, в доме царит запущение. Видно, что нет настоящего хозяина. Стены закопчены. Постель его никогда не прибирается.   Простыни –серые от грязи. Я сменила ему постель, заправила. Прибрала на столе, посуду помыла. Что смогла, сделала.               
ВЕРА СЕРГЕЕВНА:  Да, несамостоятельный он человек, не умеет жить один. С таких лет так сильно пить. А дальше – больше? Одним словом – непутевый.  Надо продавать дом, пока он не сжег от курева. Долго пьяному до пожара? А  сам пусть уезжает  к матери в Амурскую область. Не то пропадет здесь, а вы виноватыми останетесь.
ТАТЬЯНА:  Ты права. Сегодня с Павлом поговорю об этом.               
ВЕРА СЕРГЕЕВНА: (допив чай) Ну, что, доченька, мне пора. Посмотрела на малютку, жаль, что старших детей не застала – в лагерь уехали.
ТАТЬЯНА:  Да, ну, ничего – в следующий раз посмотришь.
ВЕРА СЕРГЕЕВНА: До свидания, моя хорошая! ( направляется к выходу)
ТАТЬЯНА:  До свидания, мамуля! (провожает до двери)
                Вера Сергеевна уходит, а Татьяна  занялась наведением порядка .
                Раздается звонок в дверь. Татьяна идет открывать.
                Явление второе. Появление Петра.
         Петр уже не такой ухоженный, как вначале: заросший, мятый, с неприятным запахом.
ПЕТР: ( неуверенно) Здравствуй, Таня! Можно войти?
ТАТЬЯНА:  Здравствуй, Петя!  Заходи, конечно. Только громко не разговаривай: Я недавно укачала Иринку.
 ПЕТР: ( входит, проходит к дивану, садится)
ТАТЬЯНА: Чай будешь?               
ПЕТР: А ты?
ТАТЬЯНА: Я сама недавно пила, буквально, перед твоим приходом.
ПЕТР:  Ну, что же, буду пить  один -- не впервой.
                Татьяна организует ему чай с печеньем.
ПЕТР: Ты мне покрепче чай завари.
ТАТЬЯНА: Как  скажешь.
               
ПЕТР: (начинает чаепитие) Ну, как вы тут без меня?
ТАТЬЯНА: Спасибо, хорошо. (села подальше от него)
                (Из коляски подает голос малышка.  Татьяна подойдя к ней, засюсюкала с ней,  меняя ей  пеленки)
ТАТЬЯНА: А кто это тут проснулся? А что с нами случилось? А-а-а, мы  напрудили. Сейчас мамочка поменяет нам пеленочки. Ах, моя сладкая, моя лапулечка!
 ПЕТР: ( наблюдая за ней) Посмотреть можно?
ТАТЬЯНА : Иди посмотри. Ты же – дядя!      
 ПЕТР: (подходит к коляске)  Не пойму, на кого больше похожа – на тебя или на него.(пытается обнять Татьяну)
ТАТЬЯНА: Потом  будет видно.   Не надо, Петя ( уклоняется от объятия)               
 ПЕТР: Я не могу забыть, как мы жили вместе в вашем доме. Это было самое лучшее время в нашей жизни.
ТАТЬЯНА : ( в тон ему) Как ты пил, с мужем дрался?
               
 ПЕТР: Из-за тебя, между прочим.
ТАТЬЯНА: ( изумленно) Из-за меня? 
ПЕТР: Потому что любил, и теперь люблю! (посмотрел на ребенка, смущенно)  Я вот смотрю, как ты с дочкой нянчишься, и в сердце тоска такая. Волком выть хочется. Танюш, роди мне ребеночка, тоже девочку.
ТАТЬЯНА(посмотрела на него, покачала головой) Мыслимо ли это? Тебе нужно жениться на какой –нибудь девчонке или женщине, которая  с удовольствием  родит тебе ребенка. Ты же молод, и можешь наладить себе жизнь с порядочной женщиной. Зачем тебе я?
 ПЕТР:( несчастным тоном)Я так и думал, что ты не согласишься.  Что мне до другой женщины? Я от тебя хочу!
ТАТЬЯНА: Это невыполнимая просьба, пойми меня.  Твоя мать и так думает про нас черте-что, а если это окажется правдой, то она проклянет меня.    А Павел? Как вы в глаза будете друг другу смотреть?               
  ПЕТР: Но ведь можно это сохранить в тайне.
ТАТЬЯНА: Тайное всегда становится явью.  К тому же, у меня уже есть трое детей, и мне этого хватит по самые уши. Петя!  Посмотрел на нас, проведал, и теперь тебе лучше уйти. Мне надо заниматься  делами.
 ПЕТР: (обреченно)Что ж, теперь хоть стало ясно. Пойду я, живите счастливо!(уходит)
ТАТЬЯНА: Эх, Петя! Что с тобой сталось? Ну надо же, до чего додумался! Родить ему ребенка!  Как он себе такое представляет в своей больной, пропитой голове. Думал, что я по-прежнему питаю к нему нежные чувства, как раньше? Все прошло, и быльем заросло.  Любить—это всегда чем-то жертвовать ради того, кого любишь. Я же никакой от него жертвы не видела. Предательство – да, жадность – да, глупость - да. И не жалею, что покончила с ним. ( смотрит на часы) Скоро  Паша придет. Надо ужин  разогреть.
    ( слышится голос ребенка.)  Никак,  Иринка проснулась. Наверное, кушать захотела.
( дает ребенку бутылочку, кормит) Кушай, лапочка, хорошо кушай. Скоро папа с работы придет, нам что-нибудь  принесет.  ( слышится звонок в дверь) Это папа наш. (идет открывать).
                Явление третье. Появляется Павел.

ПАВЕЛ: Привет! Как дела?
ТАТЬЯНА: Привет!(шутливо)Ничего идут дела: голова еще цела!  С Ирочкой тоже все в порядке. Переодевайся, мой руки – ужинать сейчас будем.( идет  на кухню)
 Павел снимает верхнюю одежду и идет в ванную, затем возвращается и садится за стол.
ТАТЬЯНА: (приносит блюда с ужином себе и мужу) Как твои дела?               
ПАВЕЛ: (начинает есть) Нормально. Что новенького дома? Никто не приходил?
ТАТЬЯНА: Приходили. Сначала мать, а потом Петька был.
 ПАВЕЛ:  Вот как? И что он говорил?
ТАТЬЯНА: Говорит, со скуки там помирает. Пришел проведать нас.               
ПАВЕЛ:  Как он выглядит?               
ТАТЬЯНА:  Неважно: как бомж.  Надо решать, что делать с ним.  Мама озабочена тем, что он, по пьяни,  может дом спалить и сгореть сам.   Надо его уговорить домой возвращаться, иначе он  пропадет  один. Пьяный, он нехороший – любит лезть на рожон. Вызовем мать, и пусть она его забирает.               
ПАВЕЛ:  Да,  так будет вернее. И нам меньше головной боли. В воскресенье с утра к нему съездим, чтобы дома его застать и  поговорим.


                Картина вторая. Явление первое.
            Жилая комната в старом доме, посередине стол, на столе грязная посуда, полупустые бутылки из-под вина. Стены серые, на окне старые грязные занавески. За столом сидит Петр и ест вилкой из консервной банки.  Слышится радостный лай собаки, Павел задерживается во дворе, в дом первая  входит Татьяна. 
ТАТЬЯНА: Здравствуй, Петя!
ПЕТР: (хмуро)  Здравствуй. Зачем приехала?
ТАТЬЯНА:  Нельзя, что ли? Тебя проведать. (смотрит  вокруг, качает головой)Какая неприглядная картина!  Тебе нравится жить в такой обстановке?            
ПЕТР: Тебе-то что? Одна, что ли приехала?
ТАТЬЯНА: Нет, Павел во дворе.       
ПЕТР:А—а-а. Ну, что дальше скажешь? Воспитывать будешь?
ТАТЬЯНА: (качает головой) Петя,  опять ты пьешь? Ты ведь лечился. Развел грязь вокруг, антисанитарию. Ничего не варишь.  Все кастрюли грязные. Когда в последний раз варил?      
ПЕТР: (равнодушно) Не помню.
ТАТЬЯНА: Ты хоть на себя в зеркало смотришь? Заросший, небритый, лицо опухшее. Ты-что, решил на себе эксперименты ставить?(сочувственно) Нельзя так жить, как ты живешь. Ты ведь можешь погибнуть.
ПЕТР: (грубо)  А может, я хочу погибнуть, какое тебе до меня дело?
ТАТЬЯНА: ( вздрогнув от его тона) Как какое дело?
ПЕТР: Иди к своему милому муженьку. Он ведь ждет тебя.
ТАТЬЯНА: Эх ты!  Кому ты такой нужен! (уходит)
ПЕТР: М-м-м! ( стукнул кулаком по столу, схватился за голову)
                Явление второе. Входит  Павел.

ПАВЕЛ: Привет! Что за голову держишься? Болит, что ли?
ПЕТР: ( неприветливо) Болит.
ПАВЕЛ: Что ты тут развел? Не можешь взять веник в руки да подмести?
ПЕТР: Что вы все ко мне пристали? Я вас звал сюда?
  ПАВЕЛ: Вот что, браток: ты не у себя дома.  Развел тут свинарник, на житье не похоже. Кстати, дом  этот собираются продавать, и тебе надо отсюда съезжать.
ПЕТР: Пусть продают. Я домой поеду. Все равно мне здесь уже все надоело.
 ПАВЕЛ: Вот и хорошо. Я напишу письмо матери, чтобы она приехала и забрала тебя, а тебе за это время надо выписаться и рассчитаться с работы.
ПЕТР: Ладно.
  ПАВЕЛ: Ну мы с Татьяной  поедем обратно, а ты последние деньки веди себя нормально.
ПЕТР: (хмуро) Ладно.
  ПАВЕЛ: Пока! ( уходит)
                Петр наливает в стакан вино, выпивает
               
                Картина та же. Явление   третье.
        Утро. Появляется  Клавдия Ивановна со  старой  дорожной  сумкой в руках. Она приехала по вызову Павла.
               
 КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: ( раздеваясь)  Наконец,  на месте. (оглядывается) Ох и вонища! А грязи!!!  Так,  первым делом надо печь затопить и поставить варить какой-нибудь суп. (уходит на минуту и возвращается)  Печь затопила, варить поставила. Так,  где тут вода и тряпки? ( уходит на минуту и возвращается с уборочными принадлежностями. )               
     Принимается, охая,  за уборку: убирает и вытирает стол, подметает пол, хватаясь за спину)  Господи,  тут, наверное,  целый год не убиралось.  Стены неизвестно когда белились. Постель на постель не похожа. Паутина везде. Да, бросили человека одного, кинули, как безродного, никому не нужного. А, что им до брата?  Плевать, как ему тут одному живется. Хоть бы женщину ему нашли, чтобы порядок наводила. Разве ему можно одному  оставаться? Это все-таки мужик. За ним уход нужен.  Нет, больше я его одного никуда не отпущу.(заканчивает уборку) . Ох, и намаялась я с этими делами. (заслышала радостный лай собаки). Кажется, Петруша пришел.
                Явление четвертое. Появляется Петр 
               
ПЕТР:( в руках держит топор, удивленно-радостно) Мама! Это ты?
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: ( хочет обнять) Петенька! Здравствуй, сынок! (удивленно)Что это ты с топором?               
ПЕТР: (бросает топор, обнимает) Здравствуй, мам! Да, я вижу: дверь открыта, испугался. Подумал, что кто-то чужой в дом залез. Собака-то не шибко злая, может пропустить. Приехала, значит?
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:  Да, Петруша,  приехала. Приехала и ахнула, в какой грязи ты живешь. Людям нельзя так жить. Пришлось сразу наводить порядок. Три часа—и все готово!               
ПЕТР:( осматривается) Да, чисто и тепло.
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: И даже  суп успела  сварить. Не ахти какой жирный, но червяка заморить можно.               
ПЕТР: Спасибо, мать!
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:  Ты садись, обедать будем. Я сейчас все приготовлю.( накрывает стол)  Я привезла немного домашнего  сала, яиц, маслица, варенье к чаю. Нам на двоих хватит.  ( все вытаскивает из сумки)               
ПЕТР: Ого, а в прошлый раз вы ничего не привозили.
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:  Дак, в прошлый раз  я злющая  приехала, приезжала разбираться с невесткой, не до гостинцев было.               
ПЕТР: Ты даже внукам ничего не привезла из деревни.  Обижались они.
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: (махнула рукой) И-и, пусть обижаются. Внуки – это те, что рядом, а не за тысячу верст. Ну, живы, здоровы –и ладно.  Да и тяжело везти много. Я уж не молода, руки болят.               
ПЕТР: Ой, мать, если бы так было, вы бы отсюда по пять баулов всякой всячины  не набирали с собой .
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: Дак,  разве мне хочется набирать-то? Это все Нинка! Мол, давай возьмем: у нас этого нет. Что с ней поделаешь, с такой завидющей?   Ты ешь, ешь, отъедайся. Ты же знаешь Тамарку  Чеснокову?
ПЕТР: Да, знаю.
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:  Так вот она все про тебя спрашивала: «Где Петр? Когда приедет ?»               
ПЕТР: И что с того?
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:  Дак,  она-то вдовушкой стала года два поди, немного старше тебя, правда. Было бы неплохо вам сойтись.               
ПЕТР: (равнодушно)Посмотрим.
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:  Работать будешь  механизатором на тракторе. Сейчас механизаторы в почете. В прошлом годе  одному за первое место дали путевку ажна в Ленинград. Приехал такой довольный, такой важный!               
ПЕТР: Кто такой?
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:  Да Сидоров Ванька. Вы еще вместе учились в школе.               
ПЕТР: Рыжий, что ли?
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:  Он самый.               
ПЕТР:( оживленно) Хорошо, потягаюсь с ним, если возьмут.               
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: Возьмут, никуда не денутся!  Ты бы до сих пор работал,  если бы не эта водка окаянная. А пить ты больше не будешь, так ведь?
               
ПЕТР:  Конечно. Что я – сам себе враг?
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:  Ты  рассчитался с работы?
ПЕТР:  Завтра последний день и расчет.
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:  Ну и хорошо.  Поел?
ПЕТР:(потягивается, настроение у него повысилось) Поел. Можно убирать.
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:  Иди  отдохни, а я все приберу и тоже лягу отдыхать.
ПЕТР: (встает) Мам, тут мне в одно место надо сходить. Ненадолго.
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: ( настороженно) Куда это и зачем?
ПЕТР:  Да, к приятелю одному. Должен он мне тридцать рублей. Неохота оставлять ему. Если бы не отъезд, то можно было бы подождать еще.
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА:  Да, тридцать рублей, это немало. Иди, сынок, только долго не задерживайся. До темноты управишься?
ПЕТР:  Конечно, управлюсь. Он живет  недалеко. За оврагом.
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: Ну, иди, и чтобы через, самое большое, час  вернулся назад. Не вздумай с ним распивать.
ПЕТР: (оживленно) Есть, не распивать!  (одевается, уходит)

КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: (прибирает со стола) Как славно мы поговорили! Ничего, мы еще всем нос утрем!  Петруша еще покажет себя. Мой последыш, мой любимец!  Вот женим его на Тамарке,  отдам в надежные руки, и  тогда мое материнское сердце будет спокойно за него. …Кажется все прибрала, теперь можно и прилечь.  Вздремну немного, а там и Петруша придет. ( ложится на диван, засыпает, слышится ее похрапывание)
                Свет немного притухает, означая, что прошло немало времени. Клавдия  Ивановна просыпается. Смотрит на часы.
 
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: (с ужасом) Три часа ночи, а его все нет! Неужели опять принялся за свое-- вот неслух окаянный! Где искать, в какую сторону идти? Да, в чужой стороне самой недолго заблудиться. И как по темну искать? Придется ждать утра, а там, может быть, и сам заявится.(с досадой) Эх, Петя, Петя!  Хоть говори тебе, хоть не говори! С тобой одна морока!( снова ложится). Какой теперь сон? (Встает и садится за стол. За столом незаметно засыпает)
                Занавес.
                Явление пятое. Ночь. Морозец. Забор, калитка. Появляется Петр. Пьяный и избитый, он еле идет.  Подходит к калитке и пытается ее открыть, но она не поддается.
ПЕТР: М-м-м! Что ты не открываешься? У-у-у! Как холодно! В голове шум. Руки совсем озябли и спать хочется, ноги не держат.  ( медленно оседает возле калитки и замерзает).
                Явление шестое. Занавес.
                Раннее утро. Светает.  Появляется Клавдия  Ивановна. Она подходит к калитке в другой стороны и открывает ее. Натыкается на тело Петра.
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА: ( в ужасе) Петя, Петенька, очнись! Вставай! Петруша, вставай!
( ощутив холод его тела, и поняв, что он мертв, вопит)
 А-а-а! Петенька-а!!  Сыно-очек!! ( обхватывает его голову, прижимает к лицу, истошно кричит)  Горе –то како-о-е!!  Не уберегли-и!!!( заходится рыданием).  Звучит финал песни «Миллион алых роз»)

               
                КОНЕЦ