Пианистка Вера Лотар

Магда Кешишева
     Талант зреет в тиши, характер закаляется в бурях.
                \И. Гёте\

   Её игрой наслаждался весь мир - Париж, Нью - Йорк, Рио - де - Жанейро, Буэнос - Айрес, Гавана, Вена, Рим, Берлин, Брюссель...
   Имя её  - Вера Лотар. Родители Веры преподавали в Сорбоне. Девочку воспитывала чопорная англичанка - гувернантка. Жила Вера на вилле, на берегу Средиземного моря, в Ницце.

   Вера училась в лицее, но часто убегала с занятий на утренние концерты симфонической музыки, которые ежедневно давались в одном казино.
   Однажды к удивлённому дирижёру - итальянцу подошла девочка и сказала, что хотела бы сыграть с оркестром концерт Моцарта. Дирижёр рассмеялся, но вскоре  такой концерт состоялся. Вере было 12 лет.

   В 15 лет Вера окончила с золотой медалью парижскую консерваторию и стала выступать: в детском платьице, с бантом на голове.
   Но пришёл день, когда девочка сорвала бант, бросила гастроли и поехала учиться музыке в Вену. Здесь к ней пришла зрелость. Теперь она гастролировала ни как вундеркинд, а как талантливая пианистка отличной школы.

   Вера играла с Артуром Тосканини. У молодой пианистки было всё: дарование, школа, богатство, слава. Но ещё у неё был беспокойный характер.

   Вера выходит замуж, но очень скоро расстаётся с мужем. Затем она вступает в брак с русским инженером Владимиром Шевченко. Владимир - сын эмигрантов, получивший образование во Франции, мечтал возвратиться на родину.
   Незадолго до ВОВ супруги приехали в Ленинград. Отнеслись к ним недоверчиво, жить было трудно. К тому времени, когда Вера получила возможность дать концерт, ей не в чем было выйти на сцену - всё было распродано.

   Но первое же выступление решило всё. Им дали квартиру, работу. Вера и Владимир были счастливы. Однако, счастье оказалось недолгим. Началась война. Владимира арестовали. Вера пыталась хлопотать за него, но в результате и ей пришлось уехать в  "далёкие края".

   Восемь лет Вера не имела возможности даже увидеть инструмент. Ложась спать, она устраивала концерт для самой себя: закрыв глаза, ноту за нотой мысленно проигрывала сонаты Бетховена, фуги Баха, прелюдии Шопена...

   Наступил день освобождения. В телогрейке, в платке, пришла Вера к директору музыкальной школы в Нижнем Тагиле и сказала, что она окончила парижскую консерваторию, что выступала в разных странах, а сейчас просит одно - пустой класс с роялем, где она могла бы запереться на час.
   Её приняли за сумасшедшую, но просила она так немного, что отказать было невозможно.

   Перед Верой был рояль. Впервые ей стало страшно, она боялась дотронуться до клавиш. Но случилось чудо: она стала играть. Сразу. Играть бурно, подряд. Играла одно, прерывала, начинала другое и у неё получалось. Получалось!
   За дверью собралась вся школа.
  - Кто это играет?
   Через два часа в дверь постучались, вошли и слушали, обступив рояль. Слушали, слушали...

   В 1960 году состоялся первый концерт Веры Лотар в Москве. Было ей 50 лет. Никто не слышал имени пианистки, но зал был полон - привлекла программа.

   Её стали называть выдающейся пианисткой, истинным художником, яркой индивидуальностью. Вторично пришла к Вере слава, но пришла слишком поздно...

   Вера вернулась домой, в Барнаул. Здесь она выступала с концертами, а вечерами, сидя в одиночестве, вспоминала свою жизнь, сыновей, погибших в Ленинграде, в блокаду, мужа...


 P.S. Моя благодарность корреспонденту "Комсомольской правды" С.Соловейчику,
      нарисавшему о замечательной пианистке 19 декабря в далёком 1965 году.