Память, которую не вытравить

Татьяна Дружинина
      Сегодня, когда с горечью думаешь о судьбах людей, проживающих в России и Украине, мне вспоминается юность, время, когда нам было по 14-15 лет.
      Я жила и училась в маленьком городке Подпорожье в Ленинградской области, раскинувшемся на высоком берегу Свири, той самой, что соединяет Ладогу с Онегой. Шел 1972 год, мы, комсомольцы, оканчивая учебный год, собирались на отдых на Украину, в село Гнаровское, к школьникам, с которыми дружили по переписке. Почему именно туда? В те сейчас уже далекие годы каждый пионер и комсомолец Подпорожья знал имя землячки Валерии Гнаровской, окончившей в 1941 году школу №1 г.
     Обыкновенная девчонка, мечтавшая о взрослой жизни, она стала в то военное время санинструктором.  Воевала под Сталинградом, а затем её часть была переброшена на Украину.  23 сентября 1943 года в боях у деревни Вербовое  Вольнянского района Запорожской области, санитарный инструктор 907-го стрелкового полка 244-й стрелковой дивизии рядовая Валерия Гнаровская вытаскивала на себе раненых и доставляла их на перевязочный пункт. Примерно в это время к палаткам, где находились раненые, прорвались два немецких «тигра». И тогда эта девушка, которой было всего 19 лет, которую бойцы ласково называли Ласточкой, собрав у раненных связки гранат, бросилась под танк, подорвав его!
      Поэт Алексей Горбачев 9 июля 1944 г. во фронтовой газете «Вперед за Родину!» опубликовал стихи «Бессмертие» о мужестве и необыкновенном ее героизме:
Вот ползет бронею громыхая
И утюжит землю танк второй,
Дай же силу, мать — земля родная,
Чтоб закрыть дорогу, принять бой!
В полный рост средь трав родимых встала.
Грозен, не по-женски грозен взгляд.
Под немецкий танк она упала,
Девушка со связкою гранат.
Взрыв.
То сердце девичье святое
Преградило путь врагу и вновь
    Стало жить
    бессмертием героя.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками красноармейцу  Гнаровской  Валерии  Осиповне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
А деревня Вербовое после войны было переименовано в село Гнаровское, в нем установлен бюст героини, а на месте гибели – памятный знак.
     И вот мы, тогдашние девчонки и мальчишки приезжали на Украину, целый месяц работали, помогая собирать черешню. Ах, какая вкусная она тогда была, золотистого цвета, крупная, через неё можно было смотреть на солнце!
     Помню, что рядом с  селом  был ставок, в котором плавали гуси и утки, а вместе с ними и мы. Помню поездку в Запорожье, на остров Хортица, где когда-то жили запорожские казаки. И еще – шелковицу… Спелую, темно-синюю, очень вкусную, которая для нас, северных жителей, была диковинным чудом!
     Вспоминаю те годы с тихой радостью, и не могу понять, что же произошло за какие-то 43 года (ведь срок для истории  довольно  ничтожный)? И неужели найдутся люди, которые варварски разрушат бюст и памятный знак в честь девушки, которая отдала свою жизнь за раненных русских, украинских, грузинских и казахских воинов? То есть ценой СВОЕЙ жизни она спасла ИХ ЖИЗНИ!
     Осталось письмо, в котором Валерия Гнаровская написала матери с фронта: «Мамочка, не скучай и не беспокойся... вернусь скоро домой с победой или погибну в честном бою». Удивительные были люди, и если они обещали, то выполняли свои обещания!.. И вот память о них кто-то хочет вытравить из наших сердец, из нашей истории? Но она, память, будет жить, пока живы мы, те, которые расскажут своим детям, а те – своим,  о подвиге девятнадцатилетней девушки, которая знала цену жизни, своею смертью поправ смерть семи десятков других людей, не спрашивающая у них, какой они национальности!
        На  фото - памятный знак в селе Гнаровское на месте гибели Валерии.