Пьяная вишня

Ольга Сенникова
"Пьяная вишня"


Опять перебираю-пересматриваю старые фотографии... Время и переезды не пошли им на пользу. Так происходит и с нами, людьми... С годами мы не становимся ни лучше, ни краше, во всяком случае — внешне. А снимки можно сканировать и сохранить, хотя бы в нынешнем состоянии, на современных носителях. Жаль, не получается оставить по-детски чистыми сознание и душу человека...



Это фото — память о моем первом посещении Украины, родины маминых родителей. В село Колки (Кiлки) Житомирской области нас с сестрой когда-то привезла мама... Я была слишком мала, чтобы почувствовать зов крови, коей во мне ровно половина. Да, и советское воспитание не акцентировало нашей национальной принадлежности...

Но, несмотря на младенческий, по христианским меркам, возраст, многие картинки и даже эпизоды я умудрилась запомнить на всю жизнь. Самыми яркими оказались поля красных маков и цветущей душистой гречихи, далее — всё остальное. Из этого остального и сложился образ отечества части моих предков, который сопровождал меня до последнего времени...

Конечно, я удивлялась и игрушечным, по моим городским представлениям, беленым домикам с соломенными крышами, и неизменным платочкам на головах женщин и девочек, и «смешному» языку, местами совершенно мне непонятному.

Мне нравились длинные красивые песни, звучавшие в рано спускавшихся сумерках, и даже перезвон колокольчиков на шеях коров казался мелодичным. А сами симпатичные коровы виделись почему-то огромными, похожими на слонов... 

Однако вечернее парное молоко вливали в меня уговорами и силой. Таким же способом по утрам бабушка заставляла нас пить сырые, только что снесенные курами, яйца. И куры запомнились мне драчливыми и... лохматыми, видимо, я перепутала их с петухами. Ещё из домашней живности запала в голову крошечная ворчливая собачка, с которой, по причине моей неугомонности, у нас возникла стойкая взаимная неприязнь.

Неприятно поразил меня и процесс скобления полов - вместо привычного мытья водой и тряпкой. Кстати, обучение этому действию приезжего ребенка родственники сочли небезопасным, и ножик у меня отобрали.

Кажется, в ответ именно на это недоверие я обиделась и спряталась слишком удачно. Настолько удачно, что меня искали гораздо дольше, чем мне этого хотелось. Нашли на чердаке в момент, когда я, стоя на коленях, «молилась», по примеру любимой бабушки, со всей силой ударяясь лбом о пол. Собственно, сей размеренный стук и рассекретил моё конспиративное убежище...

Ну, а потом мы возвращались домой в купе, куда еле-еле втиснули подарки и гостинцы от многочисленной гостеприимной родни. Из всего этого изобилия особенный восторг у меня вызывала гигантских размеров бутыль с «пьяной вишней», оплетенная лозой. Я, естественно, не догадывалась, каким обманчивым может быть приятный моему чуткому носу сладкий запах...



Теперь же, протягивая ниточку в настоящее, я уверена, что приторный дурман не достоин человеческого сознания. Потому что в тумане сладостной лжи всегда таится горькая правда, иногда имеющая цену самой жизни.




На фото:  я, на руках у мамы, вторая во втором ряду справа; бабушка рядом с нами — в первом ряду; старшая сестра в центре, на переднем плане.
               


Сборник "Старый альбом. Ностальгия"