И снова Уч-Арал

Виктор Тельпов
         Уч-Аральская  служба, бесспорно, оставила заметный след в душе молодого романтичного лейтенанта. И чем больше об этом думаешь, тем больше событий из той далёкой жизни всплывает в моей памяти. Мне бы не хотелось глубоко вникать в повседневную жизнь и службу офицеров КП 27 гвардейского  иап. О некоторых аспектах  из той жизни я уже рассказывал, и в большинстве своём они носили негативный характер. Значительную роль в таком восприятии произошедших  событий того времени, сыграла  роль начальника КП Александра Шарлая. Человека, далеко не глупого, целеустремлённого, но скользкого до мерзости в своих делах и поступках.
          Сегодня парко-хозяйственный день. Командир ставит задачу по наведению порядка на  подведомственной территории всем командирам подразделений полка. Мы все собрались на КП, нам приказано до 16. 00 там околачиваться, затем к 17. 00  прибыть на построение на строевой плац. Таким образом, подполковник Седов наводил  свои порядки, чтобы полк не разбежался ещё до обеда с аэродрома.  Меня подозвал к себе старший лейтенант Шарлай, они вместе с Мишей Воловик  и Валерой Хуторянским над чем - то там «колдовали». Вот тебе чайник, он сунул мне в руки солдатский чайник ёмкостью три литра, дойди до зоны третьей эскадрильи, найди там лейтенанта Голощапова и передай ему чайник.  Делать было нечего, я не стал возражать против мелкого самоуправства своего начальника и медленно побрёл в зону третьей эскадрильи. Дело близилось к лету и солнце нещадно палило. Я сбросил с себя техническую  куртку, подставил солнцу уже чуть обгоревшие плечи. Вот и шлагбаум  зоны 3 аэ. Зашёл в первое же попавшееся укрытие. В нём четыре молодых лейтенанта разливали по солдатским кружкам спирт. Увидев меня, предложили, будешь? Нет спасибо, мне бы Голощапова найти?  Он в следующем укрытии. Я поблагодарил ребят и пошёл по указанному адресу. В следующем укрытии офицерский состав уже принял норму и спрятался в тени. Ребята, Владька Голощапов кто? Чего надо? Мне ответил высокий жилистый парень. Ст. лейтенант Шарлай просил чайник передать. АА. Ты с КП? Да, я с КП. Хорошо давай. Это было моё первое общение с лейтенантом Голощаповым. Я передал ему чайник и уже собрался уходить. Ты куда? Я  ему сам, что ль понесу спирт? Я подождал, пока Владька наполнял чайник спиртом,  забрав его, побрёл назад.  На ВПП возле меня тормознул «бобик» замполита  подполковника Труничкина. Что лейтенант, за водой ходил? В зоне третьей аэ был колодец с холодной, до ломоты зубов водой. Я буркнул что-то неопредёлённое замполиту. Садись лейтенант подвезу. Я осторожно, влез на заднее сиденье, чтобы не расплескать содержимое чайника. Как у вас обстановка на КП лейтенант? Интересуется замполит. Вот чёрт, я  уж подумал, что Труничкин по доброте души своей решил меня подвести до КП. Думаю, что ему сказать? Правду говорить нельзя. Узнает про спирт, из алкоголиков до конца службы не выбраться. А Шарлай на все 100 открестится от спирта. Хорошо, что замполит, ещё водички не попросил попить. Да всё нормально, с оптимизмом вру замполиту и прошу остановить УАЗИК возле КП.  Хорошо, как ни – будь,  поговорим на эту тему.  Выхожу из машины с облегчением, «будто камень снял с души», вот она встреча с инженерами человеческих душ. Шарлай и его компания, меня ожидали с нетерпением. Они уже и пустые бутылки, где то раздобыли, для дележа. Передаю им в руки чайник и ухожу с КП, чтобы не видеть алчный делёж жидкой валюты.
              Самолёт МиГ – 21 бис в авиации был отнесён к классу спиртоносцев, конечно, его невозможно сравнивать с заправочными ёмкостями спиртом самолёта типа МиГ – 25, где масандра – смесь спирта с дистиллированной водой, просто рекой лилась. Тем не менее, 9 литров ректификата на каждый   перехват учебной цели, выливался в круглую цифру. «Особо одарённые» офицеры, из числа технического состава, данные обстоятельства использовали с "умом" и обладали значительными накоплениями жидкой валюты в своём личном распоряжении.
             Не знаю, до какой степени правдоподобным был рассказ командира полка подполковника Седова на полковом построении об одном из офицеров техперсонала, который пострадал из  своей алчности, создав  у себя в квартире запасы спирта несоизмеримые  потребностям.
            Он готовился к полётам во вторую смену. У него не нашлось свободной тары. Имевшиеся в наличии канистры были заполнены спиртом. Долго не мудрствуя, он закрыл слив из ванной и освободил в неё двадцатилитровую канистру спирта. Это было последней каплей, переполнившей чашу  терпения его жены. Обнаружив спирт в ванной, она незамедлительно слила его в канализационный сток.  Не успокоившись на этом, она вылила в унитаз, стоявшие в ванной две двадцатилитровых канистры спирта. После чего сообщила  об этом своему суженному, только окончившему обеденную трапезу.
             Скандала, конечно, избежать не удалось, но дело сделано, о чём он был многократно раз предупреждён. С расстройства он захотел в туалет. Закурил с горя о порушенных планах и сидел, подсчитывал, сколько же уйдёт времени на восстановление утраченного запаса спирта? Нехотя бросил «бычок» в унитаз и никак не мог понять, почему огнём опалило и обожгло свесившиеся интимные места в унитаз. С диким рёвом он вылетел из туалета с запахом палёных волос. Испуганная жена в слёзы, а он в госпиталь, лечить обожжённое хозяйство. После чего инцидент был предан огласке, чтобы другим  неповадно было спирт воровать  (наверное, всё же экономить).
             Через три месяца службы на КП 27 гвардейского иап, на меня оформляли допуск к несению боевого дежурства.  По- мимо знания кучи всевозможной макулатуры  регламентирующей действия ОБУ при несении боевого дежурства и сдачи зачётов по знанию НПП, НШС, Инструкции района полётов,  матчасти  стоящей на вооружении и средств обеспечения полётов необходимо уметь уверенно осуществлять наведение одного истребителя на одну воздушную цель. Инспектирующим лицом практического зачёта по реальному наведению в полку был отдан приказом старший штурман полка подполковник Белоцкий. С этой целью руководителем полётов были обеспечены исходные условия    для классического наведения. Я рассчитал упреждённое расстояние на момент подачи команды на разворот перехватчику с креном 30 градусов. Лётчик перехватчика Михаил Чередниченко, по своёму  характеру вообще  в полётах не использовал крен 30 градусов. И не только он большинство лётчиков истребителей выполняли разворот при перехватах воздушных целей, практически в круг хвоста (то есть с максимальным креном в минимальное время). С началом разворота мне стало понятно, что все мои расчеты S упреждённого, уже ничего не стоят и перехватчик выйдет на параллельные курсы с целью с дистанцией 3 километра. Валерий Белоцкий  указывал на экран моим инструкторам и нехотя вещал. Это ребята не наведение, а сведение меток. Понимая, что мой зачёт по практическому наведению зависал, в прямом смысле в воздухе, я перестал психовать и бояться этого. Мною овладела профессиональная злость, я проинформировал лётчика о местоположении цели относительно истребителя и довернул перехватчик строго на цель. Дал команду пилоту включить «ВЫСОКОЕ» прицел на излучение. Миша Чередниченко цель обнаружил визуально, убрал обороты двигателя, отстал  от цели, затем увеличил скорость полёта, чтобы доплеровская частота прицела обеспечила захват цели, и  доложил «цель в захвате», «после пуска выход влево» обрадовано пропел я.  Подполковник Белоцкий  отошёл от меня, ему было понятно, пилот отработает, и учебная цель будет условно сбита.   Ладно, пусть дежурит, давайте его зачётный лист на подпись. Так начиналась моя самостоятельная профессиональная деятельность ОБУ КП 27 гвардейского истребительного авиационного полка. В дальнейшем осуществляя наведение подполковника Белоцкого на учебные цели, пришёл к выводу, что именно этот лётчик выполнял маневры на самолёте МиГ – 21 бис  с креном 30 градусов, а максимальный крен, который он допускал на учебных полётах 45 градусов.
            Из чего был сделан мною вывод, помимо расчетов при наведении перехватчиков на воздушные цели, необходимо  всегда предусматривать возможность исправления ошибок штурманских расчётов  с учётом индивидуальных особенностей характера конкретного лётчика.
            Неплохой урок  по наведению самолёта МиГ-21  на дрейфующие аэростаты  на больших высотах нам преподал Уч-Аральский лётчик капитан Ованесян. Самый хитрый из армян, наш пилот Ованесян, шутили в полку над ним. Какой же я хитрый? Возражал Ованесян. Если бы я был хитрым, то не пошёл бы в лётчики, а торговал бы на рынке в большой кепке на голове, как многие мои земляки, беззлобно оправдывался Ованесян. И нам казалось, что он был вполне убедительным.  Лично я участия в этих событиях не принимал. Но некоторые моменты по уничтожению воздушных шаров, тем более в стратосфере, из рассказа капитана Ованесян
 для меня были открытием.  Возможно в моей памяти, некоторые события утратили свою первозданность, но основную мысль из его повествования  я запомнил навсегда.
         Аэростат, неизвестной государственной принадлежности дрейфовал на высоте 12 000 метров, пересёк государственную границу СССР, и струйным воздушным потоком его относило на север в нескольких десятках километрах от Уч-Арала.
            Из дежурного звена аэродрома Уч-Арал на перехват Аэростата подняли экипаж капитана Ованесян.  КП отвело  самолёт капитана Ованесян в сторону противоположную направления на шар, для обеспечения набора  высоты 10 000метров самолёту МиГ-21. На расстоянии 40 километров от цели, капитан Ованесян включил прицел.  Шар был настолько большого размера, что капитан Ованесян с расстояния 50 километров его наблюдал визуально. Истребитель уверенно сближался с целью. На дальности  15 километров Ованесян обнаружил цель на экране прицела РП-22. «Цель Ваша, работу разрешил» на автомате отработал ОБУ КП. «Лётчику работать по подвеске ракетами с радиолокационной головкой самонаведения», продублировали команду КП дивизии пилоту.  «Вас понял, выполняю» доложил капитан Ованесян. Он переставил клювик на щитке вооружения  «выбор оружия» в необходимое положение и продолжал сближение с целью. «Цель по курсу дальность 10»информирует КП пилота. «Уточните дальность до цели» запросил
 лётчик.  «Строго по курсу дальность девять» подтверждает КП. «Цель в захвате» докладывает Ованесян. «После работы выход влево» даёт команду КП. Снова капитан Ованесян просит уточнить дальность до цели. «По курсу дальность 6» информирует КП. «В захвате» подтвердил Ованесян. «Цель по курсу дальность 5» даёт информацию КП. «Понял 5» неуверенно подтверждает пилот. Только потом уже на земле в объяснительной капитан  Ованесян напишет. Аэростат был такого огромного  размера, что он стал сомневаться в достоверности информации КП о дальности до цели. Засомневался он и в текущих стробах дальности на прицеле РП-22. Он визуально наблюдал этот огромный  с миллионом полупрозрачных ячеек шар, который необходимо уничтожить.  Лётчик поставил  предохранительную скобу на боевой взвод. «Цель по курсу 4» даёт КП. Этого не может быть, с этой мыслью он произвёл пуск двух ракет. «Пуск -1, Пуск -2 произвёл»  доложил Ованесян. «До цели 3» не унимается КП. Капитан Ованесян видит, как пущенные им ракеты  проходят мимо цели. Уже на автомате он переставил клювик на пуск ракет с тепловой (инфракрасной) головкой  самонаведения. И снова пуск. «Пуск ракет произвёл» доложил пилот повторно. У него возникло впечатление, что через мгновенье его самолёт на скорости более 1000 км\час врежется в надвигающуюся  полупрозрачную огромную массу шара. «До цели 2, выходите влево на курс 180 градусов» командует КП.  «Влево выполняю» ответил Ованесян. Отвернув влево, он видит, как обе ракеты прошили, нагретую казахстанским солнцем оболочку шара и, не взорвавшись, ушли на самоликвидацию.  « Тепловые ракеты прошли через оболочку шара и не взорвались», доложил Ованесян. 
               Отработать по подвеске из пушки, поступила команда с КП дивизии. ОБУ КП 27 иап дал команду капитану Ованесян курс на цель. «Я наблюдаю шар», доложил Ованесян. «КП  дальность до шара давайте через каждый километр на этапе сближения с целью», попросил лётчик. «Понял, через километр» ответил  КП. Далее проблем не было. Повреждённый шар потерял высоту тысячу  метров.  Капитана Ованесян подвели к цели с принижением в 500 метров. «Подвеску шара  визуально, наблюдаю устойчиво, к стрельбе из пушки готов», доложил Ованесян.  Далее, он сблизился с целью до 500 метров и открыл огонь. Он видел как снаряды, взрываясь, отрывали куски подвески, и отвернул влево. «Попадание по подвеске есть», доложил Ованесян. «КП, разрешите ещё один заход  для работы по цели, чтобы уже наверняка её «раздолбать » запросил лётчик. КП разрешило повторную атаку цели. Капитан Ованесян снова сблизился с целью и открыл огонь не жалея боекомплект. Подвеска шара от нескольких попаданий снарядов развалилась на три части, которые  заболтались на оставшихся стропах. «Цель поражена» доложил Ованесян. «Выход влево на привод, снижение до шести тысяч метров» дал команду КП.
            Спустя некоторое время, наверняка, с учётом работы по шару нашего лётчика капитана Ованесян, в полк поступил приказ. Для работы по шарам и дрейфующим аэростатам, ежедневно  назначать учебно-боевой самолёт в 30 минутной  боевой готовности  с боекомплектом снарядов с высокочувствительными взрывателями.
            А через год у меня произошла эпопея с «временным» переводом на РСП на постоянной основе, по замыслу лейтенанта Валерия Черникова в исполнении подполковника Седова. Об этом подробно в репортаже «Уч-Арал 1974-1980 гг., за что мне Валера Черников в одноклассниках выставил оценку единица. Наверное, потому что не указал, что это его была идея.
            В дежурном звене, где сменные руководители зоны посадки торчали сутками, мне представилась возможность поближе познакомиться с лётным составом нашего полка. В первую очередь очень удивился, когда увидел капитана Владимира Кожевникова в меховом облачении. Владимир плотного телосложения в меховой лётной амуниции выглядел совершенно несоразмерным с кабиной самолёта МиГ-21 бис. Я не сдержался, и поинтересовался у капитана Кожевникова и как это вы протискивайтесь в такую узкую кабину самолёта? На что Володя Кожевников с улыбкой отвечал, вот дадут, готовность №1 пойдём, со мной, сам увидишь, как я буду просачиваться в кабину самолёта.  Ждать долго не пришлось, китайские лётчики, выполняя плановые полёты близко «подходили» к границе. Загорелось табло «готовность №1» и включилась звуковая сигнализация, Кожевников схватил свой «горшок», так пилоты называли защитный шлем лётчика и бегом к самолёту. Пойдём, посмотришь, бросил он мне на ходу. Я накинул на себя меховой тулуп, схватил в руки шапку и бегом к самолёту. Владимир уже поднимался по стремянке, когда я подбежал к самолёту. Он открыл фонарь, обеими руками опёрся об обечайку кабины и аккуратно опустил ноги рядом с педалями управления, затем аккуратно протиснул зад и уселся на холодный парашют. Техник самолёта поднялся по стремянке, снял предохранительные чеки. Ну что посмотрел, нет проблем? Улыбаясь, говорил Владимир.
           Ладно, я побежал, надо дать команду на включение средств управления и связи. Пока я звонил на СКП и давал команду на включение средств, на табло загорелась команда «Воздух».
            В коридор выбежал (дежурный лётчик) ответственный по приёму и выпуску самолётов, «едем на СКП, Кожевникову дали команду воздух». Мы запрыгнули в кабину дежурного тягача и помчались на СКП. Казалось, нас догонял рёв самолётного двигателя, это капитан Кожевников произвёл запуск движка. 325 выруливаю, услышали мы в динамике на стартовом канале. 325 я «вышка» разрешил на полосу, вступил в связь дежурный лётчик. По громкой связи запрашиваю КП курс отхода истребителя. Вышка я 325 к взлёту готов, доложил Кожевников. « Я вышка, экипажу дежурного звена время 12часов 30 минут. 325 взлёт разрешаю», дал команду дежурный лётчик.
             325 отход с курсом 60 градусов, набор пять тысяч метров, даю информацию капитану Кожевникову. 325 выполняю курс 60 высота пять.   Капитана Кожевникова, говорившего  фальцетом, все считали  поющим в эфире лётчиком. Наверное, услышав его голос и через 40 лет, безошибочно определил бы Володю Кожевникова из сотен пилотов. Капитана Кожевникова вывели к границе и поставили в левую двухминутную коробочку, пока китайский лётчик не «ушёл» на свой аэродром. Прицел Кожевников не включал, снова образовалась экономия спирта, после посадки будет делёжка, всё зависит от того сколько спишет лётчик. Вот такие мелкие радости были  в авиации.
            В первый год службы, боевое дежурство в качестве оперативных дежурных  КП мы несли по одному человеку.  Личное оружие у дежурного по полку мы получали не всегда.   Не успевали   прибыть на КП в срок к установленному приказами времени  09.00. Армейская жизнь показала, что мы были не правы. Около часу ночи, мне позвонил оперативный дежурный КП 73 воздушной армии.  Я представился по форме и доложил, ч то в 27 гвардейском  иап происшествий не произошло. « Лейтенант, личное оружие у вас при себе»? Спросил ОД армии. «Никак нет товарищ подполковник». «Плохо лейтенант». «Вы на КП один»? «Так точно, один».
  «Слушай меня внимательно лейтенант. Закрой входную дверь на КП и ни кому не открывай. Найди, какой ни будь предмет, чтобы мог  использовать его в качестве оружия. Доведи до всех аэродромных точек следующую информацию. Два часа назад, китайским спецназом был вырезан расчёт КП на аэродроме»,  (вспомнить название не смог), но данный факт реально имел место.
          «И не спать, слышишь лейтенант, не спать до утра». Вас понял товарищ подполковник.  По громкой связи я довёл полученную информацию до дежурных подразделений частей обеспечения и дежурного звена. Всю ночь я просидел возле двери со шваброй для мытья пола, которую намеревался использовать в качестве оружия против китайского спецназа, другого под рукой ничего не оказалось.
            На следующий день, эту историю я довёл до своего сменщика, который прослезился, от смеха узнав, о моей готовности противостоять китайскому спецназу. В тот же день проблему с пистолетами командование решило, разрешив нам передавать оружие сменщику, вписав его марку и номер в ежедневный журнал приёма и сдачи дежурства.
           О подготовке китайского спецназа я узнал несколько позднее, от ребят  пограничного отряда, расквартированных тут же в Уч-Арале.  Свои тренировки китайский спецназ намеренно проводил в прямой видимости советских пограничных вышек. В буссоль наши пограничники могли легко рассмотреть их лица. Самое занимательное из всей этой показухи, было наблюдать двух часовые тренировки китайских военных с голым торцом, при температуре минус тридцать градусов. Конечно, впечатляло и отработка приёмов восточных единоборств, которые в Советском Союзе тогда были в зачаточном состоянии.
           Анализируя боевое дежурство в системе ПВО советских авиационных полков и сравнивая с сегодняшней обстановкой в современной авиации и в частности с дежурством в системе ПВО. Опираясь только на общеизвестные факты, можно сделать неутешительные выводы, хотя бы отслеживая ситуацию с малоазийским Боингом  потерпевшему крушение под Донецком. В советское время, в случае возникновения ситуации подобной Донецкой, Луганской, вблизи границ нашего государства, действия военных наверняка были бы иными.   На мой взгляд, был бы организован полный радиолокационный контроль указанных территорий и не только, а в пределах видимости радиолокационных средств. Что в зависимости от высот, могло контролировать значительную часть территории  Украины. Естественно, в период обострения обстановки на территории ДНР и ЛНР, желательно использование Российских самолётов дальнего дозора. Что позволяло контролировать работу всех аэродромных узлов Украины и взлёт украинских  экипажей для работы по Новороссии, данное обстоятельство позволило  бы обеспечивать оповещение мирного  населения и сокращения его потерь. Ведь США позволяют себе осуществлять подобный контроль   воздушной обстановки  над территорией Украины  как космическими средствами разведки, так и посредством авиационных средств дальнего обнаружения.  Мне, кажется, что Россия не в меньшей степени заинтересована  в контроле воздушной обстановки  за происходящими событиями над  территорией  Украины.
           Возвращаясь вновь к Малоазийскому Боингу, радиолокационный контроль и съёмка экранов РЛС гарантировано обеспечивала  бы объективный контроль воздушной обстановки и  не возникло бы проблем с предоставлением неоспоримых данных о воздушной обстановке в период катастрофических событий.   Думаю, отпала бы необходимость в отображении примерных схем о воздушной обстановки на штабных картах района гибели Боинга.
             Не понимаю, что могло помешать вести запись радиообмена гражданских бортов идущих по воздушным трассам над территорией Украины и находящиеся под их управлением. Думаю, сейчас ни у кого уже не возникало вопросов, о причинах изменения курса украинским диспетчером  экипажу погибшего Боинга. В том числе не было бы вопросов, каким образом украинские боевые самолёты оказались на дальности открытия огня от Малоазийского Боинга?
            Кстати радиообмен всех экипажей Украинских ВВС выполнявших боевые задачи тоже должен записываться электронными средствами и хранится установленным порядком. Конечно, не исключён режим радиомолчания  украинскими пилотами бомбящих мирные города, но со снимков экранов радиолокаторов  с применением современной фото и видео аппаратуры им бы не удалось уйти. 
              5.02.2015 г.      Виктор Тельпов.