Велосипедная коллекция города Солнца
ВЕЛОСИПЕДНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ГОРОДА СОЛНЦА.
Литовский город Шауляй с полным правом можно назвать велосипедной столицей страны страны.Там находится созданный в послевоенные годы велосипедный завод.Его название меня - лось лось со временем,сначала «Vairas» /»Руль»/,затем – «Baltik vairas» /»Балтийский руль»/.Менялась и выпускаемая им продукция.От полюбившихся детворе велосипедов «Орлёнок» /»Ereliukas»/ и «Ласточка» /»Kregzdute»/ до современных машин,изготовленных в сотрудничестве с известными фирмами.В 1980 году на велосипедно-моторном заводе «Vairas» родилась идея создать свой собственный музей велосипедов.Коллекция музея постоянно пополнялась,как выпускаемыми велосипедами,так и экспонатами,переданными в дар многочисленными почитателями этого вида транспорта.В 1993 году заводской музей велосипедов перешёл в ведение городского музея «Ausra» /"Заря"/ и переместился в центр города.
Совершим и мы экскурсию по этому интересному музею.Прямо перед входом можно запечатлеть себя рядом со старинным железным велосипедом с большими колёсами.Экспозиция расположилась в старом здании на трёх этажах.По лестнице поднимаемся на самый верх.Третий этаж-это история,отражающая развитие велосипеда от его первого появления в свете.Искусно сделанные умелыми мастерами деревянные прототипы велосипедов-копия веломашины графа де Шиврака,»дедушка» из Пакруойского района Литвы и железный велосипед,созданный в 19 веке в в местечке Жагаре Ионишского района-первыми встречают каждого посетителя.У протовелосипедов отсутствовали шины,и деревянные колёса при езде не смягчали ударов,ездока постоянно трясло,отчего они получили название «костотрясов».Велосипед совершенствовался,обретая современный облик.Это замечаешь,знакомясь далее с экспозицией.Вот велосипеды,которые были популярны в Литве до второй мировой войны – «Imperial Triumh» /Англия,1912 г./,имевший в задней колесной втулке трёхскоростной механизм,фрикционный тормоз заднего колеса и фиксатор руля,немецкий велосипед «Adler» с трёхскоростной муфтой на ведущей зубчатке,военный велосипед «Durkopp» с карданным передаточным механизмом вместо обычной цепи,детский трёхколесный велосипед выпуска 1905 года и другие.Интересны конструкции веломашин 20 века – велосипед для фигурного катания и игры в велобол /Чехословакия,1986 г./,горный велосипед «Legacy" /США,1992 г./,имеющий механизм передачи крутящего момента от заднего колеса к переднему, тандем «Universal» /Польша,1986 г./,трёхколёска для взрослых «Десна-2» /Россия.1985 г./.Осматривая велосипеды,можно одновременно ознакомиться со старыми фотографиями,картинами,коллекцией оригинальных велодеталей и дополнений к экипировке велосипеда,наградными грамотам и дипломами литовских велосипедистов,заводскими эмблемами рам,маленькими моделями велосипедов, созданными на «Vairase».
Экспозиция второго этажа музея посвящена теме «Велосипед в Литве» и веломобилям. Особое внимание уделено первому литовскому трансконтинентальному велопробегу Клайпеда - Владивосток протяжённостью 11800 км.Его организатором и руководителем был Людас Алсейка /1887-1960/.Большой любитель велосипеда он в возрасте 73 лет проехал на нем все Балтийские страны.Во время пробега до Владивостока Л.Алсейку насмерть сбила машина,но его друзья-участники похода довели начатое дело до конца,финишировав на велосипедах на берегу Тихого океана. Другой отважный велосипедист Сигитас Кучас в 1998-99 г.г. с товарищами объехал вокруг света на велосипеде «Red Bull».В музее представлен этот велосипед с полной экипировкой и картой пробега с фотографиями участников.
Создание экологически чистого транспорта давно привлекает внимание конструкто - ров всего мира.Свой неоценимый вклад в это дело внесли литовские создатели веломобилей – Римантас Мартинкенас,Генрикас Суткус,Видмантас Валис.С их детищами-двухместным веломобилем «Шауляй»,веломобилем «Meleta» и другими можно ознакомиться в отделе музея «Веломобили"
Музей,конечно,небольшой и требует дополнительных площадей.Пока,что выставлено около 400 экспонатов /из них – около 100 велосипедов и несколько веломобилей/.Однако,его популярность растёт год от года.Посетители музея- и стар, и млад.Для молодёжи устроители музея подготовили специальные разделы – «Умеешь ли ты безопасно ездить на велосипеде?» и «Умеешь ли правильно назвать детали велосипеда по-литовски?»
Наша экскурсия по музею завершается,и мы спускаемся на первый этаж,откуда она началась.Заканчивается на весёлой нотке.Осмотрев раздел «Карикатуристы о велосипеде» и получив заряд хорошего эмоционального настроения, ещё раз приходишь к мысли,что велосипед - это здорово!
Вячеслав Прытков
Каунас-Шауляй.