истина добыча и поиск

Владислав Скрипниченко
                ИСТИНА: ДОБЫЧА И ПОИСК
                ( исторический очерк)
    Категория истины, поиск ее, в древние времена и по настоящее время волнует всех представителей человечества: философов, богословов, ученых,  особенно юристов, которых всегда интересовали вопросы раскрытия преступлений.
  Преступление в юриспруденции понимается как неверно принятое решение в затруднительном положении, в котором оказался человек. Люди на протяжении жизни  постоянно принимают неверные решения, но преступник, особенно убийца, в значительно большей степени неверно реагирует на происходящее. А после адекватного осознания своих действий пытается скрыть следы преступления.
    В практике  следствия  и судопроизводства всех времен и народов установленная истина преступления являлась основой для определения наказания. Самым распространенным следственным действием является допрос, без проведения которого не обходится ни одно расследование.  С древнейших времен по настоящее время показания, полученные путем допроса, и в особенности признание подозреваемого или обвиняемого, служили основными доказательствами.  На признании обвиняемого фактически основывался весь процесс установления истины в рабовладельческом и феодальном обществе, практически и в современном. Законным средством получения признания служила пытка, применяемая в полицейских странах по настоящее время. Пожалуй, у человечества нет другого такого юридического метода добычи истины, с которым связано столько пыток, страданий, как допрос. В дошедших до нас законах  Хаммурапи, из 18 века до н.э., упоминается о допросе и угрозе наказанием лицам, дающим ложные показания.  В древнегреческом и римском судопроизводстве мы впервые встречаем упоминание  о допросе  с  пытками. Если свободный человек приносил  клятву перед дачей показаний, то чтобы получить показания раба, то сначала его пытали самым жестоким, самым изощренным способом. Считалось, что раб может сказать правду только в полусознательном состоянии, в которое его вводили с помощью пыток.
 В 1У веке допросу пытками обвиняемого подвергали даже в том случае, если он был свободным человеком. Допрос под пыткой имел свои строгие правила и даже свои « научные» книги. Одной из таких книг был «Молот ведьм»   двух монахов Якова Шпренгера и Генриха Инститориса.  В этой книге подробно описывались методы пыток лиц, обвиненных в колдовстве. При инквизиционном порядке судопроизводства самым лучшим доказательством, исключающим всякое сомнение, считалось собственное признание обвиняемого. Поэтому суд добивался признания всеми способами и средствами. Самым действительным средством для добычи истины и исторжения признания явилась пытка. Пытку применяли также для того, чтобы принудить жертву расстаться со своей собственностью, узнать необходимые сведения или заставить признаться в совершенных или несовершенных преступлениях.
 Естественно, история пытки , как метод добычи истины и доказательств,  неотделима от общей истории человечества. Изуверские методы медленного умерщвления получили особенно широкое развитие у древних греков и римлян. Орудия пытки были многочисленны, и употребление их производилось с известной постепенностью. В самом начале пытки  применялся жом: пальцы ущемлялись между винтами, при завинчивании их в результате давления из пальцев текла кровь. Если обвиняемый упорствовал, к нему применялся ножной винт или испанский сапог. Нога сжимается в клещах до такой степени, что кость раскалывалась. Следующую степень пытки составлял так называемый « подъем» или «вытягивание». Руки пытаемого связывались  за спиной и к ним привязывалась веревка, которая перебрасывалась через блок и  тело поднималось вверх до такой степени, что происходил вывих вывороченных рук. Если и после этого не следовало признания, то к ногам подвешивались тяжести, тело поднималось вверх, а потом его резко отпускали и при падении вниз могли отрываться руки. Следующая пытка была «Деревянная кобыла», которая представляла собой треугольную перекладину с острым углом, на который сажали верхом пытаемого и на ноги подвешивали тяжести, при этом острый конец врезывался в тело, разрывая его.  Другая пытка называлась « ожерелье» и представляла собой кольцо с острыми шипами внутри, которое надевали на шею; при этом ноги поджаривались на жаровне, и жертва, судорожно двигаясь от боли, сама натыкалась на шипы. Данное кольцо также могло постепенно затягиваться, сдавливая шею жертвы. Были и другие виды пыток: на жертву лили горячее масло, вбивали гвозди между ногтями, секли розгами, подвешивали на крючьях. Так, например,  мыслителя Кампанеллу подвешивали на веревках, а затем медленно сажали на заостренный кол, который входил в тело, разрывая внутренности, палач при этом следил, чтобы не наступила смерть. Кампанелла выдержал эти пытки, был осужден и в заключении провел 27 лет, где и написал книгу о коммунистическом обществе  «Город  Солнца». 
    Целью данной статьи не является описание всех видов пыток. Они описаны в многочисленных изданиях, и каждый желающий может ознакомиться с данными трудами, как в библиотеках, так и в Интернете.
         Однако с конца ХУ11 века стали раздаваться голоса протеста против пыток. Против произвола судов боролись Монтескье, Руссо, Вольтер  и другие выдающиеся мыслители.    Ко второй половине ХУ111 века доверие к теории формальных доказательств было уже полностью утрачено.
Вместо метода добычи истины стал применяться метод поиска истины с помощью так называемых «немых свидетелей» - улик обнаруженных на месте преступления. Возникла наука  криминалистика. В 1893 году профессор университета в Граце  Ганс Гросс издал двухтомную работу под названием « Руководство для судебных следователей». Предложенное им название науки - «Криминалистика» - получило общее признание. Были предложены основные принципы криминалистики: «Нет нераскрытых преступлений, есть ненайденные улики» и «Два взаимодействующих объекта оставляют друг на друге следы»  Дактилоскопия, графологическая экспертиза, техническая экспертиза документов, анализ ДНК,  газохромотография - в настоящее время все это методы поиска истины, направленные на раскрытие преступлений.      
    С развитием цивилизации применение пыток было отменено, и в  УК большинства стран  имеются статьи, предусматривающие наказания за применение пыток. В декабре 1975г. Генеральная ассамблея ООН приняла декларацию, осуждающую пытки, а также жестокое, бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение. Но, несмотря на это пытки, по данным СМИ, остаются основным способом добычи истины.  Согласно докладу Международной Амнистии 1989г, озаглавленному «Пытка в восьмидесятых годах», пытки применяются в 66 странах мира в различных частях света: в Африке, Латинской Америке, Азии, Европе, в число стран входят США И СССР. А в настоящее время, очевидно, Россия и все страны СНГ, как преемницы СССР. Технический прогресс изменил и  формы пыток: это пытка электрическим током, применение психотропных  веществ, так называемой «сыворотки правды», пытка угарным газом, жестокие побои, прижигание сигаретой, длительное стояние в неудобной позе, лишение сна и пищи, вталкивание ножек табурета в задний проход, групповое изнасилование женщин и т.д.
   Таким образом,  с древних времен по настоящее время для установления истины основным является  метод насилия, как физического, так и интеллектуального, методы поиска истины являются  второстепенными,   дополняющим основной метод.
 Автор выражает уверенность, что со временем пытки исчезнут как метод добычи истины, поиск истины станет основным методом раскрытия преступлений. Первой заповедью судебной мудрости должно стать положение Аристотеля: «Мудрец должен искать не наслаждений, а отсутствие страданий»
   Шпренгер Я., Инститорис Г. «Молот ведьм»  СПб 2001
  Лейн Б. « Пытки и наказания» Смоленск Русич 1997г