ОБОЛ - Глава 7

Виктор Ротт
 Встретиться мы с Валерием условились в кают-компании, и я его нашёл перед телевизором: с экрана звучали экономические новости.
  - Выпустили за рубеж,-сообщил мне Валерий,- директора столичного банка...Чтобы
англичанам не достались миллионы, которые он туда перекачал загодя.
  Меня эти сплетни мало занимают, но для вежливости я поддержал разговор:
  - И откуда у него миллионы?
  - Наивный вы человек!- Валерий посмотрел на меня с высоты орлиного полёта.- Да
он только с покойников сколько нагрёб! Помер вкладчик, а наследников нет. А к этой
информации у него свободный доступ был...На скромный дворец под Лондоном хватило.
  - Хорошо, что я не владелец банка.- У каждого - своя реальность, я так думаю.
  А Валерий между тем меня придирчиво осматривает. На мне белые брюки, синяя с белой полосой трикотажка. Спортивно и в морском духе.
  - Такая форма пойдёт?
  - Вы запаслись долларами?- спросил он начальственно. А на нём - кремовый костюм
и белая футболка -  очень торжественно, и на языке у меня завращалось
"Это форма карточных шулеров?", но я сдержался и ответил:
  - Долларов? Само собой. А куда мы идём?
  Валерий бровями указал путь, и мы двинулись в дальний угол зала. Здесь три двери: на одной нарисована шахматная тура, на другой бубновый туз, к третьей прикреплён бильярдный шар. Мы вошли в ту, что с тузом.
  В просторной комнате, освещённой потолочными гнёздами, - четыре стола, квадратных,с зелёным полем, на каждом по четыре колоды карт. Вместо окна - ложный камин с зеркалом, на малахитовой доске  часы под старину - адмирал не то Нельсон,не то Нахимов смотрит в подзорную трубу, опираясь на  римский  циферблат. Мне показалось, что труба повернулась в мою сторону.
  Мы ещё не успели облюбовать столик, как дверь щёлкнула и вошёл капитан - я сразу узнал его круглую физиономию . Он - в шлёпанцах, домашних брюках и тельняшке.За ним - мужчина на голову выше, в белой футболке и джинсах; пепельно-
-рыжая шевелюра и благородно-длинное лицо.
  - Алексей,- представился капитан, энергично пожал мою руку.
  - Ваш корабельный доктор, Аксан Васильевич,- назвался его спутник.
  Я вспомнил, что видел эти графские брыла на местном телеэкране.
  - Прошу!- Капитан сел за столик у камина, колоду взял не глядя, и мы дружно
заняли места. Ловким движением он выбил колоду из футляра и красиво пролистал её.
  - 52 карты. Я предлагаю сыграть в барабульку.- Капитан обвёл нас вопросительным взглядом.
  - Это как?- Валерий пошевелил бровями: он приготовился к преферансу.
  - Туз - единица,  дальше в колоде все цифры до десяти плюс картинки, король -
тринадцать очков. Бараболька - по масти захода. Если первой брошена трефа, то
трефовый король - бараболька. Он старше всех королей.- Капитан обвёл нас приветливым взглядом бесцветных глаз. - Каждый за себя набирает взятки. Банк снимает, кто набрал в сумме больше очков. Карты сдаются по рукам все сразу. Понятно?
  Мы сняли с колоды по карте, старшая оказалась у доктора,  и он ещё раз  перетасовал и сдал.
  Карты новые, атласные, рубашка в зелёную клеточку, а картинки турецкие - шах,
шахиня и молодой янычар.
  Справа от доктора - Валерий.Он перебирает свой веер, шевеля бровями. Бросил бубновый туз.
  - Всё доставайся людям!- Он оскалился и постучал зубами.
  Понятно, что у него бараболька.
  Доктор кинул пятёрку.
  - Тише едешь, больше заработаешь,- ответил он.
  Если я покрою шестёркой, взятка скорей всего достанется мне.
  - Кто больше?
  Капитан молча сбросил двойку. Я заработал 14 очков.
  - Я вижу. все усвоили,- сказал капитан.- Тогда за каждый кон - по доллару.
Пойдёт? Десять конов - десять долларов. Даже полный пролёт - расход небольшой.
  Я хожу и тоже тузом.
  - Я усвоил, что в жизни нужно избавляться от мелочей.
  - Действия противника могут быть заведомо ложными.-Капитан кладёт карту вплотную к моей.
  - Ложные действия с опорой на твёрдый тыл.- Валерий сбрасывает карту издалека
и так, что она вращается как диск, но ложится точно в кучу.
  - А кто определит: ложь или ошибка вышла.- Доктор бросает, словно шлёпает по воде.
  Валерий забирает взятку.
  - Ошибки со злым умыслом не бывает,- сопроводил он семёрку бубей.
  - В нашем врачебном деле даже при добром намерении ошибка приводит к летальному результату,- отозвался док.
  - Вы хотите сказать,врач обречён рисковать?- Я кладу карту.слегка размахнувшись, но точно в центр кучи. Прицельность помогает мне сдерживаться: азарт заразителен. - Рисковать... вот как мы сейчас?
  - Рискуем - поступаем благородно.- Капитан кладёт карту, прищёлкнув её упругим
уголком.- Так меня учили.
  - В школе этому не учат,- возражает Валерий.
  - А зря!- парирует капитан.
  - В институте тоже. На медицинском учат методике лечения. А всякая методика - тоже риск.
   У дока, конечно, глубокие мысли. Я поддакну с умным видом:
  - Точной наукой медицина никогда не станет. За схемой лечения она не видит живого человека.
  - Весь бизнес - только риск.-Капитан прищёлкнул картой.
  - Риск бывает разумный и бессмысленный,- классифицирует Валерий.
  - Хорошо рисковать после бутылки шампанского.- Кажется, доктор пытается сменить тему.
  - Рисковать своей жизнью и чужой...даже не знаю, что тяжелей.-Тема мне близка и я её не отпускаю.- А вы, капитан,.. у вас очень рискованная профессия.
  Капитан оторвал глаза от своего веера карт, посмотрел на меня, кажется, с благодарностью.
  - Рискую жизнью экипажа и пассажиров. А сам? Лайнер - моя собственность. Я вложил в него всё, что имел. если судно сядет на мель, моя семья пойдёт по берегу собирать крабов.
  - Разве лайнер не застрахован?- спросил Валерий.
  - А что такое страховка?-вставил док.-  Больному необходимо ампутировать ногу, а денег предусмотрено только на анестезию.
  - Наверно, есть и большая компания, которая покрывает ваши риски?- предположил я.- Есть фирма...
  Капитан остановил на мне прозрачные глаза, как мне показалось, испытующе, или
даже с подозрением.
  - Сегодня никто не может существовать без крыши...У нас говорят: без гавани,-
ответил он.- Но место под крышей пусто не бывает. Фирма только качает из меня. А топливом баки я заправляю из своего кармана.
  - И хватает в кармане-то,- бросил вскользь Валерий.
  - Крутиться надо,-кивнул капитан и загрёб большую взятку.
  Он и Валерий выиграли по три доллара, а док и я проиграли.