Скользкая рыбина

Владимир Кириленко2
Когда мы были пацанами, которым от роду было лет по-тринадцать. Любили мы тогда, ездить ватагой на «великах» рыбачить, - за десять км. на речку Бирюса.
Ночью в реке, всегда ловилась настоящая таинственная рыба Налим, большая и скользкая змее-подобная рыбина, похожая на угря, которого мы научились ловить по ночам на "закидушки"?
Поймав ее, нам всегда приходилось снимать ее с крючка осторожно, потому что она всегда норовила выскользнуть из рук, чтобы махнуть хвостом и спокойно удрать в свою речную стихию? А когда в темноте, поймав такую рыбину, мы всегда старались пальцами сильно цеплять ее за жабры, чтобы она не могла сорваться с крючка и удрать? При этом, приходилось зажимать ее между ног чтобы вытащить крючок обеими руками? И всегда, пачкали свои штаны между ног, противной слизью рыбы, которая засохнув, походила на настоящую сперму, от которой не просто было самому избавится? Только стирка штанов, спасала нас от такого невероятного позора перед своими сверстниками из поселка, которые быстро реагировали на наши необдуманные действия? Не говоря про девчонок, которые постоянно подтрунивали над каждым таким рыбаком, кто применял такой метод рыбалки?
Ловили налима, на «закидушки», сделанные из длинной лески с двумя крючками, которую закидывали подальше от берега, - метров за 50 на глубину, при этом, сильно раскручивая над головой увесистое свинцовое грузило, чтобы отпустить его в даль сумеречной реки..
Улетев далеко, грузило плюхалось где-то, в темноту воды, увлекая за собой на всю длину толстую леску. Ловили на вьюна, которых выкапывали на мелководье песчаных отмелей, поддевая лопатой песок в котором и прятались эти извивающиеся неприятные особи? С вечера, пока не стемнело забрасывали снасти и собирались у костра печь картошку, которую ели с нехитрой снедью, сорванную на огородах.
Это были: и огурцы, картошка с помидорами, которые были нашей повседневной пищей, которая росла на каждом деревенском огороде.
- Что еще из дома возьмешь, - кроме хлеба? Особо и брать то, нечего было? Бедно жили люди в те годы, за исключением кто держал скотину? Но, немного было таких "охотников", чтобы иметь: корову, баранов и поросят? К тому же, платить хрущевские налоги за этот скот приходилось постоянно.
Мои родители имели корову, пару свиней и стаю кур, которые независимо бродили по улице выискивая корм.
Я всегда брал с собой бутылку молока и немного хлеба, надеясь на хороший улов удочками речной мелочи, из которой всегда варили вкусную уху, которую с особым аппетитом выхлебывали до дна котелка. Аппетит у каждого такого рыбака, всегда отменным был. Поэтому съедали всю уху. А потом, дремали у костра часа три.
Удачной ночной рыбалкой считалась та ловля, когда на всех крючках "сидели" разных размеров налимы, которых мы снимали с крючков у воды, куда они всегда стремились увильнуть? В какой-то момент, налим чувствуя снятый из пасти крючок, сильно ударял хвостом по рукам и вырвавшись, - скользким угрем тот час, уходил в спасительную воду.
Поймать его руками, уже было невозможно! Поэтому мы, вытаскивали улов с леской подальше от воды, не давая никакой возможности рыбе сорваться с крючка.
С опытом и пониманием, стали более – менее следить за собой: стараясь не мазать штаны этой мерзкой слизью, и все потому, что стали обращать на себя внимание наших застенчивых девчонок? Сняв с крючков свой ночной улов, мы утром сматывали снасть на рогатые дощечки от винных ящиков с лесками, успевали до восхода солнца. После чего, в такую раннюю пору любили мы, успевать ловить серебристых ельцов и окуней, продев пойманных за жабры самодельными "куканами".
Заканчивалась наша рыбалка, как и рыба, потому, что днем здесь - ловить нечего было после восхода!? Клёв закончился быстро и мы, уезжали гурьбой по своим дома усталые, но счастливые от такого необычного детского азартного рыбацкого счастья!
А когда прекращалась пора летней рыбалки, наступала другая - более суровая рыбалка зимой, когда налим идет на нерест в суровом декабре.
Зная это, ходили мы тогда глушить его топорами, по тонкому льду устья речки ночью, высвечивая фонариками его знакомые силуэты и обухом глушили его ударом.
Было очень холодно, поэтому сильно мерзли руки, когда сметали снег со льда своими рукавицами и оглушенная рыба, становится легкой добычей нашего труда.
Затем быстро вырубался лед, и добытая рыба была в руках счастливого рыбака!
- Гениально просто и, без снастей?
Как-то под осень, наш родственник дядя Миша, - маминой сестры муж, позвал меня на настоящую рыбалку. Ехать надо было, на моторной лодке - за семьдесят километров на его рыбацкие места, чтобы заготовить на зиму несколько бочонков рыбы. Я тогда, толком еще ничего не понимал в этих рыбацких делах?  Как надо - было, управлять лодкой на веслах я не знал, когда он ставил сети, при этом бесцеремонно командовал мной.
 - Лево - руля! - Я терялся и путался. Приходилось при этом, бороться с течением, которое и сбивало меня с толку? Но дядя Миша, все ругал меня за то, что я не мог правильно править лодкой, потому что корма лодки, мешала ему ставить сети, а я, не мог вовремя отворачивать ее правильно? Запутав сеть, он тогда по правде, стал крыть меня матом! - При этом, чертыхаясь ругал и ругал меня и себя, что связался с таким бестолковым помощником?! Я естественно, обижался до слез, но в дальнейшем, кое как освоил лодку и стал более-менее, держать ее правильно на течении. При этом, основательно натирая руки кровавыми мозолями от весел! - Как от лопаты!?
С горем - пополам, поставив сети, мы поплыли под крутую сопку на противоположный берег, где была большая глубина. Там мой дядька, намеревался поставить свои "переметы" на налимов. Дядя Миша ставил их не спеша на которых было большое количество крючков на одной такой снасти. Поэтому требовалась большая аккуратность, чтобы не запутать снасть от моей неумелой гребли?
Правда, их было: всего-то пара штук, но каждый имел - по двадцать крючков, на которые насаживал дядя Миша - вьюнов. 
Я, тем - временем, должен держать нос лодки против течения и выгребаться с середины реки, при этом, держа курс к противоположному берегу. При этом, такая адская гребля, была чертовски - невыносимо тяжелой!
Поэтому, я очень старался и быстро уяснил, как управлять тяжёлой деревянной лодкой? Наверное поэтому, я впервые не получил взысканий от дяди Миши? Но самое главное, дальнейшее разочарование меня ждало чуть позже у костра, когда мы уже в потемках, взбирались на крутую сопку, чтобы разжечь костер: вскипятить чай, покушать, обсохнуть и отдохнуть.
Дядя Миша, приказал мне собрать сухие дрова в кромешной темноте, среди деревьев в темноте таинственного леса, где живут дикие звери и разная не честь? Тогда мне мерещилось, что они в любое время нападут на меня, а я мог запросто стать для них легкой жертвой? Я, весь трясся от нахлынувшего страха, поэтому в темноте, на ощуп, кое-как насобирал охапку сучьев от сосен и облегченно переведя дух, подсел к костру, где дядя вскипятил воду в котелке. Который, с любопытством смотрел на меня, наверное думал про меня - что то, не хорошее?
Попив чай и перекусив, мы устроились на ночлег: улегшись на сухой мох, спинами к костру. Я удрученный, уставший и обиженный, узнавший про себя так много разного, от моего дяди Миши все, о чем никогда сам бы не догадался?
Конечно в своей душе, я имел протест, с которым приходилось молча терпеть все его обиды, с которыми был - несогласен!
Наверное, так учатся на своих ошибках многие настоящие профессионалы, которые в конечном итоге, становятся браконьерами, - такими, как дядя Миша?
По сути дела, мы с ним ловили незаконными снастями? А это, было в то время - вполне легальные снасти. Так думал я?
Летние ночи в Сибири прохладные. Поэтому я, проснувшись от холода у потухшего костра, почему-то не обнаружил рядом с собой: ни чайника, ни рюкзака? А главное, рядом не было дяди Миши?
- Е, мое! Где он? - До смерти испугался я! Где он? И что теперь будет, я не знал? Стал негромко звать его, при этом стучал от холода и перепугу зубами, надеясь, что он отошел недалеко по нужде? Но, как бы я его не звал, - кричал на всю тайгу! - Дяди Миши, нигде не было! Вот тут-то, я очень испугался!
Уверенно понимая, что он меня бросил и уехал, - отомстив мне, за все мои вчерашние оплошности?
Ярко светила Луна, и я четко видел отблеск реки где-то там внизу, откуда мы взбирались на эту крутую гору.
Поэтому я, откровенно заревел громко, - машинально спускаясь к берегу с крутого склона на своей заднице, - тормозя руками, на ходу хватаясь за ветки, чтобы не разбиться, и не улететь в реку с разгону?
 – Ты что разорался? Рыбу всю распугаешь мне?! - раздался в ночи знакомый и, такой дорогой голос дяди Миши.
Оказывается, он ночью пошел проверять "переметы". И чтобы я, подольше поспал, - меня будить не стал. Решив, что так будет лучше для меня?
Посмеявшись надо мной, он не забыл обозвать меня трусом и что-то там, - о сопливых мужиках сказал? Поэтому, я снова  не простительно оплошал!? И поэтому, не мог простить себя за свое малодушие, которое проявил при этом ночном кошмаре? Но, жизнь дальше продолжается!
Сняв "переметы" и смотав шнуры, - мы побросали улов на дно лодки и поплыли проверять поставленные на ночь наши сети. Рыбы было много. Особенно окуней и щук, гонявшие утром рыбу, которая безрассудно влетала в расставленные сети?
Работы было много при выборке рыбы из ячеи сети. Распутывая сеть и вытаскивая из нее трепыхающихся окуней, я невольно переколол все свои пальцы об их острые плавники? Поэтому, пальцы мои очень долго болели.
Конечно, мне не везло в этом нелегком поучительном промысле, а мои старания, хоть и были никчемные, но все-таки были замечены дядей Мишей, который впервые в жизни учил меня - уму-разуму! Спасибо ему за достойное учкние.