О, Петербург...

Михаил Окунь
Петербургский писатель Михаил Окунь, член Международной федерации русских писателей, 12 лет живет в городе Аалене на юге Германии. Но регулярно приезжает к родным в Петербург, встречается с друзьями, коллегами, гуляет по улицам родного города… Своими наблюдениями писатель поделился с «ГП»:
   – Когда я в Петербурге, то невольно сравниваю образ жизни немцев и россиян. Далеко ходить не приходится. Много лет у дома на проспекте Энергетиков, где живут мои родные, стоит фургон. От времени он явно сдал – шины проколоты, кузов в дырах. Никому до этого нет дела. Мне трудно представить такое пренебрежение к неиспользованию транспорта в Германии. В недоумение приводят и отсутствие в городе подземных парковок, и возвышающиеся над старыми пятиэтажками здания, похожие на бетонно-стеклянные груды. В Германии новые постройки органично вписываются в городской ландшафт. В то же время Петербург стал заметно более чистым городом. Я вижу, как дворники-мигранты, в основном узбеки, подметают двор, тротуары, дорожки в парках… Кстати, я тут смеялся: мне рассказали, что одна туристка из Америки удивлялась: «Как много здесь мексиканцев...». Но если в Петербурге подавляющая масса мигрантов – узбеки, в Америке – мексиканцы, то в Германии сегодня много турков. Интересна там такая тенденция: пожилые немцы охотно берут себе в жены азиаток и африканок. Они, в отличие от местных, покорны и непритязательны – это жены-служанки. При этом они внешне колоритны и женственны. А вот немецкие женщины ходят по улицам как в униформе, в основном – в куртках и брюках, никаких каблуков. Немкам не до моды – они заняты карьерой. И косметики на их лицах нет. На мой мужской глаз, петербурженки выглядят более женственно и нарядно.  В Петербурге в общественных местах шумно. Недавно, когда я покупал в бутике на Невском сувенирный колокольчик для соседа-немца, женщины громко обсуждали товары на полках. В Германии в подобных местах тишина и порядок. Зато, как мне известно, там на службе сотрудники друг на друга доносят, а у нас в России доносы обществом не одобряются. У немцев настучать на сослуживца считается благородным поступком, совершенным во имя процветания своей компании. Что немцы говорят о России и Петербурге? Они от города на Неве в восторге – от его простора, старой архитектуры, от чего-то еще… По крайней мере, я не раз от них слышал: «О, Петербург! Это особый город…».

Записала Эмилия Кундышева

Грани Петербурга. Газета общественной палаты города. №8 (107), декабрь 2014. С.7.