129. Такт

Анатолий Шуклецов
Хорошая проза – это то же самое, что и хорошие манеры.
Ян Парандовский.

129.1 – 129.13: Всякая нагота оскорбительна. – Врождённая чуткость к приличному. – Презренныя слова. – Грязная беллетристика. – Пошлость и искусственность. – Эстетическая совесть. – Необходим хороший вкус. – Вкус формируется постепенно. – Чувство меры. – Уроки нравственной цензуры. – Нагая резкость выражения. – Мораль не выше истины. – Главное величие нравственное.


129.1. Всякая нагота оскорбительна…

Сдержанность должна быть в искусствах тем же, что стыдливость в любви. Клод Ватле. // В большинстве случаев живописец, рисующий картины с обнажённой натурой, создаёт их с некоторой долей бесстыдства. Пьетро да Кортона. Трактат о живописи, 1652. // Всякая нагота оскорбительна, даже нагота души. Френсис Бэкон. // Нагота начинается с лица, бесстыдство – со слов. Симона Бовуар. // Воздержанность и распущенность проявляются не только в поступках, но и в словах. Абу-ль-Фарадж. // Если человек иногда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями. Пьер Буаст. // Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких усилий самое трудное – это усилие воздержания языка. Оно же и самое нужное. Лев Толстой. // Книжки мои соблюдать приучены меру такую: лиц не касаясь, они только пороки громят. Марциал. // Обнажай человека, не показывая при этом его грязное бельё. Станислав Лец. // Голая женщина – это пошлость, обнажённая – это искусство. Безымянный автор. // Культура началась с фигового листка и кончается, когда фиговый листок отброшен. Фридрих Геббель. // Также  сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны тебе. Слово твоё да будет всегда с благодатию. Из Библии. // Если от грязных ног, идущих по глине и кучам мусора, вред невелик, то от невежественного языка немалый урон бывает слушателям. Дион. // Остерегайся писать  для  публики то, что щепетильность помешала бы тебе произнести вслух, где бы то  ни  было. Чарльз Диккенс. // Уважение к читателю требуется от литератора так же, как от хлебопека. Если хлебопек плохо промешивает тесто, если из-под рук в тесто попадает грязь, сор – значит хлебопек не думает о людях, которые будут есть хлеб. Максим Горький.


129.2. Врождённая чуткость к приличному…

Никто из наших поэтов не был ещё так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего, пугаясь приторности того и другого. Николай Гоголь. // Такт – это врождённая чуткость ко всему приличному. Лучше знания и талантов помогает человеку вести себя с достоинством в самых затруднительных обстоятельствах. Самуэль Смайлс. // Латинское слово «культура» имеет несколько значений, но в его главном смысле переводится как «возделывание духовного мира». В основе своей понятие культуры предполагает прежде всего наличие у человека системы осознанных самозапретов. // Искусство писать хорошо для человека чувствительного и умного состоит не в том, чтобы знать, что писать, но в том, чтобы знать то, чего не нужно писать. Лев Толстой. // Такт – невысказанная часть того, что ты думаешь. Генри Ван-Дайк. // Такт – это умение не говорить того, что думают все. Безымянный автор. // Талант – сила, а такт – искусство. Талант знает что делать, а такт должен подсказать, как делать. Мария Эбнер-Эшенбах. // В создании произведений искусства, каково бы оно ни было, нет никаких правил, есть лишь такт художника. Эдмон Гонкур. // Такт способен сделать всё! Агата Кристи. // Такт – одно из важнейших человеческих качеств, отсутствие которого часто сказывается роковым образом на лучших талантах. Уильям Симмз. // Прекрасное – это нечто такое, что принадлежит исключительно вкусу. Иммануил Кант. // Приговор вкуса обладает своеобразной непререкаемостью. Хороший вкус всегда уверен в своём суждении. Георг Гадамер.


129.3. Презренныя слова…

Содержание его речей я ещё готов принять, но форму – никогда. Эразм Роттердамский – о сочинениях Мартина Лютера, полных не вполне приличных выражений. // Хлябиматствует лютеж. Велимир Хлебников. // Я сказал, что все жанры искусства хороши, кроме скучного. Да, сударь, но грубость – не жанр. Франсуа Вольтер. // Кто скрипит матерщиной смачной целый день, как немазаный воз, тот до будущего не дорос. Владимир Маяковский. // Брань всегда служила признаком дефектного мышления. Леонид Леонов. // Сила не нуждается в ругательствах. Фёдор Достоевский. // Никогда не употреблял мальчишеских слов из трех букв. Владимир Набоков. // Должна быть цензура на ненормативную лексику. Иначе мат превращается в инструмент разрушения норм культуры. // Нельзя оставлять без внушения и взыскания хулиганские слова, нельзя относиться снисходительно к этой словесной мерзости, оправдывая людей тем, что они употребляют ругательства не злонамеренно, а просто по живости нрава озоруют словами. Фёдор Гладков. // В порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места. Михаил Лермонтов. // Слова – ветер, а бранные слова – сквозняк, который вреден. Уильям Шекспир. // Презренныя слова, которых ни в каком штиле употребить не пристойно. Михайло Ломоносов. // Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков. Аристотель. // Распущенность в манерах всегда влечёт за собой распущенность принципов. Самуэль Смайлс. // Человек, привыкающий к бранным словам, во все дни свои не научится. Иисус Сирах. // Того «лингвиста» ждёт расплата, который клялся головой, что русский наш язык – «без мата неисполним, как таковой». Новелла Матвеева. // От матерного слова и скотина отвращает слух. Владимир Даль. // Человек выше животного способностью речи, но он ниже его, если делает недолжное употребление из неё. Саади. // Грубость циническая ослабляет впечатление художественное, а не усиливает. Лев Толстой. // Если доведётся тебе услышать дурное слово, закопай его в землю на глубину в семь локтей. Ахикар.


129.4. Грязная беллетристика…

Безнравственное сочинение есть то, коего целию или действием бывает потрясение правил, на коих основано счастие общественное или человеческое достоинство. Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями унижают поэзию, превращая её божественный нектар в воспалительный состав. Александр Пушкин. // Чем кто больше заслуживает презрения и насмешки, тем наглее его язык. Что было пороками, то теперь нравы. Сенека. // Когда язык ничем не стесняется, все бывают стеснены. Жозеф Ру. // Картина, вызывающая отвращение, – не предмет искусства. Нелли Журавлёва. // Читая ваше произведение, хочется ходить на четвереньках. Франсуа Вольтер. // В английском, ещё вернее, в американском языке, есть такое понятие, как dirty fiction – «грязная беллетристика». Вот написанное Сорокиным идеально подпадает под это определение: садизм, убийства, садистско-сексуально-фекальные фантазии, чудовищные сцены и тому подобное. Михаил Веллер. // Не только не может принести никому никакой пользы, но может быть только вреден, как всякое порнографическое сочинение. Лев Толстой. // Полезен также унитаз, но это не поэзия. Николай Глазков. // Если некоторые привыкли смотреть на мир через окуляр унитаза, то и увидят они – соответствующее. Дело даже не в том, что увидят именно это, а в том, что больше ничего не увидят. Юрий Селезнёв. // Есть такая форма девиантного поведения у подростков, как расписывание стен непотребными словами, которая с возрастом сглаживается. Но когда страсть к похабщине сохраняется у взрослого, то надо подумать, не симптом ли это психического отставания. Сексуальная обнажённость в литературе – проблема не литературного вкуса, а медико-психологической диагностики. Когда нецензурщину используют в литературе как средство выражения, авторов ещё можно понять, но когда похабщина – самоцель, возможно только клиническое объяснение. Рефат Шакир-Алиев. // Первым признаком, говорящим о начинающемся слабоумии, является потеря стыда. Зигмунд Фрейд. // Кто утратил стыд, того нужно считать погибшим. Плавт. // В литературе цинично опошляют язык те авторы, которые его не любят, но вынуждены им пользоваться. Рефат Шакир-Алиев. // Язык многих людей выдаёт развязность их хозяев. Гнусному и доброта и мудрость кажутся гнусными; грязи – только грязь по вкусу. Уильям Шекспир. // Кто хочет хрюкать, тот грязь найдёт. Николай Векшин. // Не увлекайся Венечкой («Москва – Петушки» Ерофеева), это сортирная литература. Юрий Казаков. // Свобода слова – дело похвальное, однако следует всё же соблюдать хоть какие-то приличия. Сомерсет Моэм. // Важен не только талант, но и направление таланта. Даль Орлов. // Из одного и того же цветка змея делает яд, а пчела – мёд. Восточная пословица.


129.5. Пошлость и искусственность…

Впрочем, нравственность книги зависит от нравственности читателя. Андре Моруа. // Абсолютная нравственность: запрещено всё. Габриель Лауб. // Моралист готов содрать с человека кожу, чтобы только не видеть его нагим. Лешек Кумор. // Ревнителей нравственной чистоты одолевают грязные фантазии. Джонатан Свифт. // Тут мы находимся на одном из тех горных перевалов, которыми навсегда разделены между собой гений и пошлость. Разве возможно, чтобы люди с вульгарным вкусом не испытывали восторга перед тем, что вульгарно? Стендаль. // У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность. У какого-то писателя я встретил в одной фразе кошку и кишку – отвратительно! Меня едва не стошнило. Лев Толстой. // Почему у них (Ильфа и Петрова) столько неприятных подробностей – какие-то кишочки, бородавки, уродства. Юрий Олеша. // Плохой вкус куда хуже откровенной безвкусицы. Борис Пастернак. // Это человек, способный одинаково опьяняться и шампанским, и помоями. Антон Чехов – о критике Владимире Стасове. // Благодаря вульгарности можно впасть в искусственность. Жозеф Ренан. // Лексика в литературе – это дело авторского вкуса, и вульгарной пошлостью она становится, когда автор этим вкусом обделён. Игорь Губерман. // В культуре: пошлость страшнее цензуры. Юрий Казарин. // Если во фразе есть слово «задница», публика, как бы она ни была изысканна, услышит только это слово. Жюль Ренар. // Техника в соединении с пошлостью – это самый страшный враг искусства. Иоганн Гёте. // Пошлость есть потеря всякой оригинальности. Николай Бердяев. // Искусство выигрывает, отворачиваясь от пошлости. Георгий Плеханов. // Я пошлостей не пишу! Александр Грибоедов. // Если это искусство, значит, это не для всех; а если это для всех, значит, это не искусство. Арнольд Шёнберг. // Маро и Рабле совершили непростительный грех, запятнав свои сочинения непристойностью. Они оба обладали таким прирождённым талантом, что легко могли бы обойтись без неё, даже угождая тем, кому смешное в книге дороже, чем высокое. Особенно трудно понять Рабле, его произведение – неразрешимая загадка. Оно подобно химере – женщине с прекрасным лицом, но с ногами и хвостом змеи или куда более безобразного животного. Это чудовищное сплетение высокой утончённой морали и грязного порока. Там, где Рабле дурен, он переходит за пределы дурного, это какая-то гнусная снедь для черни. Там, где хорош, он превосходен и бесподобен, становится изысканнейшим из возможных блюд. Жан Лабрюйер.


129.6. Эстетическая совесть…

Всё великое в этом мире творят гении с их тонкой проницательностью и безупречным вкусом. Восточный мудрец. // Эстетический вкус контролирует и композицию стихов, и их звукопись, и систему их образов. Он с беспощадной суровостью вытравляет из каждого текста не только бесцветное, шаблонное, хилое, но даже удачное, если этим удачным замедляется повествовательный темп. Корней Чуковский. // Вкус – это здравый смысл гения. Франсуа Шатобриан. // Гений так же невозможен без вкуса, как характер – без нравственности. Жерар Нерваль. // Вкус – это эстетическая совесть. Жан Поль. // Вкус есть не что иное, как совесть прекрасного, а совесть – не что иное, как нравственный вкус. Жозеф Местр. // Арбитр изящного. Так называли известного своим безукоризненным вкусом и знанием искусства римского писателя Петрония, автора «Сатирикона». // Вкус – литературная совесть души. Жозеф Жубер. // Вкус я считаю наиболее сильным оружием в арсенале каждого художника. Читая рукописи начинающих авторов и книги современных поэтов, даже даровитых и признанных, можно легко убедиться, что талантливых людей гораздо больше, чем людей, обладающих вкусом. Наряду с отличными стихами сколько рыхлых, тусклых, скороспелых, неряшливых! И как часто они губят весь текст, сводя на нет отдельные удачи. Читаешь – и кажется, будто перед тобой черновик, и хочется вычеркнуть слабые строки, коим надлежало бы умереть до рождения. Корней Чуковский. // Хороший вкус у людей встречается реже, чем ум. Оноре Бальзак. // В литературе говорится: «О вкусах не спорят». Если подразумевается, что никогда не стоит спорить с человеком о том, каков его вкус, то это глупость. Если же под этим подразумевается, что среди вкусов нет ни хорошего, ни дурного, то это ложь. Дени Дидро. // Много есть вкусов и вкусиков. Кому нравлюсь я, а кому – поэт Кусиков. Владимир Маяковский. // Вкус бездаря отдаёт бакалеей. Рефат Шакир-Алиев. // Вкусы королей отличались от вкуса народа. Поэтому народ ходит смотреть дворцы королей. Карл Краус. // У меня непритязательный вкус: мне вполне достаточно самого лучшего. Оскар Уайльд.


129.7. Необходим хороший вкус…
 
Хороший вкус – это гибель искусства. Трумэн Капоте. // Хороший вкус – враг способности творить. Пабло Пикассо. // Если у человека есть вкус, то этот вкус мешает писать. Написал – и вдруг видишь, что очень плохо написал. Разве ты этого не знаешь? Евгений Шварц. // Хороший вкус – это разборчивость. Цицерон. // В детстве мама предложила мне впервые прочитать «Войну и мир», а потом в течение многих лет довольно часто цитировала фрагменты из этого романа, обращая моё внимание на тонкости и детали толстовской прозы. Таким образом, «Война и мир» явилась для меня как бы школой искусства, стала критерием вкуса и художественной глубины. После этого было уже невозможно читать макулатуру, вызывающую у меня острое чувство брезгливости. Андрей Тарковский. // Оттенки – это лакомство умных. Фазиль Искандер. // Утончённость в произведениях духа, равно как и в беседе, заключается в искусстве не выражать свои мысли прямо, но делать это таким образом, чтобы мыслящие люди их легко могли понять. Это загадка, которую умный человек разгадывает мгновенно. Франсуа Вольтер. // Изысканность – вкуса признак. Василий Ключевский. // Кроме умения, таланта, фантазии, писателю необходим и хороший вкус. Если отсутствует, не жди от собственного пера ничего гармоничного. Вкус – матерь всего истинно художественного. Без него писатель ни в чём не обнаружит следы прекрасного. В книге отражаешься всеми присущими тебе чертами, и никак не упрятать собственных недостатков и в особенности безвкусицы. Чувство меры, которого зачастую не хватает многим, прежде всего диктуется вкусом. Можно надеть дорогой бостоновый костюм, велюровую шляпу, лакированные ботинки и всё-таки выглядеть провинциальным чурбаном, не способным подобрать к синему костюму галстук, носки, рубашку подобающих цветов. Так и произведение, написанное человеком, не имеющим понятий об изящном, непременно выкажет безвкусицу. Для меня, вышедшего из низов, безвкусица была самым страшным врагом. Покуда не одолел, многое выходило корявым или слишком нарядным. Алексей Новиков-Прибой. // Из всех природных способностей человека вкус сильнее всего чувствуется. Жан-Жак Руссо. // Никакая гениальность не вознаградит отсутствие вкуса. Валерий Брюсов.


129.8. Вкус формируется постепенно…

Конечно, для такой классификации несметного числа вариантов, для отбора наиболее добротных стихов из группы неудачных и посредственных нужен искушённый и опытный вкус. Вкус, беспощадно бракующий даже такие стихи, которые по своему внешнему виду производят впечатление вполне доброкачественных. Корней Чуковский. // Отсутствие вкуса – один из тех изъянов, которые неотделимы от ханжества. Оноре Бальзак. // Человек, извращая свой вкус на плохих сочинениях, не может понять или понимает превратно хорошие. Лев Толстой. // Высказывания обязательно должны основываться на образце. Если высказывания не строятся на образце, нельзя добиться и ясно узнать разницу между правдой и ложью, выгодным и вредным. Мо-Цзы. // Вкус развивается не на посредственных, а на самых совершенных образцах, только на избранном, лучшем. Если ты утвердишься в его понимании, у тебя будет мерило и для всего остального, которое ты научишься ценить, не переоценивая. Иоганн Гёте. // Читая книги, равно как смотря картины, нельзя ни сомневаться, ни колебаться: надо быть уверенным в себе и находить прекрасным то, что прекрасно. Ван Гог. // При отсутствии таланта следует иметь хотя бы хороший вкус. Люк Вовенарг. // Хороший вкус лучше плохого, но и плохой вкус лучше полного отсутствия вкуса. Арнольд Беннетт. // Нет ничего ужаснее силы воображения без вкуса. Иоганн Гёте. // Обладать вкусом – это больше, чем обладать умом. Оноре Бальзак. // Однако художественное чутьё развивается и созревает в основном позже и только благодаря работе. Ван Гог. // Природа наделяет гением, общество – умом, занятия – вкусом. Луи Бональд. // Вкус формируется постепенно. Лет двадцать назад мне случалось выходить замуж за мужчин, которых нынче я бы не пригласила к себе на обед. Элизабет Тейлор. // Чтобы знать, что такое хороший вкус, нужен хороший вкус. Безымянный автор. // Развитое эстетическое сознание отличается от неразвитого, в первую очередь тем, что способно оценить красоту и прелесть возможно большего числа эстетических явлений. Теория литературоведения. // Самое сильное дарование бессильно, если оно не руководится взыскательным вкусом, который даётся художнику лишь после долгого общения с творчеством его гениальных предшественников. Корней Чуковский. // Художественные пристрастия человека, действительно любящего искусство, не ограничиваются одной лишь живописью. Он способен оценить и фарфоровую безделушку, и книжный переплёт, и ювелирную резьбу – любую вещь, сделанную с истинным искусством. Эдмон Гонкур.


129.9. Чувство меры…

Чувство меры – другое наименование вкуса. Чувство рубежа, за которым фальшь. Александр Круглов. // Главное свойство во всяком искусстве – чувство меры. Как ужасно вредна для художественного произведения фальшивая нота, отсутствие чувства меры. В живописи после девяти верных штрихов один фальшивый портит всё. Достоинство в том, что ничего лишнего. Лев Толстой. // Что ж, как во всём, так и здесь верная мера нужна. Овидий. // Вы так перегрузили доклад мыслями и фактами, что я чувствовал себя бутылкой с узким горлышком, в которую что-то льют из ведра. В.Александров. // Что слишком, то впрок не идёт – везде и во всём. Ноях Лурье. // Недобор ближе к умеренности, чем перебор. Исократ. // Крайности ни в чём не хороши. Владимир Ленин. // Отличие настоящего искусства – чувство меры. Антуан Бурдель. // А мера-то и есть искусство. Александр Островский. // Нужно уметь правильно распределять свет и тени. Иоганн Гёте. // Гармония – вот что лежит в основе всех видов искусства на всём протяжении человеческой истории. Иван Жолтовский. // Со времён Аристотеля чувство меры считается главным признаком и условием эстетического совершенства. // Знать меру – бесценное качество. Если человек знает меру, он знает всё. Томас Карлейль. // Главное качество таланта – чувство меры и критическое отношение к себе. Всеволод Гаршин. // Лучшее – мера. Клеобул. // …у Лескова нет чувства меры. И у Горького его нет. Большой и очень существенный недостаток Горького – слабо развитое чувство меры, а это чрезвычайно важно. Изобразительность почти такая же, как у Чехова, но чувства меры у него нет и неверен психологически. Лев Толстой. // Мало меры. Чувство меры уж совсем исчезает. Фёдор Достоевский. // Нет этого великого свойства истинного художника: чувства меры. Наживин преувеличивает, утрирует. Лев Толстой. // В том-то и заключается преимущество древних, что они во всём умели отыскать меру. Готхольд Лессинг. // Ничего сверх меры. Античный афоризм. // Самое приятное может сделаться самым неприятным, стоит только переступить меру. Помни и то, что трудно будет воздержаться, если однажды переступил меру. Эпиктет. // Наши чувства не выдерживают ничего чрезмерного: слишком сильный шум нас оглушает, слишком сильный свет ослепляет нас. Блез Паскаль. // Добродетель посредине. Аристотель. // Ничего слишком. Во всём нужна мера. Следует придерживаться золотой середины всех вещей. Солон. // Если хочешь, чтобы тебя любили, учись чувству меры. Ральф Эмерсон. // Мера должна быть во всём. И мудрого можно назвать безумцем, справедливого – несправедливым, если их стремление к добродетели превосходит всякую меру. Гораций. // Без чувства меры никогда не было и не может быть художника, так, как без чувства ритма не может быть музыканта. Лев Толстой. // Чувство меры в искусстве – всё. Анатоль Франс. // Мудрец избегает всякой крайности. Лао-Цзы. // Мудрость, переходящая меру, хуже глупости. Монгольское изречение. // Крайность во всяком деле вещь опасная. Николай Некрасов. // Всякая крайность есть родная сестра ограниченности. Виссарион Белинский.


129.10. Уроки нравственной цензуры…

Если бы ум и просвещённость стали всеобщим достоянием, поэту жилось бы легче. Он мог бы всегда оставаться правдивым, не страшась высказывать лучшие свои мысли и чувства. А так приходится считаться с определённым уровнем понимания. Поэту нельзя забывать, что его творения попадут в руки самых разных людей, потому он старается не обидеть добропорядочное большинство чрезмерной откровенностью. К тому же и время – тиран капризный; взглянув на то, что ты говорил и делал, оно каждое столетие строит другую мину. То, что было дозволено говорить древним грекам, нам говорить уже не пристало. Иоганн Гёте. // Совмещение под одним переплётом Нового и Ветхого Заветов является примером высочайшей филологической безвкусицы. Фридрих Ницше. // У искусства случаются приступы целомудрия. Оно не может назвать вещи своими именами. Альбер Камю. // То, что кажется нравственным художнику, может внушить безнравственные мысли менее возвышенным умам. Среди большой массы читателей таких неизбежно окажется много. Поэтому я должен, как редактор периодического издания с большим тиражом, обратить внимание автора на возможность извращённого понимания этих отрывков в широких кругах, как в высшей степени непристойных и отталкивающих. Чарльз Диккенс. // Кастрировать: изъять неприличные части книги. Самуэль Джонсон. // Избегай постыдного. Хилон. // Что постыдно делать, о том и говорить не считай приличным. Исократ. // Прежде, чем начать писать, посмотри, как красив чистый лист бумаги. Японская мудрость. // Не оскверни его!.. Александр Солженицын в 1972 году выдвинул на Нобелевскую премию Владимира Набокова. Возможно, её присуждению помешал скандальный роман «Лолита» – о любви сорокалетнего мужчины к нимфетке, девочке-подростку. Не отрицая литературного мастерства и дара автора, строгие оппоненты нашли сюжет книги аморальным. // Помню, «Стрельцов» я уже кончил почти. Приезжает Илья Репин посмотреть: «Что это у вас ни одного казнённого? Хоть на виселице, на правом плане повесили бы». Мне и захотелось попробовать. Знал, что нельзя, а пририсовал фигуру стрельца повешенного. Тут нянька в комнату вошла – увидела, без чувств и грохнулась. Василий Суриков. // И – вот что такое искусство: настоящее оно всегда светло – при тяжести и патологичности темы и материала и обилии страшных подробностей, книга не подавляет. Александр Гладков. // Тот, кто хочет благотворно воздействовать на людей, не должен браниться и болеть о чужих пороках, а всегда творить добро. Дело не в том, чтобы разрушать, а в том, чтобы созидать то, что дарит человечеству чистую радость. Иоганн Гёте. // …серьёзна жизнь, но радостно искусство. Фридрих Шиллер. // Ничего язвительного на протяжении всех его томов! Это – прямо чудо. Ядом не облил ни одну свою страницу. Вот почему Пушкин так воспитателен и здоров для души. Во всех его томах ни одной страницы презрения к человеку. Василий Розанов. // …литературный вкус, а прежде это называлось мерой. Николай Старшинов. // Я бы заставил для литераторов ввести обязательную дисциплину – уроки нравственности. Чтобы ежегодно сдавали экзамен, и самой строгой комиссии. Фёдор Батюшков. // Когда нет нравственной цензуры, это всегда плохо. Станислав Говорухин.


129.11. Нагая резкость выражения…

Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, выражения или оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности. Александр Пушкин. // Нет такого слова, которое было бы запретным в искусстве, – вся суть, в каком окружении оно поставлено. Юрий Бондарев. // Непристойность можно отыскать в любой книге, за исключением телефонной. Бернард Шоу. // Преподносить языковеду или хотя бы только обыкновенному читателю, желающему ознакомиться с известным языком, словарь без целой категории осуждённых на исключение слов – это почти то же, что заставлять анатома заниматься человеческим телом без тех или других его частей. Бодуэн де Куртенэ, 1912, предваряя 4-е издание словаря Даля. // Роман – зеркало на большой дороге. В нём отражается то лазурное небо, то грязь, лужи, ухабы. И человека, у которого зеркало, вы обвиняете в безнравственности. Зеркало отражает грязь, и вы обвиняете зеркало. Обвиняйте лучше дорогу с ухабами или дорожную инспекцию. Стендаль. // Если в моих сочинениях много грязи, так это потому, что её и в жизни столько же. Эмиль Золя. // Нечего бояться самых мерзких сторон жизни. Только одно условие: если писатель допускает крепкое слово или описывает фривольную сцену, чтобы нервы читательские пощекотать, это непозволительно. Читатель вправе бросить ему самый горький упрёк. Но ежели то или иное крепкое слово неразрывно связано со всей тканью художественного произведения, если оно подчёркивает ту или иную черту в изображаемых людях, тогда прав писатель. Александр Серафимович. // Света без теней изобразить нельзя. Иван Гончаров. // Если тебя пугают грязные слова, то я не понимаю, как ты ещё жив. Люди полны грязных слов. Они не пользуются ими только тогда (я имею в виду большинство), когда описывают что-то грязное. Джеймс Болдуин. // Грубость и низость могут быть сюжетами поэзии, но не её внутренним двигателем, не её истинным содержанием. Поэт может изображать пошлость, грубость, глупость, но не становиться их глашатаем. Владислав Ходасевич. // Поэту не должно быть площадным из доброй воли, если может избежать грубых сцен; если ж нет, то нет ему нужды стараться заменить их чем-нибудь иным. Александр Пушкин. // В стихе иногда невозможно без грубого слова, надо только, чтоб оно оправдывалось необходимостию, да чтоб не было этого часто. Николай Некрасов. // Искусство само по себе благородно, поэтому художник не страшится низменного. Принимая его под свой покров, он уже его облагораживает. Иоганн Гёте. // Во мне выискивали пошлость, из виду упустив одно: ведь кто живописует площадь, тот пишет кистью площадной. Игорь Северянин. // Войдите в наше положенье! Читает нас и низший круг: нагая резкость выражения не всем же оскорбляет слух. Приличье, вкус, всё так условно… Михаил Лермонтов. // Тот верен лилии, а этот – розе, у всех свой вкус, в поэзии и в прозе. Луиджи Пульчи.


129.12. Мораль не выше истины…

Вкус – явление индивидуальное либо охватывающее малочисленные группы. Антонио Грамши. // Вкус способен восхищать, но не захватывать. Людвиг Витгенштейн. // Понятие вкуса подвергается насилию, если в него не включается идея изменчивости вкуса. Понятие вкуса теряет своё значение, когда на первый план выступает феномен искусства. Георг Гадамер. // Никогда не позволяй своему нравственному чувству мешать тебе делать то, что ты считаешь правильным. Айзек Азимов. // Эстетика выше этики. Она принадлежит сфере более высокой духовности. В становлении личности даже обретённое ею чувство цвета важнее обретённого понимания добра и зла. Оскар Уайльд. // Для философа, как и для поэта, мораль не должна стоять выше истины. Артур Шопенгауэр. // Морали мы требуем только в действительной жизни, а отнюдь не в созданиях поэзии. Генрих Гейне. // Поэзия выше нравственности – или по крайней мере совсем иное дело. Александр Пушкин. // Этика и эстетика – одно. Людвиг Витгенштейн. // Дерзкое «наплевать», сказанное общественному мнению, – мужество, редко проявляемое писателем или художником. Однако, только тому, кто им наделён, дано создать подлинно своеобразное произведение. Эдмон Гонкур. // Настоящий поэт быть должен чистым, но твореньям его того не нужно. Катулл, о фривольных стихах. // Castis omnia casta. – Для непорочных всё непорочно. Латинское. // Брюсов в жизни смущался от каждой фривольной фразы, но в стихах мог выслушивать всё, что угодно. Помню вечер в Политехническом музее. Один молодой поэт начал читать что-то неслыханное по похабности. Публика потребовала, чтоб Брюсов, как председатель, остановил развязного «творца». Брюсов привстал и сказал: «В стихах можно писать о чём угодно («творец» ободрился)… но, конечно, талантливо. Я прошу вас прекратить чтение, но не потому, что тема непристойна, а потому, что стихи бездарны!» Вадим Шершеневич. // Можно всё – важно время и место! Клайв Льюис. // Кстати, ни одной книге не суждено вызвать более живого любопытства. Ни в одной другой интерес – эта капризная пружина, которой столь трудно управлять в произведении подобного сорта, – не поддерживается настолько мастерски. Ни в одной другой движения души и сердца распутников не разработаны с таким умением, а безумства их воображения не описаны с такой силой. Исходя из этого, нет ли оснований полагать, что «Жюстина» адресована самым далёким нашим потомкам? Может быть, и сама добродетель, пусть и вздрогнув от ужаса, позабудет про свои слёзы из гордости оттого, что во Франции появилось столь пикантное произведение. 1880, Париж, из предисловия издателя.


129.13. Главное – величие нравственное…

Разумное и нравственное всегда совпадают. Нравственность человека видна в его отношении к слову. Лев Толстой. // Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается. Джонатан Свифт. // Знаю, что ты рождён быть великим поэтом. Но я ненавижу всё, что ты написал возмутительного для порядка и нравственности. Наши отроки (то есть зреющее поколение), при плохом воспитании, которое не даёт им никакой подпоры для жизни, познакомились с твоими буйными, одетыми прелестию поэзии мыслями; ты уже многим нанёс вред неисцелимый. Это должно заставить тебя трепетать. Талант ничто. Главное: величие нравственное. Василий Жуковский – Александру Пушкину. // Кто успевает в науках, но отстаёт в нравах, тот больше отстаёт, нежели успевает. Аристотель. // Пушкин молодым писателям нравственно вреден. Его лёгкое отношение к жизни безбожно. Иван Бунин. // Не имел правильного, то есть нравственного отношения к описываемым предметам, то есть знания различия между добром и злом. Любил и изображал то, чего не надо было любить и изображать, и не любил и не изображал того, что надо было любить и изображать. Мало ли в наше время, когда так много охотников писать, людей с талантом, не знающих, к чему приложить его, или смело прикладывающих его к тому, что вовсе не должно и не нужно описывать. Лев Толстой. // Всякая литература, не имеющая целью совершенство, мораль, идеал, словом, что-либо полезное, есть литература рахитическая, нездоровая, мертворожденная. Александр Дюма-сын. // Везде литература ценится не на основании гнуснейших её образцов, а на основании тех её деятелей, которые воистину ведут общество вперёд. Михаил Салтыков-Щедрин. // Опасно шутить писателю со словом. Слово гнило да не исходит из уст твоих! Если это следует применить ко всем нам без изъятия, то во сколько крат более оно должно быть применено к тем, у которых поприще – слово и которым определено говорить о прекрасном и возвышенном. Николай Гоголь. // Вера и нравственность, на ней основанная, всего нужнее писателю. Константин Батюшков. // Можно подуть на свечу и она возгорится, можно плюнуть и она потухнет. И то и другое исходит от уст твоих. Иисус Сирах. ///