Мы живем, как свиньи, и дохнем, как свиньи, только потому, что мы друг другу НИКТО. Сантехник Дмитрий Никитин (Фильм «Дурак», автор сценария, режиссер-постановщик Юрий Быков).
«Любите меня – ибо я Человек», - тезис, выдвинутый Ренессансом, призывает, вот уже несколько веков, человечество к восхождению на новую ступень нравственности. По сути – это утверждение начал человечности в человеке, и в отношениях человека к человеку.
Способны ли мы, по отношению друг к другу, оставаться людьми, независимо от социального положения, национальности, пола? Или в наше время Человек ассоциируется с юродивым, которого мы снисходительно терпим? Как говорит жена сантехника Никитина, в фильме «Дурак»: «Связалась с юродивым, живи, мучайся».
Типична и узнаваема для нашего времени и такая ситуация, когда глумясь, на потеху «толпе», с наслаждением уничтожаем Человека?
Открыв Человека в каждом: будь то порядочный, законопослушный гражданин или «шваль, отбросы общества», возможно, только тогда мы сможем жить по-другому, осознав себя детьми Господа?..
На мой взгляд, именно об этом говорит с нами Юрий Быков в своем фильме «Дурак». Свои эмоции, после просмотра фильма, я могу выразить тремя словами: потрясение , горечь, восторг.
Кто он, дурак? На первый взгляд, кажется, что это всякий знает: «А если начнем сверять, то и выйдет, что все понимают о дураке неодинаково» (Н.С. Лесков «Дурачок»).
Дурак, забавляющий толпу открытостью, непониманием «своей выгоды», совершающий, на взгляд толпы, нелепости – «наг» Душой. И, пожалуй, самый умный, свободный от условностей Человек, «вскрывающий», «разоблачающий», «обнажающий»: глупость, подлость, распущенность, обман, несправедливость.
В пустом, сумрачном и дремотном мире воровства (в Мэрии дефицит средств по капитальному ремонту 120 миллионов, а по жилому фонду 260 миллионов), коррупции, живущей по законам главного кукловода города: «Не можешь взять - живи червяком в навозе»; есть один мир особенный – мир сантехника Дмитрия Никитина и его отца.
Мир, в котором Дмитрий с отцом чувствуют себя изгоями: каждый день «пилит» мать и жена за то, что не умеют «жить как все»: своровать, пройти мимо «распоясавшейся молодежи» ежедневно ломающей скамейку, а наши герои ремонтируют ее в очередной раз; поднять всех «на ноги» для спасения 800 человек из падающего дома («швали, отбросов, может им и их детям надо на тот свет, кто из них вырастет»).
Зачем им это? Заместитель по ЖКХ Федоров считает, что все в этом мире справедливо, каждому свое: « Бог такую жизнь придумал и нас жить заставил».
Но только не для наших героев, ищущих правду в жизни: «Для меня есть правда, для меня. И надо было попробовать…», - кричит Никитин своей жене.
И попробовал, толпа из аварийного дома забивает его «до смерти»: «Он с утра здесь воду мутит», «Вот он, настоящий мужик, мир не без добрых людей. Бей его».
В конце фильма из сердца рвались слова: «Господи, я чувствую, что мне хочется плакать, плакать о людях, превратившихся в сломанные, работающие с перебоями машины, наполненные добром, в котором так нуждаются, которого так хотят окружающие люди и все же никак не могут его получить, лишаются радости иметь его, потому что где – то там, внутри у них, что – то не в порядке».
Юрий Быков «не открыл Америки», он лишь показал свободный выбор жизненного пути совести и добра для других людей. Прекрасная игра актеров: Артема Быстрова, Бориса Невзорова, Елены Пановой, Ольги Самохиной. Замечательный сценарий. Фильм произвел на меня огромное впечатление. Я не кинокритик, такие фильмы люди будут смотреть с удовольствием.
Кинематограф возрождается?!. А он никогда не умирал…
Рисунок из Интернета