Основы православия. ч. 4, г. 19 продолжение

Борис Ляльченко
2. Алкать правды значит:

   Во-первых, горячо желать достижения христианской праведности, т.е. иметь ревность о спасении души;

   Во-вторых, желать всем сердцем, чтобы на земле водворялась правда Божия вместо той неправды, которая гонит благочестие.

   Тот же смысл имеют прошения молитвы Господней: "да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли".

3. Алчущими и жаждущими такой общественной правды до Христа были все пророки Божии,но еще гораздо ранее праведный Иов и цари Давид и Соломон. Вот их слова: "Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?… Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них… что в день погибели пощажен бывает злодей, в день гнева отводится в сторону?" (Иов.21:7,9,30). Подобные сетования на безнаказанность злодеев и на то, что праведники не получают на земле увенчание добродетели, излагает псалмопевец Давид в 72-м псалме. Книга Екклезиаст Соломона содержит в себе ту-же жажду Божией правды. Из пророков особенно горячо сетовал, не видя правды на земле, пророк Иеремия: "Господи… почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях - сохнуть? скот и птицы гибнут за нечестие жителей ее". (Иерем.12:1,4).

4. Духовное насыщение алчущие и жаждущие правды до Христа получали только иногда и отчасти в чудесных деяниях Божественного промысла, посрамляющего нечестие и возвеличивающего праведников, но с большею полнотою они утешались обетованиями Божиими о грядущем устроении правды, когда по слову Ангела к Даниилу пророку "приведется правда вечная" (Дан.9:24), то-есть явится тот примиритель, составлявший чаяние всех народов, о котором предсказано еще в пророчествах Патриарха Иакова (Быт.49:10).

5. До Христа людьми, алкавшими и жаждавшими правды, в смысле достижения праведности, были все праведные патриархи, пророки и вообще все благочестивые иудеи. Книга Псалтирь исполнена таких возвышенных молений об очищении сердца и освящении души, она является лучшим руководством для молитвы и у сынов Царствия, то-есть Христиан.

6. Алкание святой праведности душою человечества, например, по преимуществу излагают псалмы 50, 118 и др.

7. В Новозаветной Церкви ярко излагается алкание душою праведности, например, в молитве Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего", которая повторяется в постные дни по 17 раз ежедневно с земными поклонами.

8. При тех обстоятельствах, что на этой земле правда не осуществляется всецело и не будет вполне осуществляться никогда, сравнительно с ветхозаветными иудеями, христиане удостоверенные в том, что должно ожидать "нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2Петр.3:13) "ибо, что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий". (Иак.4:14), наконец, примиренные со страданием искупительными страданиями Господа, в своем алкании правды обретают и насыщение, хотя и переносят страдания в своем устремлении к правде Божией или к праведности.

9. Апостол Павел об этом пишет: "Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам". (Рим.5:3-5).

10. Алчущие правды на земле полного насыщения не обретают. Совершенное насыщение души, сотворенной для наслаждения бесконечным благом, последует в жизни вечной, по изречению Псалмопевца: "В правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим". (Псал.16:15).

11. Те, которые с особою настойчивостью борются против общественной неправды на земле: против торжествующей лжи, обид бедным, клевет в печати и т.п., достойны великой похвалы, если творят сие по любви к правде, а не по самопревозношению или самооправданию.

12. Четвертой заповедью предписываются такие добродетели, как правдивость, неискательность, уклонение от лести, а для судей, начальников и присяжных правосудие и нелицеприятие.

13. Высшим проявлением добродетели алчущих правды есть полное посвящение себя славе Божией с отречением от всяких земных преимуществ и наслаждений, так поясняет сию заповедь Св. Иоанн Златоуст.

14. Посвящение себя славе Божией возможно в самых разнообразных проявлениях, а в жизни церковной проявлялось и проявляется преимущественно в двух служениях:

     а) в явлении правды общественной, то-есть среди человеческого общежития - в служении апостольском или проповедническом, пастырском;

     б) в достижении правды личной - в звании монашеском.

15. Об апостольском служении правде Божией Апостол Павел пишет: "Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем" (2Кор.4:8-10), "во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах; нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем". (2Кор.6:4-10).

16. Служение монашеское заключается в удалении от семьи, в жизни девственной, соединенной с отречением от имущества и личной воли и отдачей последней своему духовному отцу.

17. Монашеское служение сновано на следующих словах Христовых: "всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную". (Матф.19:29).

18. В Евангелии примером монашеского подвига есть, во-первых Иоанн Креститель, которого за его образ жизни почитают подвигоположником монашества, а затем Святые Апостолы, один из которых сказал Господу: "вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?" (Матф.19:27). На что Господь ответил: "Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в паки-бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле Славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых". (Матф.19:28).



Глава 20. О пятой заповеди блаженства.


1. В пятой заповеди блаженства Господь заповедал, что желающие блаженства должны быть милостивы.