Литературная Система 1. 4. Персонажи

Андрей Тигр
  ЛИТЕРАТУРНАЯ СИСТЕМА 1.4. ПЕРСОНАЖИ

  Займёмся действующими лицами. Есть они почти в любой книге, разве что описательные миниатюры могут обойтись вообще без них. В расчёт не берём. Герои произведения - основные объекты, которыми может оперировать автор. Именно с ними происходят все события, все конфликты в книге - между героями, именно герои раскрывают тему и доносят идею книги до читателя. Надо бы сделать персонажей такими, чтоб читателю было интересно за ними наблюдать и они смогли выполнить свои основные задачи - донести идею, сделать вещь интересной.

  Здесь речь идёт прежде всего о главных героях. Эпизодические уже не так важны, к ним читатель особо не присматривается. А вот главных нужно проработать так, чтоб потом не нужно было за них краснеть. Тогда и читатель будет интересоваться ими, сопереживать, ждать, что с ними произойдёт. До того, как описать схему работы над персонажем, сначала оглашу весь список, пожалуй.
  Всего видов персонажей в книге может быть пять:

  ВИДЫ ПЕРСОНАЖЕЙ

  1. Главные герои
  2. Поддерживающие характеры
  3. Оттеняющие характеры
  4. Тематические характеры
  5. Эпизодические персонажи

  Давайте по порядку:
 
  Главные герои.
  В классическом варианте есть только один главный герой. Подавляющее большинство книг. Есть отличные исключения, что не может не радовать. Сделать интересную вещь в плетёной или револьверной композиции с одним главным героем просто невозможно. Думаю, бесспорное лидерство тут принадлежит "Песне Льда и Пламени" Джорджа Мартина. Вот это я понимаю - плетёная композиция! Да и понятие "Главный Герой" у него распространяется разве что на одну книгу. Но несмотря на это - как у него проработаны все персонажи! Лично у меня возникает острое чувство зависти:).
  Так или иначе, главные герои есть всегда и они - первые в списке на тщательную проработку. Именно за этими героями наблюдают читатели, им в первую очередь должны сопереживать и волноваться - что с ними будет. Главный герой - двигатель книги.

  Поддерживающие характеры.
  Для того чтоб что-то делать по ходу книги, преодолевать конфликт и достигать цели, главный герой не может быть один. Нужно окружение. Откуда иначе герой будет брать информацию? С кем вступать в конфликт, кому помогать?
  Такое окружение называется поддерживающими характерами.
  Есть несколько подвидов:
  - Антагонисты
  - Помощники
  - Информаторы
  - Подопечные
  По названию каждого ясна суть - для каких целей нужен этот персонаж. Прорабатывать поддерживающие характеры можно не так подробно, как главгеров, но всё же не стоит ими пренебрегать. В одном герое могут быть объединены функции нескольких подвидов и даже видов.

  Оттеняющие характеры.
  Если есть только главгер и несколько поддерживающих, то, как правило, мы быстро теряем интерес. Необходимы еще действующие лица, которые придадут истории больше сложности и объемности. Такие персонажи называются оттеняющими. Они не обязательно дополняют главного героя, но обязательно делают вещь более объемной, интересной и неожиданной.
  Есть много книг, где комедийный персонаж, придаёт легкость и приподнятость всему действию. Даже у Шекспира в драмах частенько есть "шут". Драма не только легче воспринимается, "шут" усиливает драматический эффект.

  Тематические характеры.
  Персонажи, непосредственно связанные с темой. То есть, если пишем научную фантастику, то пилот звездолёта - тематический персонаж. Если книга про войну, то солдаты - тематические. Ну и так далее. Персонаж не может быть только тематическим, параллельно он принадлежит хотя бы к одному из других видов. Без тематических персонажей нельзя - как ещё тему-то раскрывать будем?
  Важна правильная дозировка. Много тематических - будет не интересно, не будет ощущаться связи темы произведения с остальным миром. Мало тематических - тему не раскроем.

  Эпизодические характеры.
  Ну тут всё понятно. Нужны просто для функционала. Продавщица в магазине; водитель автобуса, где едет главгер; сосед; случайный прохожий. Прорабатывать заранее вообще не нужно. Вставляем в книгу по мере надобности.

  ПРОРАБОТКА ПЕРСОНАЖА

  Чем больше персонаж присутствует в книге, тем лучше его надо проработать. Приведу полный алгоритм работы с персонажем. Использовать целиком имеет смысл только для главных героев и самых важных поддерживающих. Для всех других можно список существенно сократить. Кроме того, здесь речь идёт именно о произведениях больших форм - повестях и романах. Для малых форм так подробно прорабатывать персонажи не требуется.

  Перво наперво - как героя зовут, где и когда родился. Если, вдруг - не родился, то как появился на свет.
 
  Теперь переходим к описанию.
  Три составные части персонажа:
  1. Физиологическая
  2. Социологическая
  3. Психологическая

  Физиология
  1. Пол. (Хоть и очевидно, но всё же. Пол даже в паспорте указывают, на всякий случай. Вдруг этот Миша - на самом деле девочка:) )
  2. Возраст.
  3. Рост и вес.
  4. Цвет волос, глаз, кожи.
  5. Телосложение, комплекция, излюбленные позы.
  6. Внешность: приятная, опрятная, неопрятная и так далее. Форма головы, лица, рук, ног.
  7. Дефекты: уродства, родимые пятна и так далее. Болезни.
  8. Наследственность.
  9. Причины всего этого (если есть).
 
  Социология
  1. Класс: нижний, средний, высший.
  2. Занятия: работа, учёба, другое.
  3. Образование: сколько классов, какая школа, оценки, любимые предметы, нелюбимые предметы, склонности, увлечения.
  4. Домашняя жизнь: образ жизни родителей, заработок, сиротство, родители в разводе, какие были родители, их привычки. Семейное положение персонажа.
  5. Религия.
  6. Раса, национальность.
  7. Групповое положение: лидер или ведомый.
  8. Развлечения, хобби.
  9. Причины всего этого.

  Психология.
  1. Половая жизнь, моральные правила.
  2. Личные цели, устремления.
  3. Поражения, разочарования, неудачи.
  4. Темперамент.
  5. Отношение к жизни: покорное, активное, пораженческое.
  6. Комплексы: навязчивые идеи, вытесненные образы, предрассудки, фобии.
  7. Экстраверт, интроверт, средний тип.
  8. Способности: знание языков, особые таланты.
  9. Качества: воображение, рассудительность, вкус, уравновешенность.
 10. Уровень умственного развития.
 11. Уровень сознательности.
 12. Волевой уровень.
 13. Жизненные принципы, ориентиры.
 14. Насколько добр или зол.
 15. Преобладающее эмоциональное состояние.
 16. Причины.

  Дальше описываем как герой общается:
  1. Длина предложения.
  2. Интонации
  3. Речевые обороты, фразеологизмы
  4. Сленг. Местный, профессиональный, характерный
  5. Слова-паразиты
  6. Тон голоса
  Нам это всё поможет, когда будем писать диалоги или мысли героя. Заглянули в список - вставили типичную для героя фразу.

  Делаем табличку и заносим всё это дело туда. По ходу пытаемся как можно лучше увидеть героя, его внешность, внутренний мир. Понять каков он.
 
  Затем пишем предысторию героя. В табличке уже есть графы - почему он получился именно таким в каждой из сфер. Пишем предысторию, опираясь на эти данные. Не увлекаемся, но должно быть понятно - что за человек, что за путь прошёл и почему сейчас он такой. После всего этого описываем - в каких отношениях герой с другими персонажами книги.
 
  Результаты всего этого титанического труда заносим в отдельный файл по герою. Ещё неплохо - подобрать фотографию или воспользоваться программой "фоторобот". По ходу сочинения книги - заглядываем в файл и вплетаем нужную информацию в текст, чтоб выглядело естественно и гармонично. Таким образом читатель будет постепенно узнавать героя и всё больше сближаться с ним.

  Проработка героев книги - очень сложный, долгий, но необходимый труд. Благодаря ей герои станут живыми, реальными. Про них будет действительно интересно читать.
 
  Надеюсь, это достаточно полное описание проработки персонажей художественной книги. Дальше перейдём к проработке конфликта.