Пирс

Владимир Кириленко2
Когда живешь долго на реке, поневоле наблюдаешь за навигационной жизнью, которая, у всех на виду, с ее баржами и теплоходами.
Причаливают они, и отходят от местной пристани каждый день:
- С раннего утра и, до самого позднего вечера, пока не наступят сумерки!.

Все корабли и самоходные баржи, везущие в своих трюмах различный груз, причаливали к причалу речного порта, - становясь на якорь, отдыхать, чтобы завтра стать под разгрузку. Ночью, никто по реке не ходит.
Слишком рискованно. - Можно налететь на встречное судно или сесть на мель? Тогда с капитана, будет особый спрос.
Лишь, одни плавучие краны "Гансы" - трудяги, сутками выгружают из трюмов барж, привезенные грузы на берег, для нужд поселка.
- Сколько воды утекло, с тех пор, как появилась постоянная навигационная работа, а хорошего высокого пирса у поселка, так и не было? Все лето, автокраны, не могли подъезжать близко к воде, - вязли в песчаном грунте. И, многие баржи, не смогут причалить, близко к берегу?
Поэтому, из года в год, эта острая проблема с пирсом назревала!
 И, в один прекрасный, зимний солнечный день, местные жители услышали звонкий стук плотницких топоров, на берегу замерзшей реки.

Это бригада плотников, рубили огромный сруб из лиственничных стволов с множеством колодцев, в которые потом, будут засыпать бульдозером прибрежный галечник, сгребая его отвалом, с мороженого берега.
 Так, на лютом холоде, рождался из-под топоров, наш долгожданный пирс, который поможет, в эту весеннюю навигацию, разгрузить, не один десяток барж, которые когда-то, сутками простаивали на рейде, ожидая своих очередей на выгрузку.
 Получился пирс, очень, внушительных размеров, - как в высоту, так и в длину. А как, его будут устанавливать в воду, никто из зевак не знал?
Предполагались разные варианты установки, такого огромного сруба, - в десять метров высоты и пятьдесят длинны.
Такого зрелища, никто в поселке еще не наблюдал? Конечно, весь поселок приходил каждый день посмотреть, как идут дела на берегу?
 А когда, наметился спуск пирса на «воду» и произвели подрыв аммоналом прибрежный толстый лед, чтобы затем, из огромной полыньи, автокранами вычерпывать специальными черпаками лед. Тогда, и стало ясно, что сегодня, будет спуск пирса на воду.
Посмотреть, на это зрелище, пришли сотни жителей, не смотря на жуткий холод..
Чтобы благополучно, дотащить сруб до полыньи, потребовалось, - три бульдозера, которые, своими ножами-отвалами, усердно толкали в парящую воду, это грандиозное сооружение. Ошибки были исключены!
А когда, благополучно утопив сооружение на всю глубину.
Тогда бульдозеры, сгребали в воду до верхнего основания пирса, высокую насыпь, чтобы заехать к колодцу пирса и засыпать их гравием, с огромных куч в колодцы сруба, чтобы пирс навсегда, остался под водой и был неуязвим, от любого ледохода. Его правая сторона «плеча», была окована толстым листовым железом, чтобы выдерживать и отбивать своеобразным "отбойником" огромные льдины по весне.
Так, родился наш единственный и неповторимый пирс, на всем побережье реки Вилюй, который станет, всеобщей гордостью поселка и незаменимым «берегом», для сотни моторных лодок и постоянным пристанищем речных самоходок.

К этому пирсу стали подходить баржи, - водоизмещением, до двух тысяч тонн, став одним боком к пирсу, оставаясь на глубине, которые частично заменили малотоннажную флотилию. Наш пирс, помнил много таких кораблей, привозивших, за один рейс из порта Осетрово, много хозяйственных грузов, без которых сложно выживать в условиях Крайнего Севера - местному населению.
Эт   от искусственный берег, облюбовали рыбаки, балуясь с удочками на прикормленном месте. Ни один мешок с комбикормом и мукой, упали с поддонов в воду и рыба косяками кормилась у его основания, пользуясь своеобразной кормушкой. 
Надолго запомнился один случай, когда с этого пирса скатился в воду автокран на базе «Краз», подъезжавший задним ходом к краю пирса, когда из тормозной системы  неожиданно вышел воздух и неуправляемая махина рухнула в пучину реки, скрывшись, казалось навсегда в пучине реки. А, когда, выгружалась «самоходка» с винно-водочной продукцией, то на пирсе сутками шла нелегальная торговля водкой, как на ярмарке, где можно было купить за полцены у водителей, возивших на склады поддоны с этим ходовым товаром, не одну бутылку водки?
Кого только там не было? - Местные бомжи, молодежь и просто бездельники, приходили выпить на «халяву». Двое суток шла разгрузка, а после отхода баржи от нашего пирса, любители выпить, грустно провожали ее, своими остекленевшими глазами, понимая, что это надолго. - До следующей весны. Пили и гуляли на пирсе - ночи напролет, у разведенных костров сомнительная публика, оставаясь бодрствовать до самого утра, прячась от дождя в пустых контейнерах. Это был исторический момент для любителей выпить, погулять и подраться в свое удовольствие - на целый год вперед, потому, что это была самая веселая и радостная пора июльского лета, о котором долго будет помнить этот искусственный берег.

Много утонуло под воду пьяных и бесшабашных ныряльщиков с его высоких стен, показывая свою браваду и глупость одновременно, не думая, что могут навсегда остаться в холодной воде на глубине, как своеобразный корм рыбам?
Всегда, почему-то, это сооружение притягивало наших жителей, которая собой, напоминала, какую-нибудь смотровую площадку, с видом на широкое русло реки с ее песчаными плесами и бескрайним тальником, разросшимся по широким берегам. Все, достопримечательности нашей природы, отлично просматривалась с пирса, который был, нашего поселка, как, какая-нибудь - в Пизе башня или в Москве смотровая площадка на Воробьиных горах. А, что?  - Каждый кулик – свое болото хвалит!