Мозги

Игорь Караваев 2
          Жизнь показывает, что человеку, как правило, рано или поздно приходится отвечать не только за свои дела, но и за свои слова...

          Служили в одном экипаже два офицера, Лёня и Гарик. Дружили семьями, всё в жизни и на службе шло у них примерно так же, как и у тысяч других офицеров-подводников - но тут грянули девяностые годы.
 
          Вместе с гласностью, демократией, плюрализмом и прочими ругательными словами, а также не очень весёлыми событиями, эти годы принесли для военных и нечто хорошее. А именно: теперь офицер, если хотел, мог служить уже не до пенсионного возраста (что для многих означало - почти до «деревянного бушлата»), а до окончания контракта, который он должен был заключать с Министерством обороны лишь на несколько лет.

          Это раньше даже серьёзно больной офицер не мог, зачастую, уволиться в запас. Как говорил один мой начальник (увы, ныне покойный), - «У меня нет больных офицеров. У меня есть только живые или мёртвые офицеры». Ну а теперь - если хочешь уволиться - пожалуйста! Для этого даже не нужен никакой диагноз. Закончился контракт - продлевай его, а не желаешь - иди на все четыре стороны.
 
          Гарик, который был тогда штурманом - человек весьма темпераментный и амбициозный - хотел служить, мечтал сделать себе карьеру (в лучшем смысле этого слова). Но, как это бывает не только в смутные времена, на вышестоящую должность, на которую собирались назначать Гарика, взяли другого офицера - то ли по блату, то ли по какой-то другой причине.
 
          Обидевшись (а может быть - попытавшись таким способом шантажировать своих начальников), Гарик написал рапорт с просьбой уволить его в запас. Просьбу эту, неожиданно для всех, командование удовлетворило. Так он стал гражданским человеком, но с Севера не уехал и от моря никуда не ушёл, а устроился работать прямо в своей базе сменным помощником капитана буксира.

          То ли от счастья, что стал по-настоящему свободным «штатским» человеком, то ли, скорее всего, в тайне тоскуя по службе и горюя о несбывшихся мечтах, бывший штурман частенько, встретив своих старых сослуживцев, поддразнивал их:

          - Вы, военные, все такие тупые! Мозгов у вас вообще нет! То ли дело - мы, гражданские!

          Однажды Гарик, стремившийся вырастить из своего сына настоящего мужчину, соорудил для него дома самодельную перекладину. Прежде, чем подпустить ребёнка к этому, казалось бы, нехитрому спортивному снаряду, он решил испытать её сам. К сожалению, злополучная железяка оторвалась, и рухнувший с высоты Гарик получил сильнейшее сотрясение мозга…

          На следующий день Лёня встретил в городке жену своего друга, которая печально выходила из больницы, и встревожено спросил её:

          - Что случилось?

          - Да вот, беда у нас… Гарик упал… Сотрясение мозга...

          Реакция Лёни оказалась неожиданной не только для расстроенной женщины, но и для него самого.

          - Ой, ха-ха-ха... Не могу, ха-ха-ха... Сотрясение мозга - это потому, что гражданский, а не военный... - простонал он, вытирая кулаком выступившие слёзы.